• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2012 года Дело N А55-21062/2011

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года

Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2012 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Селиверстовой Н.А., при ведении протокола судебного заседания Бугир Р.С.,

при участии:

от истца - представители Филатова Н.А. (доверенность от 20.02.2012 N 7/ю); Руденко С.А. (доверенность от 10.01.2012 N 01/12),

от ответчика - представитель Тукмаков Е.И. (доверенность от 10.04.2012 N 869),

от третьих лиц:

Департамент управления имуществом г.о. Самара - представитель Шамилина Е.Ю. (доверенность от 14.05.2012 N 951),

Муниципальное образование г.о. Самара в лице администрации г.о. Самара - представитель Шлома О.В. (доверенность от 12.10.2011 N 01/04-1215),

Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара - представитель Ананьин А.Н. (доверенность от 17.01.2012 N 07/01-12-131),

МП г.о. Самара «Инженерная служба» - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Виктор и Ко Мега Парк» на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2012 года по делу N А55-21062/2011 (судья С.В. Агеенко),

по иску Муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерные системы» (ИНН 6315946321, ОГРН 1086315002685), Самарская область, г. Самара,

к обществу с ограниченной ответственностью «Виктор и Ко Мега Парк» (ИНН 6312065935, ОГРН 1066312051189), Самарская область, г. Самара,

при участии в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: Департамента управления имуществом г.о. Самара, г. Самара,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Муниципального образования городской округ Самара в лице администрации г.о. Самара, г. Самара,

Департамента благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, г. Самара,

Муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерная служба», г. Самара,

о взыскании неосновательного обогащения в сумме 4 003 664 руб. 65 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие г.о. Самара «Инженерные системы» (далее - истец, МП «Инженерные системы») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Виктор и Ко Мега Парк» (далее - ответчик, ООО «Виктор и Ко Мега Парк») о взыскании неосновательного обогащения в размере 4 003 664,65 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2012 года по делу N А55-21062/2011 заявленные требования удовлетворены. С ООО «Виктор и Ко Мега Парк» в пользу Муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерные системы» взыскано неосновательное обогащение в размере 4 003 664,65 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 43 018,37 руб.

Заявленные требования Департамента управления имуществом городского округа Самара оставлены без удовлетворения (т.4, л.75-78).

Ответчик не согласился с принятым решением. В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования оставить без удовлетворения.

По мнению заявителя жалобы, вывод суда о том, что ответчик самовольно использует городскую дождевую канализацию, является необоснованным.

Судом неправомерно применены Правила пользования системой дождевой канализации города Самары, утвержденные постановлением главы города Самары от 31.01.2005 N 26, поскольку п. 36 указанных правил противоречит пункту 57 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167.

Вывод суда о том, что сети дождевой канализации являются муниципальной собственностью, также является необоснованным. Право хозяйственного ведения истцом на сети дождевой канализации не зарегистрировано, в связи с чем, не возникло.

В соответствии со ст.158 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) рассмотрение дела откладывалось с 19.06.2012 на 17.07.2012, с 24.07.2012 на 02.08.2012.

В соответствии со ст.163 АПК РФ в судебных заседаниях объявлялись перерывы с 17.07.2012 до 10 час 30 мин 24.07.2012, со 02.08.2012 до 9 час 40 мин 09.08.2012.

В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представители истца и третьих лиц, отклонили апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзывах.

Представитель третьего лица Муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерная служба» в судебное заседание не явился.

С учетом мнения явившихся участников процесса дело рассмотрено в отсутствие представителя Муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерная служба» в соответствии со ст. 123, 156, 266 АПК РФ.

Проверив материалы дела, ознакомившись с представленными отзывами, выслушав представителей сторон и третьих лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.

Из материалов дела следует, что МП городского округа Самара «Инженерные системы» было образовано в соответствии с постановлением главы городского округа Самара N 178 от 17.03.2008 (т. 1, л. 12).

Вышеуказанным Постановлением определено, что предметом и основным видом деятельности Предприятия являются оказание услуг по приему и транспортировке поверхностных, дренажных, поливомоечных и нормативно-чистых производственных сточных вод от предприятий и с территории городского округа Самара через системы дождевой канализации (абонирование на договорной основе), а также осуществления контроля за соблюдением лимитов сточных вод, сбрасываемых через сети дождевой канализации городского округа Самара.

Согласно п. 2.2. Устава предметом деятельности Предприятия является: содержание и эксплуатация дождевой канализации и искусственных сооружений, выполнение функций водопользователя (т. 1, л. 15-20).

В соответствии с п. 3.2. Постановления N 178 от 17.03.2008 и договором N 000378Х от 25.12.2008 о порядке использования муниципального имущества Предприятию на праве хозяйственного ведения было передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, в том числе система городской дождевой канализации для эксплуатации и содержания. МП «Инженерные системы» осуществляет свою деятельность за счет прибыли от использования имущества, находящегося у него в хозяйственном ведении, в связи с чем, содержание и эксплуатация имущества осуществляется за счет денежных средств, поступающих от организаций, заключивших с муниципальным предприятием договор на прием сточных вод в городскую дождевую канализационную сеть (т. 1, л. 29-31).

Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального хозяйства и канализации в Российской Федерации, которые регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства.

На территории городского округа Самара данную сферу деятельности регулируют Правила пользования системой дождевой канализации города Самары, утвержденные постановлением главы города Самары N 26 от 31.01.2005 (далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 3 Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и владельцем сети в сфере пользования системой дождевой канализации города Самары.

В силу положений пункта 4 Правила являются обязательными для владельца сети и всех абонентов (заказчиков) и субабонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что владелец сети предоставляет услуги абонентам по транспортировке сточных вод через систему дождевой канализации как при непосредственном подключении сетей абонента, так и при отводе поверхностных сточных вод по рельефу местности.

В соответствии с пунктами 9 и 10 Правил сброс сточных вод в дождевую канализацию разрешается при наличии:

- технических условий, выданных Уполномоченным органом на присоединение к дождевой сети (для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов);

- разрешения владельца сети на присоединение к системе городской дождевой канализации (водоотведение);

- договора на сброс (прием) сточных вод, заключенного между абонентом и владельцем сети.

Запрещается любое самовольное присоединение к системе городской дождевой канализации.

Лица, не имеющие собственных выпусков дождевой канализации, но сбрасывающие поверхностные стоки по рельефу в систему городской дождевой канализации, заключают договор с владельцем сети на прием поверхностных стоков с их территорий (п. 10). Порядок выдачи разрешений на присоединение (водоотведение) к системе городской дождевой канализации определен главой IV вышеназванных Правил.

Пунктом 36 Правил установлено, что в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системой городской дождевой канализации:

- количество сброшенных сточных вод исчисляется по пропускной способности устройств при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения;

- количество загрязняющих веществ определяется по результатам отбора проб владельцем сети.

Согласно пункту 40 Правил при обнаружении самовольно возведенного устройства и сооружения для присоединения к системе городской дождевой канализации представитель владельца сети оформляет акт и выписывает владельцу указанных устройств и сооружений, не являющемуся абонентом, платежный документ для оплаты за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, объемы которых определяются в соответствии с пунктом 36 Правил.

Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара N 734 от 23.06.2008 «О передаче в хозяйственное ведение муниципального имущества», в соответствии со ст. 209, 215, 299 ГК РФ муниципальному предприятию «Инженерные системы» было передано имущество - сети дождевой канализации по ул. Дыбенко от ул. И. Булкина до ул. 13-й проезд, что подтверждается Актом приема-передачи от 24.06.2008 (т. 1, л. 32-33).

Ответчику принадлежит торгово-развлекательный комплекс «Космопорт» (далее по тексту - ТРК Космопорт), расположенный по адресу: г. Самара, ул. Дыбенко, дом N 30.

Согласно плану территории ТРК Космопорт, ответчик имеет собственную систему водосбора ливневых стоков, предназначенную для отвода дождевых, талых и дренажных вод со своей территории.

Согласно актам технического обследования от 15.10.2008 и от 01.07.2011 система отводящих коллекторов с территории ответчика имеет подключение (врезку) к городскому дождевому коллектору на ул. Дыбенко (т. 1, л. 42-43).

Сточные воды ответчик самостоятельно в водные объекты не транспортирует, а самовольно использует городскую дождевую систему канализации, что кроме вышеуказанных актов подтверждено схемой ливневой канализации (т.1, л. 39-41).

Договор между МП г.о. Самара «Инженерные системы» и ООО «Виктор и Ко Мега Парк» до настоящего времени не заключен в связи с уклонением последнего.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Поскольку ответчик самовольно пользуется городской системой ливневой канализацией, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.

Размер неосновательного обогащения определен истцом с учетом постановления главы городского округа Самара N 292 от 25.04.2008 «Об установлении тарифа МП городского округа Самара «Инженерные системы» на водоотведение (транспортировку сточных вод)», который за период за период с 01.11.2008 по 30.11.2008 составляет 4 003 664,65 руб.

Довод ответчика о том, что Муниципальное предприятие г.о. Самара «Инженерные системы» является ненадлежащим истцом, поскольку на систему дождевой канализации не зарегистрировано право муниципальной собственности, суд первой инстанции обоснованно отклонил.

В соответствии с пунктом 1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление N 3020-1), к объектам муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В данном случае спорный объект недвижимости является объектом, относящимся к муниципальной собственности, в силу пункта 1 приложения 3 к указанному Постановлению как объект инженерной инфраструктуры городов.

Из материалов дела следует, что объект недвижимости - сети дождевой канализации, расположенные по адресу: г. Самара. Советский район, по ул. Дыбенко от ул. Ивана Булкина до Тринадцатого проезда, являются муниципальной собственностью, включены в реестр муниципального имущества 17.09.92 за номером 00296Л на основании Решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов N 222 от 17.09.92, что подтверждается выпиской из реестра от 17.11.2011 N 15-07-06/59626, имеющейся в материалах дела.

Решение Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов N 222 от 17.09.92 было принято во исполнение Закона N 343-1 от 21.11.1990 «О дополнительных полномочиях Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» и Решения Самарского областного Совета народных депутатов от 19.11.1991, согласно которому в собственность городского округа Самара переданы сети дождевой канализации, на тот момент времени находящиеся на балансе и относящиеся к основным средствам предприятия - Объединения Куйбышевспецремстрой (порядковый номер 102), что подтверждается балансом предприятия на 01.01.1992, где данный объект указан в графе «объекты и элементы внешнего благоустройства».

Далее сети дождевой канализации перешли на баланс муниципального предприятия «Ремстройблагоустройство» в связи с тем, что данное муниципальное предприятие было создано по решению трудового коллектива объединения «Куйбышевспецремстрой» и явилось его правопреемником.

Постановлением администрации г. Самары от 30.03.1992 N 140 «О придании муниципальному предприятию «Ремстройблагоустройство» статуса головного предприятия» на данное предприятие были возложены функции заказчика на капитальный ремонт и содержание дорог, зеленых насаждений, уличного освещения, мостов, путепроводов, ливневой канализации.

Решением Комитета по управлению имуществом города Самары от 21.12.1995 N 1084 была утверждена новая редакция Устава муниципального предприятия «Ремстройблагоустройство».

На основании решения Комитета по управлению имуществом города Самары от 20.10.1997 N 447 «О реорганизации муниципального предприятия «Ремстройблагоустройство» из состава муниципального предприятия «Ремстройблагоустройство» было выделено муниципальное унитарное предприятие администрации г. Самары «Инженерная служба».

Решением Комитета по управлению имуществом города Самары от 28.04.2000 N 196 «О закреплении элементов внешнего благоустройства за МУП «Инженерная служба» элементы внешнего благоустройства, в том числе сети дождевой канализации в Советском районе по улице Дыбенко от И. Булкина до 13-го проезда, протяженностью 2534 м.п., были закреплены за муниципальным предприятием «Инженерная служба».

Приказом Департамента от 02.06.2008 N 565 «Об изъятии из хозяйственного ведения муниципального предприятии городского округа Самара «Инженерная служба» муниципального имущества» указанный объект недвижимости, в числе прочих, был изъят и на основании приказа Департамента от 23.06.2008 N 734 «О передаче в хозяйственное ведение муниципального предприятия городского округа Самара «Инженерные системы» муниципального имущества и акта приема-передачи от 24.06.2008 был передан Истцу по настоящему делу, у которого и находится на праве хозяйственного ведения и учитывается на балансе до настоящего времени.

Оценив указанные письменные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости - сети дождевой канализации, расположенные по адресу: г. Самара, Советский район, по ул. Дыбенко от ул. Ивана Булкина до Тринадцатого проезда, является ранее возникшим в силу закона, возникло до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и согласно ст. 6 указанного закона признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации, государственная регистрация такого права должна проводиться по желанию правообладателя.

Судом также установлено, что 01.12.2006 Департаментом городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара (далее - ДГХиЭ) за исх. N 427 на имя генерального директора ООО «Виктор и Ко Мега Парк» Манюхина А.Е. было выдано дополнение к техническим условиям N 420 от 30.12.2005, выданных на разрешение УГА N 178/6 от 28.11.2006 (т. 3, л. 64-67).

В соответствии с вышеназванным дополнением ДГХиЭ согласовывает проектирование многофункционального торгового комплекса на земельном участке площадью около 13 га по ул. Дыбенко в границах улиц Ивана Булкина, Антонова-Овсеенко, Карбышева и Дыбенко в Советском районе при выполнении перечисленных в нем условий.

Условиями согласования проекта для ООО «Виктор и Ко Мега Парк» было выполнение, в том числе следующих пунктов: п. 7 разработка проекта водоотвода поверхностных стоков с территории застройки в существующий дождевой коллектор Д=1000 мм по ул. Дыбенко при условии:

- существующий дождевой коллектор Д=1000 мм по ул. Дыбенко капитально отремонтировать (смотровые колодцы и дождеприемники найти, очистить, восстановить, ствол промыть, прочистить, в случае необходимости переложить) от ул. Ивана Булкина по ул. Карбышева и предъявить представителю МП г. Самара «Инженерная служба» т. 932-06-20;

- запроектировать и построить дождевой коллектор Д=500-700 мм по ул. Ивана Булкина с подключением в существующие дождевые коллектора по ул. Дыбенко и Антонова-Овсеенко. Дождеприемники расставить вдоль борта;

- место врезки определить проектом, в случае подключения в существующий смотровой колодец выполнить его реконструкцию;

- нормативы для загрязняющих веществ, сбрасываемых в городской дождевой коллектор со сточными водами с территории застройки, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к сбрасываемым сточным водам в водоемы в черте города, согласно «Правилам пользования системой дождевой канализации г. Самары», утвержденными Постановлением Главы города Самары от 31.01.2005 N 26;

- подключение в дождевой коллектор выполнить в присутствие представителя МП г. Самары «Инженерные служба» с получением письменного разрешения после заключения договора на прием стоков т. 932-06-20.

Техническими условиями от 30.12.2005 N 420 было предусмотрено, в том числе выполнение мероприятий, исключающих подтопление жилой застройки ул. И. Булкина грунтовыми водами. Подключение в ливневый коллектор выполнить в присутствии представителя МП «Инженерная служба» с получением письменного разрешения после заключения договора на прием стоков.

08.10.2007 ДГХиЭ г.о. Самара и ООО «Виктор и Ко Мега Парк» заключили соглашение N 6. Предметом соглашения является завершение работ Застройщиком по благоустройству многофункционального торгового комплекса по ул. Дыбенко в границах улиц Ивана Булкина, Антонова-Овсеенко, Карбышева и Дыбенко в Советском районе, построенного согласно проекту, разработанному ООО «ЦИТР» и технических условий «Департамента» N 427 от 01.12.2006.

Пунктом 1.1.6. Соглашения было предусмотрено предоставление информации о выполнении технических условий на подключение построенного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения по постоянной схеме.

Учитывая, что сети дождевой канализации переданы истцу на праве хозяйственного ведения, находятся у него на балансе и истец фактически несет бремя их содержания, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (т.4, л. 1-56) требования истца обоснованно удовлетворены. По тем же основаниям заявленные требования Департамента управления имуществом городского округа Самара оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ отнесены на ответчика.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются. Факт самовольного пользования ответчиком дождевой канализацией подтвержден материалами дела, в связи с чем выводы суда в указанной части являются обоснованным и правильным.

Судом также обоснованно применены Правила пользования системой дождевой канализации города Самары, утвержденные постановлением главы города Самары от 31.01.2005 N 26, поскольку указанные правила не были отменены и не признаны незаконными.

Ответчик обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании пункта 36 Правил несоответствующим иному нормативному правовому акту (т.4, л. 119-127), в связи чем заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу, однако в последствии указанное ходатайство отозвал.

Довод заявителя жалобы о том, что сети дождевой канализации не являются муниципальной собственностью и право хозяйственного ведения истцом на сети дождевой канализации не зарегистрировано, приводился в суде первой инстанции был исследован судом и обоснованно отклонен.

Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают. Обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства оценены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2012 года по делу N А55-21062/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Виктор и Ко Мега Парк» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Е.Г.Демина
Судьи
О.И.Буртасова
Н.А.Селиверстова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-21062/2011
11АП-4818/2012
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 10 августа 2012

Поиск в тексте