ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2012 года Дело N А33-2413/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «13» августа 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен «20» августа 2012 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Морозовой Н.А., судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н., при участии:

от ответчика (Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации): Маташковой Л.А., представителя по доверенности от 03.05.2012 N44, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭРА Терминал» на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «27» июня 2012 года по делу N А33-2413/2012, принятое судьей Бескровной Н.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЭРА Терминал» (ИНН 2411015448, ОГРН 1052411031496) (далее - ООО «ЭРА Терминал», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469) (далее - фонд) о признании недействительным решения от 03.11.2011 N 114 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного страхования.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «ЭРА Терминал» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы общество указывает следующее:

- судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, поскольку лицензия выдается на вид деятельности, а не на объект (место) где эта деятельность осуществляется;

- само по себе изменение места нахождения и несовершение действий по ее переоформлению лицензии не свидетельствует об ее отсутствии;

- поскольку у муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Емельяновская ЦРБ» (далее - МБУЗ «Емельяновская ЦРБ») имеется лицензия, обособленным структурным подразделением которой является Стеклозаводская городская участковая больница, у суда первой инстанции и фонда не было оснований для квалификации действий этого подразделения по выдаче листков о временной нетрудоспособности как осуществление медицинской деятельности без лицензии.

Фонд в отзыве на апелляционную жалобу не согласилс с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

ООО «ЭРА Терминал», уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 30.07.2012 о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ООО «ЭРА Терминал».

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

На основании распоряжения от 02.09.2011 N177 с/с фондом проведена выездная проверка ООО «ЭРА Терминал» по вопросам расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за период с 01.10.2009 по 31.12.2009.

В ходе проверки фондом установлено, что обществом в 2009 году заявлены к зачету расходы в сумме 64 401 рубль 58 копеек на основании листков нетрудоспособности серии ВХ N 6377642, серии ВХ N6377667, серии ВФ N2472962, серии ВФ N2472957, серии ВХ N6377658, серии ВЦ N9971178, серии ВУ N7031985, серии ВХ N6377696, серии ВХ N6377722, серии ВХ N6377681, серии ВХ N6377711, серии ВЦ N9971163, серии ВХ N6377673, серии ВХ N6377683, выданных подразделением МБУЗ «Емельяновской ЦРБ» - Стеклозаводской городской участковой больницей, при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по экспертизе временной нетрудоспособности.

Результаты выездной проверки оформлены актом от 30.09.2011 N 174 с/с, указанный акт вручен управляющему директору ООО «ЭРА Терминал» Магомедову Р.Д. 30.09.2011.

По результатам материалов проверки при участии представителя общества по доверенности Никодимова И.Б., фондом принято решение от 03.11.2011 N114 «О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», которым обществу отказано в принятии к зачету расходов в размере 64 401 рубль 58 копеек, как произведенных с нарушением статьи 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 N255-ФЗ, пункту 2 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N514.

Общество оспорило решения фонда от 03.11.2011 N114 в арбитражном суде, полагая, что им обоснованно произведены выплаты по соответствующим установленным нормам листкам нетрудоспособности, поэтому фонд неправомерно отказал в принятии указанных расходов.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя фонда и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что фонд доказал законность и обоснованность вынесенного им решения от 03.11.2011 N114. Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), общество является страхователем по обязательному социальному страхованию.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, за счет собственных средств.

В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения относится пособие по временной нетрудоспособности. Пунктом 1 статьи 22 названного Федерального закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление страхового случая, которое документально подтверждено.

При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона N 165-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.

Статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, установлено, что страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Как указано в пункте 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

В силу пункта 1 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.

Согласно пункту 2 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 листок нетрудоспособности выдают лечащие врачи медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относится медицинская деятельность.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ установлено, что в решении о предоставлении лицензии и документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Положение о лицензировании медицинской деятельности, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30. В силу пункта 10 данного положения выданный лицензирующим органом документ, подтверждающий наличие лицензии, должен иметь приложение, содержащее наименования работ (услуг), являющееся неотъемлемой частью указанного документа.

Из содержания пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также пункта 10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, следует, что лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности вправе оказывать лишь тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии. При этом лицензируемый вид деятельности, в частности, медицинская деятельность, подлежит осуществлению по адресам, указанным в полученной лицензии.

Исходя из толкования вышеприведенных положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности», Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правом на выдачу листков нетрудоспособности наделены медицинские организации, оказывающие перечень конкретных медицинских услуг, указанных в приложении к полученной лицензии на осуществление медицинской деятельности, по отраженным в данной лицензии адресам.

При отсутствии у медицинского учреждения в целом лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо при оказании медицинских услуг, не указанных в приложении к выданной лицензии, либо при оказании соответствующих услуг не по тем адресам, которые отражены в имеющейся лицензии, у фонда отсутствуют основания для принятия к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности, осуществленную на основании больничных листков, выданных с нарушением порядка, установленного действующим законодательством.

Следовательно, доводы апелляционной жалобы о том, что лицензия выдается на вид деятельности, и не должна учитывать объект (место) где эта деятельность осуществляется; о том, что само по себе изменение места нахождения и несовершение действий по переоформлению лицензии не свидетельствует об ее отсутствии, не принимаются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании норм права.

Как следует из материалов дела (в том числе акта проверки от 30.09.2011 N 174 с/с) и не оспаривается сторонами, МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» выданы лицензии на право осуществления медицинской деятельности. В приложениях к данным лицензиям указаны адреса места осуществления медицинской деятельности, в том числе по экспертизе временной нетрудоспособности: Красноярский край, Емельяновский район, р.п. Емельяново, ул. Московская, д.2, стр. 1; д.2 стр. 2; д.2п.

Лицензиями, выданными МБУЗ «Емельяновская ЦРБ», не установлено право осуществлять медицинскую деятельность, в том числе по экспертизе временной нетрудоспособности, обособленным подразделением медицинского учреждения - Стеклозаводской городской участковой больницей, по месту фактического нахождения данного подразделения.

Из материалов дела следует, что фонд отказал обществу в принятии к зачету произведенных им расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в 2009 году в сумме 64 401 рубль 58 копеек в связи с тем, что листки нетрудоспособности (серии ВХ N6377642, серии ВХ N6377667, серии ВФ N2472962, серии ВФ N2472957, серии ВХ N6377658, серии ВЦ N9971178, серии ВУ N7031985, серии ВХ N6377696, серии ВХ N6377722, серии ВХ N6377681, серии ВХ N6377711, серии ВЦ N9971163, серии ВХ N6377673, серии ВХ N6377683), на основании которых произведены указанные выплаты, выданы Стеклозаводской городской участковой больницей по адресу, не указанному в приложениях к имеющимся у МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» лицензиям.

Основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является наступление страхового случая в виде временной нетрудоспособности. Наступление такого страхового случая подтверждается больничным листком, выданным врачом, имеющим право на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Поскольку больничные листки в рассматриваемом случае выданы именно обособленным подразделением - Стеклозаводской городской участковой больницей при отсутствии у МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» лицензии на осуществление деятельности по экспертизе временной нетрудоспособности по адресу этого обособленного подразделения, указанные больничные листки не подтверждают наступление страхового случая. Следовательно, произведенные обществом на основании указанных больничных листков выплаты пособий по временной нетрудоспособности в сумме 64 401 рубль 58 копеек обоснованно не приняты фондом к зачету.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку у МБУЗ «Емельяновская ЦРБ» имеется лицензия, обособленным структурным подразделением которой является Стеклозаводская городская участковая больница, у суда первой инстанции и фонда не было оснований для квалификации действий этого подразделения по выдаче листков о временной нетрудоспособности как осуществление медицинской деятельности без лицензии, подлежат отклонению.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что фонд доказал законность и обоснованность вынесенного им решения от 03.11.2011 N 114, поэтому решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции относятся на общество.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от «27» июня 2012 года по делу N А33-2413/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

     Председательствующий
Н.А.Морозова
Судьи
Г.Н.Борисов
О.А.Иванцова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка