АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 31 августа 2012 года Дело N А51-15757/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2012 года .

Полный текст решения изготовлен 31 августа 2012 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н.Куприяновой,

при ведении протокола помощником судьи М.В.Понкратенко,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юнион-Трейд» (ИНН 2538138017, ОГРН 1102538003534) к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484) об оспаривании решения, обязании возвратить излишне уплаченные денежные средства, при участии в судебном заседании:

от заявителя - не явились, извещены;

от таможенного органа - не явились, извещены; установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Юнион-Трейд» (далее - «заявитель», «общество», «декларант») обратился в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 05.06.2012 N 28-26/17511 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N10702030/021211/0083501 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 54703,63руб.

В обоснование заявленных требований общество, указало на то, что при подаче декларации на товары N 10702030/021211/0083501, представлены все имеющиеся у него и необходимые документы, соответственно, им в полном объеме выполнена обязанность по подтверждению таможенной стоимости, определенной по первому методу «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

Заявитель полагает, что у таможенного органа отсутствовали основания для проведения корректировки таможенной стоимости по ДТ N10702030/021211/0083501 в связи с тем, что данное решение может быть принято при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и достаточными.

Заявитель указал, что увеличение таможенной стоимости со стороны таможни необоснованно увеличило размер подлежащих уплате таможенных платежей, возложило на него дополнительное финансовое бремя, а также нарушило право декларанта на определение действительной таможенной стоимости ввезенного товара по методам, предусмотренным действующим законодательством.

По мнению заявителя, дополнительно начисленные в связи с увеличением таможенной стоимости товара таможенные платежи, фактически уплаченные декларантом, являются излишне уплаченными, вместе с тем, заявление декларанта о возврате излишне уплаченных таможенных платежей необоснованно оставлено таможенным органом без рассмотрения.

Заявитель указал, что поскольку факт излишней уплаты документально подтвержден, отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, является незаконным.

Таможенный орган с заявленными требованиями не согласился, представил отзыв, в котором указал, что документы и сведения, использованные обществом при заявлении таможенной стоимости, не были основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации, при этом, декларант не воспользовался правом доказать правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости и достоверность представленных им документов, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Таможенный орган также указал на то, что не отказывал заявителю в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а всего лишь вернул заявление без рассмотрения по причине непредставления обществом необходимых документов.

При рассмотрении материалов дела судом установлено следующее.

01.09.2010 между обществом (покупатель) и компанией «LOMANZI TRADING LIMITED» (продавец), был заключен контракт NUL-108 во исполнение которого на таможенную территорию Российской Федерации были ввезены товары - принадлежности для монтажа-демонтажа деталей автомобилей на общую сумму 4013,28 долларов США. Базисным условием поставки, согласно контракту, определено CFR- Владивосток согласно Инкотермс-2000.

В целях таможенного оформления ввезенного товара декларантом была подана ДТ N 10702030/021211/0083501, таможенная стоимость товара была определена по первому методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В ходе таможенного контроля таможенный орган к выводу, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения по товарам не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу, в связи с чем таможенным органом было принято решение от 08.12.2011 о корректировке таможенной стоимости задекларированного товара по резервному методу на основе стоимости сделки с однородными товарами. Сумма доначисленных таможенных платежей в размере 54703,63руб. была уплачена обществом в составе платежных поручений N 225 от 25.11.2011, N 224 от 25.11.2011.

Полагая, что корректировка таможенной стоимости произведена незаконно, декларант обратился в таможню с заявлением от 01.06.2012 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Письмом от 05.06.2012 N 28-26/17511 таможенный орган сообщил декларанту о возврате заявления без рассмотрения, в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.

Не согласившись с отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ, посчитав, что такой отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя, возражения таможенного органа, проанализировав законность принятого решения в полном объеме, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее по тексту - Соглашение об определении таможенной стоимости), заключенного государствами - членами таможенного союза, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 4 данного соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения). То есть основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимым товаром, который в данном случае и применен декларантом.

Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товара.

Статьей 66 данного Кодекса таможенному органу, в рамках проведения таможенного контроля, предоставлено право осуществлять контроль таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром декларант представил в таможенный орган: контракт N UL-108 от 01.09.2010, дополнения N 1 от 20.09.2010, N 2 от 20.10.2010, приложение N UL-6811 и N UL-6495 от 28.10.2011, паспорт сделки N10090046/2733/0000/2/0, инвойс N UL-6811 и N UL-6495 от 28.10.2011, коносамент NMCPU582045052 MLVLV582045052, NMCPU582045051 MLVLV582045051 и другие документы в соответствии с описью. Согласно указанным документам таможенная стоимость ввезенных товаров в общей сумме составила 4013,28 доллара США.

