• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2012 года Дело N А72-420/2012

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 15 августа 2012 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 20 августа 2012 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е., с участием:

от заявителя - извещен, не явился, от заинтересованных лиц:

от Управления Росреестра по Ульяновской области - извещен, не явился,

от Минлесхоза Ульяновской области - извещен, не явился,

от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» - извещен, не явился,

от ТУ ФАУГИ в Ульяновской области - извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 мая 2012 г. по делу N А72-420/2012 (судья Ипполитова И.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление трест-13» (ИНН 7325074128, ОГРН 1077325010421), г. Ульяновск, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконными и отмене отказов, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Строительно-монтажное управление трест-13» (далее заявитенль) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее ответчик) от 28.11.2011 г. N 09/051/2011-334 в государственной регистрации договора N 480 аренды лесного участка, о признании незаконным и отмене отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 28.11.2011 г. N 09/051/2011-333 в государственной регистрации договора N 482 аренды лесного участка, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в установленном законодательством порядке осуществить государственную регистрацию договора N 480 аренды лесного участка, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в установленном законодательством порядке осуществить государственную регистрацию договора N 482 аренды лесного участка.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 мая 2012 г. по делу N А72-420/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе третье лицо - Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и судом неправильно применен закон.

Заявитель - общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление трест-13» в отзыве указывает на то, что считает доводы апелляционной жалобы обоснованными и просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.

Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области в отзыве указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 19.01.2011 г. Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области был проведен аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков. По результатам проведенного аукциона победителем по лотам N 8 и N 10 признано Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление трест-13».

По результатам аукциона 20.01.2011 г. между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и ООО «СМУ трест-13» оформлены два договора аренды лесного участка: N 480 в отношении лесного участка, зарегистрированного в государственном лесном реестре под условным номером 792-2010-08, имеющего местоположение: Ульяновская область, МО «Ульяновский район», Ульяновское лесничество, Ульяновское участковое лесничество, квартал 56, выдел 12, общей площадью 0,11 га. (лот N 8); N 482 в отношении лесного участка, зарегистрированного в государственном лесном реестре под условным номером 794-2010-08, имеющего местоположение: Ульяновская область, МО «Ульяновский район», Ульяновское лесничество, Ульяновское участковое лесничество, квартал 56, выдел 13, общей площадью 0,08 га. (лот N 10).

12.10.2011 г. ООО «СМУ трест-13» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области с заявлением о государственной регистрации договоров аренды лесных участков N 480 от 20.01.2011 г. и N 482 от 20.01.2011 г.

28.10.2011г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области на основании п. 1 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) были приняты решения о приостановлении государственной регистрации: договора аренды N 480 на срок до 27.11.2011 г. по причинам, указанным в уведомлении о приостановлении государственной регистрации N 09/051/2011-334; договора аренды N 482 на срок до 27.11.2011 г. по причинам, указанным в уведомлении о приостановлении государственной регистрации N 09/051/2011-353.

28.11.2011 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области направило ООО «СМУ трест-13» сообщения об отказе в государственной регистрации: N 09/051/2011-334 в отношении договора аренды лесного участка N 480 от 20.01.2011 г. и N 09/051/2011-333 в отношении договора аренды лесного участка N 482 от 20.01.2011г., по причинам не предоставления документов, необходимых для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области в регистрации договоров аренды лесных участков ООО «СМУ трест-13» мотивирован тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации» для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации). В записях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о праве собственности Российской Федерации на указанный лесной участок, заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный лесной участок не представлено. Документы, подтверждающие факт публикации извещения о проведении аукциона в периодическом печатном издании, на государственную регистрацию не представлены.

Абзацем 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации предусмотрено принятие решения об отказе в государственной регистрации в случае не представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

В данном случае, по мнению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области, на государственную регистрацию Обществом не были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 0,11 га., являющийся предметом договора аренды N 480; заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 0,08 га., являющийся предметом договора аренды N 482; документы, подтверждающие факт публикации извещений о проведении аукционов по продаже права аренды лесного участка площадью 0,11 га. и лесного участка площадью 0,08 га. в, газете «Ульяновская правда», являющейся в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 22.06.2009 N 246-П периодическим печатным изданием для опубликования информации о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности. Указанные документы необходимы государственному регистратору для проведения правовой экспертизы в порядке ст. 13 Закона о регистрации.

В соответствии с п.1 ст.8 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно п. 1 договоров аренды лесного участка N 480, N 482 лесной участок, передаваемый в аренду Обществу, находится в федеральной собственности.

Лесные участки площадью 0,11 га., 0,08 га. входит в состав земель лесного фонда и имеют разрешенное использование: защитные леса (лесопарковая зона). Данные сведения о правовом режиме указаны в плане лесного участка, составленном 23.08.2010 г.

Следовательно, лесной участок площадью 0,11 га. и лесной участок площадью 0,08 га., передаваемые в аренду Обществу, являются участками, в отношении которых собственность разграничена в силу ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон о введении ЗК РФ).

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Закона, осуществляется после государственной регистрации права на них, если федеральным законом не предусмотрено иное.

В силу закона Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 73:01:00:338/2003:48, общей площадью 33 123 га., расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский лесхоз (свидетельство о государственной регистрации 73-АТ N096864).

Выдела земельных участков из названного земельного участка не производилось, как следствие не проводилась и государственная регистрация.

Таким образом, отсутствуют как самостоятельные объекты земельные участки: общей площадью 0,11 га., расположенный по адресу: Ульяновская область, МО «Ульяновский район», Ульяновское лесничество, Ульяновское участковое лесничество, квартал 56, выдел 12; общей площадью 0,08 га., расположенный по адресу: Ульяновская область, МО «Ульяновский район», Ульяновское лесничество, Ульяновское участковое лесничество, квартал 56, выдел 13.

В силу действия законодательства, наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, передаваемый в аренду, является необходимым условием проведения государственной регистрации договора аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации в силу закона.

Однако в ЕГРП записей о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 0,11 га. и лесной участок площадью 0,08 га. не имеется.

Заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 0,11 га. и лесной участок площадью 0, 08 га. в течение срока государственной регистрации и приостановления регистрации не были представлены.

По сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра», сведения о земельных участках, с местоположением: Ульяновская обл., МО «Ульяновский р-н» Ульяновское лесничество, Ульяновское участковое лесничество, квартал 56, выдел 12, площадью 0,11 га. и выдел 13 площадью 0,08 га. в Государственном кадастре недвижимости также отсутствуют.

В соответствии со ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с п. 6 ст. 47 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с о ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Согласно п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

В соответствии со ст. 4.1 ФЗ N 201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации» (ред. от 18.07.2011) до 01.01.2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

В данном случае, лесной участок с кадастровым номером 73:01:00:338/2003:48 (в состав которого вошли участки лесного фонда, площадью 0,11 га. и 0,08 га.) прошел кадастровый учет, поэтому действие ст. 4.1 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ к участкам, входящим в состав участка с кадастровым номером 73:01:00:338/2003:48 неприменим.

С учетом изложенного, арбитражный суд перовой инстанции сделал правильный вывод в решении о том, что нормы ст. 4.1 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 и редакции от 12.12.2011) «О введении в действие Лесного кодекса РФ» не применимы в данном случае.

Земельные участки лесного фонда, площадью 0, 11 га. и 0,08 га., не были в установленном порядке выделены из состоящего на государственном кадастровом учете земельного участка лесного фонда площадью 33 123 га., расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский лесхоз (свидетельство о государственной регистрации 73-АТ N096864) с кадастровым номером 73:01:00:338/2003:48, не сформированы в качестве самостоятельного объекта права. Изменения в кадастровый учет земельного участка лесного фонда площадью 33 123 га., с кадастровым номером 73:01:00:338/2003:48 не были внесены.

В соответствии с абзацем 11 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 (ред. от 12.12.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, а поэтому отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований и возложения на регистрирующий орган обязанности провести государственную регистрацию.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.

С учетом положений статей 9, 13, 17 Закона о государственной регистрации в компетенцию регистрирующего органа входит проверка при проведении правовой экспертизы документов законности сделок на предмет соответствия их по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, то есть установление отсутствия оснований считать сделку ничтожной, которая недействительна независимо от такого признания ее судом. Сделка, заключенная по результатам торгов, проведенных с нарушением правил, ничтожной не является, а становится недействительной как следствие признания в судебном порядке недействительными торгов, оспоренных заинтересованным лицом.

Правила о сроках и порядке опубликования информационного сообщения о торгах относятся к процедуре проведения торгов, и несоблюдение этих правил в силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для обращения заинтересованного лица в суд с иском о признании недействительными торгов, проведенных в данном случае в форме аукциона, а удовлетворение такого иска влечет недействительность договора, заключенного по результатам аукциона.

Из совокупности статей 166, 449 названного Кодекса с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, следует, что торги, даже если при их проведении были нарушены правила, установленные законом, не могут считаться недействительными до признания их таковыми судом по иску заинтересованного лица. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.

Требование ответчика предоставить сведения об опубликовании третьим лицом извещения о проведении аукциона в СМИ не основано на законе. Извещения о проведении аукционов опубликованы Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области на официальном сайте министерства www.mpr73.ru. Закон не содержит требования о предоставлении в регистрирующий орган такого рода извещения.

Однако, факт неправомерности отказа в связи с непредставлением сведений об опубликовании извещения о проведении аукциона в СМИ не является основанием признать отказ в регистрации договоров аренды лесных участков незаконным, поскольку основание отказа в регистрации договоров в связи с не предоставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав: заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 0,11 га., являющийся предметом договора аренды N 480; заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 0,08 га., являющийся предметом договора аренды N 482, основаны на законе.

Таким образом, на основании изложенного, проанализировав обстоятельства дела и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 мая 2012 г. по делу N А72-420/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
В.В.Кузнецов
Судьи
Е.М.Рогалева
С.Т.Холодная

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-420/2012
11АП-8518/2012
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 20 августа 2012

Поиск в тексте