• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 июля 2012 года Дело N А55-26507/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2012 года

Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2012 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Жадновой А.Ю.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2012 года по делу N А55-26507/2011 (судья Медведев А.А.), по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Самарская область, г. Самара, к Государственному унитарному предприятию федеральной собственности «Внешнеэкономическая фирма «Турбина», Самарская область, г. Самара, о взыскании 1 966 090,72 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с Государственного унитарного предприятия федеральной собственности «Внешнеэкономическая фирма «Турбина» (далее - ГУП ФС «Внешнеэкономическая фирма «Турбина», ответчик) чистой прибыли в размере 1 765 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 231 090,72 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2012 ТУ Росимущества в Самарской области отказано в удовлетворении заявленных требований.

ТУ Росимущества в Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 20.03.2012, принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Исковые требования Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обосновывает указанием на следующие обстоятельства.

Государственное унитарное предприятие федеральной собственности «Внешнеэкономическая фирма «Турбина» является федеральным государственным унитарным предприятием, имущество за которым закреплено на праве хозяйственного ведения.

По итогам 2008 г. чистая прибыль ГУП ВЭФ «Турбина» составляет 352000 рублей (строка 190 формы 2 бухгалтерской отчетности на 31.12.2008 г.).

По итогам 2009 г. чистая прибыль предприятия составляет 1 412 000 рублей (строка 190 формы 2 бухгалтерской отчетности на 31.12.2009 г.).

В соответствии с абз. 2 ст. 295 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества государственного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

На основании подп. 3, 12 п. 1 ст. 20 указанного Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия, а также утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение.

Согласно п. 1 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009г. N 278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления.

В соответствии с п. 5.31 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает поступления в федеральный бюджет дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям акционерных обществ (доходов по долям в уставном капитале иных хозяйственных обществ), доходов от использования иного федерального имущества (за исключением части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти), а также денежных средств, полученных в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.09.2009г. N 278, Территориальное управление принимает меры для обеспечения и несет ответственность за поступление в федеральный бюджет дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям акционерных обществ (доходов по долям в уставном капитале иных хозяйственных обществ), средств от приватизации и доходов от использования иного федерального имущества (за исключением части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти), средств от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также от продажи права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (аукционах, конкурсах).

В соответствии с п. 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 г. N 228 (далее - Правила), часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на следующий год (п. 2 Правил от 10.04.2002 г. N 228).

В соответствии с постановлением Правительства N 739 от 03.12.2004 г. «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности или включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в случае, если акции созданных посредством их преобразования акционерных обществ предполагается внести в уставный капитал других акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности, осуществляют утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия, а также утверждение сметы доходов и расходов федерального казенного предприятия.

Программа деятельности ГУП ВЭФ «Турбина» на 2008-2009 гг. заявителем не утверждена.

Согласно Правилам при отсутствии утвержденной программы деятельности на текущий год, часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в текущем году, определяется путем уменьшения чистой прибыли предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях (далее - Закон) унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Уставом Предприятия резервный фонд не предусмотрен, порядок формирования и размер резервного фонда не определены.

Также согласно Закону унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

В соответствии с п. 5.4 Устава Предприятие создает следующие специальные фонды:

- фонд развития производства;

- фонд социального развития;

- фонд стимулирования труда;

- вкладной фонд;

- иные фонды, которые будут образованы Советом предприятия.

Порядок формирования и размеры указанных фондов Уставом не определены.

В резервный и иные фонды Предприятием денежные средства не перечислялись, что подтверждается бухгалтерской отчетностью Предприятия за 2008-2009 гг. - формами N 3 «Отчет об изменении капитала» (строка 040 I раздела, III раздел) на 31.12.2008 г. и на 31.12.2009 г., N 1 «Бухгалтерский баланс» (III раздел) на 31.12.2008 г. и на 31.12.2009 г., а также письмом Предприятия от 31.12.2010 г. б/н.

Таким образом, по мнению заявителя, предприятие должно перечислить чистую прибыль в федеральный бюджет по итогам 2008 - 2009 г., которая составляет в 2008 г. - 352000 рублей, в 2009 г. - 1 412 000 рублей.

В соответствии с п.8 Правил перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня.

Программа деятельности предприятия на 2011 год утверждена распоряжением Территориального управления от 27.12.2010 N648-р. В соответствии с указанной программой предприятие должно перечислить в федеральный бюджет по итогам 2010г. чистую прибыль в 100-процентном размере, которая составляет 1000 руб. ( строка 190 формы 2 бухгалтерской отчетности за 2010 год).

Однако, до настоящего времени вышеуказанные денежные средства не поступили, что послужило основанием для обращения ТУ Росимущества в Самарской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Пунктами 1, 2, 6, 7 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий установлено, что федеральный орган исполнительной власти утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта, который руководитель предприятия представляет федеральному органу исполнительной власти.

Часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.

Решение федерального органа исполнительной власти, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, представляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в течение 7 дней с даты принятия.

На основании анализа вышеприведенных норм Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что для определения размера части чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет необходимо решение федерального органа исполнительной власти.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2010 г. N 07АП-10573/09 по делу N А27-9108/2009.

Таким образом, до принятия в установленный Правилами срок решения по вопросу о размере подлежащей перечислению предприятием части чистой прибыли размер прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, считается не определенным, а обязанность предприятия по ее перечислению в сумме иска - не установленной.

Доказательства принятия заявителем в срок до 1 мая 2009г., 2010г. и 2011 соответственно решений о размере прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, в материалы дела не представлены, несмотря на то, что из текста заявления следует осведомлённость истца о необходимости принятия указанных решений в установленный срок.

При этом суд отмечает, что истец просит взыскать с ответчика всю прибыль предприятия в размере, определяемым истцом исходя из данных строк 190 формы 2 бухгалтерской отчетности ответчика, тогда как Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий предусмотрено перечисление предприятием части прибыли и особый порядок ее определения и расчета.

Ссылка истца в обоснование своей позиции на п. 8 Правил, предусматривающий срок до которого необходимо перечислить часть прибыль (15 июня) правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку указанный срок применяется в отношении части прибыли, определённой в вышеуказанном порядке. Между тем, Правила предусматривают не произвольный порядок получения собственником части прибыли государственных предприятий, а определённый порядок, который истцом не был выполнен.

При таких обстоятельствах, судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального права. Иная оценка истцом установленных судом обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 марта 2012 года по делу N А55-26507/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Е.Г.Попова
Судьи
В.Е.Кувшинов
Е.И.Захарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-26507/2011
11АП-5204/2012
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 02 июля 2012

Поиск в тексте