При анализе данных документов, суд не усмотрел оснований согласиться с мнением таможенного органа об отсутствии документального подтверждения сделки, поскольку доказательств несоблюдения декларантом установленного пунктом 1 статьи 68 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган не представил. Фактическое исполнение сделки устраняет сомнения в ее заключении.

Судом отклоняется довод таможни о том, что сведения, представленные для подтверждения таможенной стоимости, не позволяют убедиться в правильности определения таможенной стоимости по стоимости сделки, поскольку все документы о предмете и цене сделки были представлены, а непредставление документов, которыми заявитель не располагал, не является основанием для отказа в принятии заявленной таможенной стоимости.

Факт перемещения указанного в спорной ДТ товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ в пункте 1 Постановления Пленума от 26.07.2005 N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров», под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними. В свою очередь со стороны декларанта были представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с указанными товарами.

Следовательно, решение таможенного органа об отказе в применении первого метода определения таможенной стоимости товара является немотивированным и необоснованным.

Решение по корректировке таможенной стоимости повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с увеличенной таможенной стоимостью товаров, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 198 АПК РФ прямо предусматривает право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поэтому обращение декларанта в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей является правом последнего и основано на несогласии декларанта с произведенной таможенным органом корректировкой таможенной стоимости товаров и невозвращением излишне уплаченных таможенных платежей, доначисленных в результате данной корректировки.

Арбитражный суд обязан дать оценку решению таможни о корректировке таможенной стоимости, которое привело к увеличению таможенной стоимости ввезенных декларантом товаров и размера подлежащих уплате таможенных платежей.

По изложенному следует, что таможенные платежи в сумме 54703,63руб. являются излишне уплаченными, поскольку их размер превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (статья 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - «ТК ТС»)).

Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Статья 90 ТК ТС предусматривает, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

В силу пункта 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Поскольку решение по таможенной стоимости товаров по спорной ДТ принято таможней без достаточных к тому правовых оснований, то, соответственно, уплаченные декларантом таможенные платежи являются излишне уплаченными. Таможенный орган по результатам анализа представленных к заявлению о возврате и имеющихся у него документов обязан был дать оценку решению по таможенной стоимости.

Из материалов дела следует, что решение об отказе в возврате денежных средств мотивировано непредставлением обществом документов, свидетельствующих об излишней уплате таможенных платежей.

Непредставление в таможенный орган тех или иных документов не относится к обстоятельствам, при которых возврат (зачет) излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не производится.

Исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в пункте 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ. Отсутствие каких-либо документов позволяет таможенному органу истребовать их в установленном порядке, но не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

В связи с изложенным, основание для отказа в удовлетворении заявления декларанта о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ, изложенное в письме таможенного органа от 05.06.2012 N 28-26/17511, признается судом несоответствующим действительности.

Довод таможни о том, что решение об отказе в возврате таможенных платежей таможенным органом не принималось, а фактически было принято решение о возврате заявления без рассмотрения, в связи с чем общество не было лишено права повторно обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате с приложением полного пакета документов, судом отклоняется. Суд считает, что, отказавшись от рассмотрения заявления о возврате по существу, таможня фактически отказала заявителю в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по пакету документов, которые были представлены обществом в подтверждение незаконности произведенной корректировки таможенной стоимости товаров.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, трехлетний срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, задолженности по уплате таможенных платежей и пеней у декларанта нет, суд удовлетворяет требование заявителя об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи по спорной ДТ, и обязывает таможню возвратить декларанту излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 54703,63руб.

В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по уплате госпошлины по делу суд относит на таможенный орган, поскольку требование заявителя удовлетворено судом в полном объёме, а положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, и судебный акт вынесен судом не в их пользу.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Владивостокской таможни, выраженное в письме от 05.06.2012 года N28-26/17511 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N10702030/021211/0083501; как не соответствующее Таможенному кодексу таможенного союза.

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Владивостокскую таможню возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Юнион-Трейд» излишне уплаченные таможенные платежи в размере 54 703,63руб. (пятьдесят четыре тысячи семьсот три рубля 63 коп.).

Взыскать с Владивостокской таможни, расположенной по ул. Посьетская 21а в г.Владивостоке, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Юнион-Трейд», зарегистрированного в качестве юридического лица 25 мая 2010 года, находящегося по адресу 690033 г.Владивосток, ул. Постышева дом 43-43, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4188,15 руб. (четыре тысячи сто восемьдесят восемь рублей 15 коп.).

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Н.Н.Куприянова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка