АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 августа 2012 года Дело N А51-16920/2012

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 29 августа 2012 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Лошаковой А.А., при ведении протокола помощником судьи Климовой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межмуниципального отдела МВД РФ Лесозаводский

к ООО «Ромашка» (ИНН 2507001608, ОГРН 1022500675317) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях

при участии в заседании: стороны - не явились, извещены;

установил: Межмуниципальный отдел МВД РФ Лесозаводский (далее - заявитель, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Ромашка» (далее - общество, лицо, привлекаемое к ответственности) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание 22.08.2012 представители сторон не явились, о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 156 и 205 АПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.

В предварительном судебном заседании, признав дело подготовленным, учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, судом на основании части 4 статьи 137 АПК РФ завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.

Административный орган в заявлении указал, что основанием составления протокола об административном правонарушении послужил факт реализации Обществом лекарственных средств без рецепта врача.

Общество заявленные требования не оспорило, письменный отзыв не представило.

Из материалов дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией муниципального образования г. Лесозаводск 15.07.1998, о чем 30.10.2002 МИФНС России N 7 по Приморскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись с регистрационным номером 1022500675317, о чем выдано свидетельство серии 25 N 00436109.

На основании лицензии N ЛО-25-02-000232 от 22.04.2010 Общество осуществляет фармацевтическую деятельность, в том числе в аптечном пункте по адресу: Приморский край, г. Лесозаводск, ул. Маяковского, 1а.

29 июня 2012 инспектором ГИАЗ МО МВД РФ Лесозаводский на основании сообщения Горденко Н.В. о реализации в аптечном пункте ООО «Ромашка» лекарственных средств без рецепта была проведена проверка аптечного пункта, расположенного в г. Лесозаводске по ул. Маяковского 1а, принадлежащего ООО «Ромашка».

В результате проверки установлена реализация лекарственных препаратов «Фурагин» по цене 50 руб. за упаковку и «Пирантел» по цене 25 руб. за упаковку без рецепта врача.

Факт правонарушения зафиксирован протоколе осмотра помещений и территории от 29.06.2012, рапортах от 29.06.2012, объяснениях сотрудников ООО «Ромашка» и покупателя лекарственных средств и явился основанием для составления 02.07.2012 МО МВД РФ Лесозаводский в отношении ООО «Ромашка» протокола об административном правонарушении ПК N 042687, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и направления материалов дела в порядке части 3 пункта 3 статьи 23.1 Кодекса на рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Исследовав материалы административного дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пп. г п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (ред. от 27.01.2009), который согласуется с пунктом 6.1 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Пункт 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785, устанавливает, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 578, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.

При этом указанный выше перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача признан утратившим силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 N 1000ан.

Как установлено в ст. 67 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» информация о лекарственных препаратах, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, должна содержаться только в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских, фармацевтических, ветеринарных работников. Информация о лекарственных препаратах для специалистов в области обращения лекарственных средств может содержаться в монографиях, справочниках, научных статьях, в докладах на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также в инструкциях по применению лекарственных препаратов; информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат, может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных и общих печатных изданиях, инструкциях по применению лекарственных препаратов, иных изданиях субъектов обращения лекарственных средств.

Таким образом, при разрешении вопроса о возможности реализации лекарственного препарата необходимо руководствоваться в том числе инструкцией по применению данного лекарственного препарата.

Из представленных в материалы дела инструкций по медицинскому применению препаратов «Фурагин» и «Пирантел» следует, что указанные препараты отпускаются по рецептам врачей.

Следовательно, объективная сторона правонарушения, совершенного ООО «Ромашка», выразилась в реализации без рецепта врача лекарственных препаратов «Фурагин» и «Пирантел».

Согласно части 4 ст. 56 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, несут ответственность за несоблюдение правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, продажа лекарственных препаратов, подлежащих отпуску по рецепту врача, без рецепта врача, является нарушением лицензионных условий, влекущим административную ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Факт реализации лекарственных средств без рецепта врача подтверждается материалами дела, в том числе объяснительной покупателя Гордиенко Н.В. от 29.06.2012, которая приобрела в этот день препараты «Пирантел» и «Фурагин» аптечном пункте ООО «Ромашка», расположенной по адресу: Приморский край, г. Лесозаводск, ул.Маяковского, 1а без предъявления рецепта врача.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О указано, что вина юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени.

Допущенные работником противоправные виновные действия не освобождают общество от административной ответственности, так как реализация товара осуществляется от его имени. Следовательно, принимая на работу сотрудника, общество несет ответственность за его действия в случае отпуска лекарственных средств без рецепта врача.

Судом установлено, материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается, что работник общества- заведующая аптечным пунктом Черненко Н.В. осуществила реализацию покупателю медицинских препаратов без рецепта врача.

При этом вина общества заключается в том, что общество в данном случае должно было осуществлять надлежащий контроль за соблюдением его работниками правил и порядка отпуска лекарственных средств, однако доказательств принятия обществом надлежащих мер, исключающих продажу лекарственных средств без рецепта врача, правонарушителем в материалы дела не представлено.

Таким образом, факт правонарушения и вину общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения суд считает доказанными и подтвержденными материалами дела.

При таких обстоятельствах суд считает доказанными факт правонарушения и вину Общества, выразившуюся в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, данное лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, для привлечения Общества к административной ответственности соблюден.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статья 3.4 КоАП РФ предусматривает, что за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба может быть установлено предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, а также тот факт, что нарушение совершено Обществом впервые, суд считает достаточным применить к ответчику наказание в виде предупреждения.

При этом, суд исходит из того, что наказание в виде предупреждения с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Суд, руководствуясь частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ромашка», зарегистрированное в качестве юридического Администрацией муниципального образования г.Лесозаводск 15.07.1998, ОГРН 1022500675317, расположенное по адресу: Приморский край, г. Лесозаводск, ул.Калининская, 30, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней, если не подана апелляционная жалоба в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края.

     Судья
Лошакова А.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка