АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 августа 2012 года Дело N А26-5100/2012

Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2012 года. Полный текст решения изготовлен 20 августа 2012 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Кришталь Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пашковской Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью «Центр коррекции фигуры и веса «Здравница» о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании:

от заявителя - Баскина В.П., начальника отдела лицензирования, доверенность от 26.06.2012 N 5275/13.4.13/МЗСр-и,

от ответчика - Егоровой А.В., директора, приказ N1 от 17.02.2011,

установил: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - заявитель, Министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Центр коррекции фигуры и веса «Здравница» (далее - ответчик, ООО «Центр коррекции фигуры и веса «Здравница», Общество) к административной ответственности по части 3 и части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявленного требования Министерство ссылается на протокол об административном правонарушении от 11.05.2012 N 1, в котором указано на нарушения, в том числе грубые, лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «в», «и» пункта 4, подпунктами «б», «в», «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.

В отзыве на заявление ответчик требование не признал; полагает, что вмененные ему нарушения лицензионных требований не могут быть признаны грубыми, поскольку они не повлекли за собой последствий, указанных в части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, ответчик в отзыве ссылается на отсутствие законных оснований для проведения проверки и малозначительность совершенного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал предъявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении, а также в представленных заявителем письменных объяснениях от 06.08.2012.

В судебном заседании представитель ответчика с предъявленным требованием не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В Едином государственном реестре юридических лиц ООО «Центр коррекции фигуры и веса «Здравница» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1111001000714 (л.д. 49).

На основании обращения ООО «Здравинвест» от 26.03.2012 определением начальника отдела лицензирования Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Баскина В.А. от 13.04.2012 N 01/2012 в отношении ООО «Центр коррекции фигуры и веса «Здравница» возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.

11 мая 2012 года в отношении ООО «Центр коррекции фигуры и веса «Здравница» составлен протокол N1 об административном правонарушении, предусмотренном частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе указано на нарушение Обществом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «в», «и» пункта 4, подпунктами «б», «в», «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.

Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов, Министерство обратилось с заявлением о привлечении ООО «Центр коррекции фигуры и веса «Здравница» к административной ответственности в Арбитражный суд Республики Карелия.

Проверив в соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ процедуру составления протокола об административном правонарушении, оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») относится к лицензируемым видам деятельности.

Согласно пункту 7 статьи 3 указанного закона лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к статье 14.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 28.7 КоАП РФ предусмотрен перечень областей законодательства, после выявления административных правонарушений в которых, в случае осуществления экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, может проводиться административное расследование.

Указанной нормой возможность проведения административного расследования при выявлении административного правонарушения в области законодательства о лицензировании не предусмотрена.

Таким образом, проведение Министерством на основании приказа от 10.05.2012 N892 административного расследования является незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи.

Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи.

В пункте 2 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрен случай поступления в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

В нарушение требований части 4 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» сведения о согласовании Министерством с органом прокуратуры внеплановой проверки по факту поступления в лицензирующий орган обращения ООО «Здравинвест» о грубых нарушениях ответчиком лицензионных требований в материалах дела отсутствуют. Как указал заявитель в письменных объяснениях от 06.08.2012, в согласовании внеплановой выездной проверки в отношении Общества Прокуратурой Республики Карелия было отказано на основании подпунктов 2 и 3 пункта 11 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При этом, как пояснила в судебном заседании директор ООО «Центр коррекции фигуры и веса «Здравница» Егорова А.В., фактически такая проверка по месту осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Петрозаводск, ул. Льва Толстого, д. 22, Министерством проводилась, при этом акт проверки не составлялся. Доказательств, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для проведения в отношении Общества плановой выездной или документарной проверки, в материалах дела также не имеется.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что полученные административным органом в рамках неправомерно назначенного им административного расследования и без согласования с органом прокуратуры внеплановой проверки доказательства, в том числе объяснительная директора ООО «Центр коррекции фигуры и веса «Здравница» Егоровой А.В. от 20.04.2012, добыты с нарушением закона, следовательно, не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Как установлено в судебном заседании, дело об административном правонарушении в отношении Общества возбуждено 13 апреля 2012 года, при этом в протоколе об административном правонарушении указано на нарушение Обществом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «в», «и» пункта 4, подпунктами «б», «в», «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 и вступившего в действие 01.05.2012.

На день возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 2, 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ, действовало «Положение о лицензировании медицинской деятельности», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.

При этом в материалы дела Министерством представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности NЛО-10-01-000544, выданная Обществу 24.04.2012 (л.д. 43), то есть после возбуждения дела об административном правонарушении.

Изложенные в сообщении ООО «Здравинвест» сведения о нарушении ответчиком лицензионных требований административном органом в установленном КоАП РФ порядке не проверены. Свидетели, потерпевшие по делу в установленном КоАП РФ порядке административным органом допрошены не были, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов в соответствии со статьей 27.8 КоАП РФ не производился. Лицензия, на основании которой Общество осуществляло медицинскую деятельность на момент возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении, Министерством в дело не представлена. Факт осуществления Обществом медицинской деятельности в установленном КоАП РФ порядке не доказан.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют достаточные, допустимые доказательства, подтверждающие наличие событий и составов административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в действиях Общества. Кроме того, учитывая, что дело об административном правонарушении было возбуждено 13.04.2012, срок давности привлечения к административной ответственности истек.

При таких обстоятельствах, заявление Министерства о привлечении ООО «Центр коррекции фигуры и веса «Здравница» к административной ответственности не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия о привлечении общества с ограниченной ответственности «Центр коррекции фигуры и веса «Здравница» (ОГРН: 1111001000714, место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Л.Толстого, д. 22) к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

     Судья

Кришталь Н.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка