ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2012 года Дело N А41-7851/12

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2012 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю., судей Ивановой Л.Н., Ханашевича С.К., при ведении протокола судебного заседания: Саакяном С.С., при участии в заседании: от истца, Комитета по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен, от ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН:7716642273, ОГРН: 1097746296977): представитель не явился, извещен, от третьего лица, Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещен, от третьего лица, Нестерова Константина Николаевича: представитель не явился, извещен, от третьего лица, Сахарова Михаила Петровича: представитель не явился, извещен,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2012 года по делу N А41-7851/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску Комитета по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, при участии в деле третьих лиц: Управления Росреестра по Московской области, Нестерова Константина Николаевича, Сахарова Михаила Петровича, о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030710:0064,

УСТАНОВИЛ:

комитет по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030710:0064, общей площадью 960 кв.м., местоположение: Московская область, г. Талдом, ул. Пришвина д. 26 , категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 2-4).

Решением Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2012 года исковые требования Комитета по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области удовлетворены в полном объеме (л.д. 92-94).

Не согласившись с указанным решением, Территориальное управление Росимущества по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт (л.д. 95-96).

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание арбитражного апелляционного суда представители сторон не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании постановления главы Талдомского района Московской области от 18.03.2004 N 545 (л.д. 4) и с учетом постановления главы Талдомского района Московской области от 20.04.2004 N 850 (л.д. 5) Сахарову М.П. был предоставлен в аренду земельный участок площадью 960 кв.м. в г. Талдоме, ул. Пришвина, д. 26 для индивидуального жилищного строительства, на землях поселений.

24.06.2004 Комитет по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области (арендодатель) и Сахаров М.П. (арендатор) заключили договор аренды земельного участка в г. Талдоме, ул. Пришвина, д. 26 гр. Сахаровым М.П. N 73 (л.д. 6-9). На основании, которого Сахарову М.П. был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030710:0064 общей площадью 960 кв.м., расположенный по адресу: г. Талдом, ул. Пришвина, д. 26.

Указанный договор был зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате, регистрационный N 50-01/01-13/2004-431 от 28.07.2004.

04.02.2008 Комитет по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области и Сахаров М.П. подписали дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N 73 от 24.06.2004 (л.д. 14), согласно которому стороны пришли к соглашению о досрочном расторжении договора аренды N 73 от 24.06.2004.

12.03.2008 глава Талдомского муниципального района Московской области принял постановление N 772 (л.д. 13) о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:01:0030710:0064 общей площадью 960 кв.м., расположенный по адресу: г. Талдом, ул. Пришвина, д. 26.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.12.2007 50- НВ105103 на спорном земельном участке расположен жилой дом, не завершенный строительством, назначение: объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 75,3 кв.м., степень готовности 71% инв.N305:086-4873н, лит А-а, принадлежащий на праве собственности Сахарову М.П.

20.12.2007 Сахаров М.П. подарил Нестерову Н.П. жилой дом, не завершенный строительством, назначение: объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 75,3 кв.м., степень готовности 71% инв.N305:086-4873н, лит А-а, что подтверждается договором дарения жилого дома незавершенного строительством (л.д. 29).

Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Московской области, номер регистрации 50-50-01/035/2007-041.

22.04.2008 глава Талдомского муниципального района Московской области принял постановление N 1342, которым постановил предоставить в собственность гр. Нестерову К.Н. за плату по 10 кратной ставке земельного налога спорный земельный участок.

Согласно п. 15 кадастровой выписки о земельном участке от 23.05.2008 N 01.2/08-2570 (л.д. 34) сведения о правах на спорный земельный участок отсутствуют.

19.06.2008 администрация Талдомского муниципального района и Нестеров К.Н. заключили договор купли - продажи спорного земельного участка (л.д. 31-32).

Данный договор ни кем не оспаривался, не признан недействительным в установленном законом порядке, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.04.2012 N01/008/2012-4 собственником спорного земельного участка значится Российская Федерация.

Ссылаясь на то обстоятельство, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно в нарушение действующего законодательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Московской области обоснованно исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.

Как усматривается из выписки от 03.04.2012 N01/008/2012-4 собственником спорного земельного участка указана Российская Федерация.

Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зареги-стрированных правах».

Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» срока для предоставления лицу запрошенной информации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В порядке пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Таким образом, истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.

По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Истцом по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на объект недвижимости.

Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Из части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действовавшего на момент регистрации права собственности Российской Федерации, следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.

Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Тем самым, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности. В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.

В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности, на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.

При этом, регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорный участок в суд первой инстанции не представлено.

Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Между тем, ответчиком не представлено документального подтверждения разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» порядке, а также факта обращения за регистрацией права Российской Федерации, также не представлено доказательств того, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2012 года по делу NА41-7851/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Председательствующий
С.Ю.Епифанцева
Судьи
Л.Н.Иванова
С.К.Ханашевич

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка