• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2012 года Дело N А41-953/12

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2012 года

председательствующего судьи Шевченко Е.Е., судей Бархатова В.Ю., Кручининой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тамбовским М.А., при участии в заседании:

от Администрации Волоколамского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Новак Ю.А. (представителя по доверенности от 11.04.2012 N 128-Д),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волоколамского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.05.2012 по делу N А41-953/12, принятое судьей Неяскиной Е.А.,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Волоколамского муниципального района Московской области (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) от 19.09.2011 N 07/037/2011-45 в государственной регистрации права собственности муниципального образования Волоколамский муниципальный район на земельный участок с кадастровым номером 50:07:0090220:47, площадью 100000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Волоколамский район, с/пос. Осташевское, район д. Кукишево, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель - не установлена (далее - спорный земельный участок), и об обязании внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права муниципального образования Волоколамский муниципальный район на спорный земельный участок.

Решением Арбитражного суда Московской области от 23.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, и принять новый судебный акт.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации.

Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации установил следующие обстоятельства.

В соответствии с кадастровым паспортом от 02.06.2011 спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 02.06.2011.

Постановлением от 15.06.2011 N 1813 Главы Волоколамского муниципального района Московской области (в редакции постановления Главы Волоколамского муниципального района Московской области от 28.06.2011 N 1965 «О внесении изменений в постановление главы Волоколамского муниципального района от 15.06.2011 N 1813») спорный земельный участок принят в собственность муниципального образования «Волоколамский муниципальный район».

Комитет по управлению имуществом Администрации Волоколамского муниципального района Московской области обратился в управление с заявлением от 07.07.2011 N 1984 о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, на основании Постановления Главы Волоколамского муниципального района от 15.06.2011 N 1813, Постановления Главы Волоколамского муниципального района от 28.06.2011 N 1965.

Сообщением от 19.09.2011 N 07/037/2011-45 управление, ссылаясь на пункт 2 статьи 19 и абзацы 4, 6, 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказало Комитету по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа управления в государственной регистрации права собственности муниципального образования Волоколамский муниципальный район на спорный земельный участок и обязании внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права муниципального образования Волоколамский муниципальный район на спорный земельный участок, суд первой инстанции сделал вывод о том, что отказ управления соответствует законодательству.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба администрации не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; Закон) предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если: акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

В качестве основания для отказа в указанном сообщении от 19.09.11 управление указало, что в представленном кадастровом паспорте в строке 8 категория земель указано категория не установлена, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель, государственная собственность на которые не разграничена, к категории земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Правительством Московской области. Данный документ не представлен. Оформление земельных участков в муниципальную собственность возможно при создании фонда перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения. Заявленный к регистрации земельный участок не соответствует к данной норме закона, в связи с чем, у муниципального образования «Волоколамский муниципальный район» нет оснований для принятия в муниципальную собственность спорного земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Пунктом 3 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Администрация не представила надлежащих доказательств отнесения спорного земельного участка к собственности Волоколамского муниципального района при разграничении государственной собственности на землю в порядке статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Какие-либо объекты недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования на спорном земельном участке отсутствуют.

Также администрация не представила доказательств признания спорного земельного участка муниципальной собственностью федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации либо его передачи безвозмездно в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Постановление Главы Волоколамского муниципального района Московской области от 15.06.2011 N 1813 «О принятии в муниципальную собственность земельного участка» не может являться документом, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, переход права.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

На основании изложенного суд первой инстанции правильно установил, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и оспариваемый отказ управления не нарушает прав администрации, поскольку не лишает ее возможности распоряжения спорным земельным участком в соответствии с нормами действующего законодательства.

В связи с этим отказ управления в государственной регистрации права муниципальной собственности, является законным.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Основываясь на изложенном и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 23.05.2012 по делу N А41-953/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
Е.Е.Шевченко
Судьи
В.Ю.Бархатов
Н.А.Кручинина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А41-953/12
10АП-5437/2012
Принявший орган: Десятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 28 августа 2012

Поиск в тексте