ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 ноября 2010 года  Дело N ВAС-6897_2010

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи И.И.Полубениной, судей А.М.Медведевой, Г.Г.Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление ОАО "Газпромнефть-Омск" о пересмотре в порядке надзора постановления  от 11.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда и постановления от 09.02.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу Арбитражного суда Омской области № А46-10773/2009 по заявлению ОАО "Газпромнефть-Омск" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области, Управление), совершенных 27.11.2007 по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости пятнадцати земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:19 01 38:0001, 55:36:03 01 18:0005, 55:36:12 03 08:0013, 55:36:19 01 38:0002, 55:36:16 01 31:0024, 55:36:12 03 07:0042, 55:36:20 01 02:0503, 55:36:03 01 15:0009, 55:36:03 08 01:0011, 55:36:12 01 04:0002, 55:36:17 01 09:1503, 55:36:15 01 03:0005, 55:36:19 01 40:0319, 55:36:10 09 02:0019, 55:36:08 01 16:0035 и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости с указанием даты утверждения сведений 26.11.2008.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Омской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата".

Суд установил:

решением Арбитражного суда Омской области от 10.09.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2009 решение отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Газпромнефть-Омск" требований.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.02.2010 постановление апелляционной инстанции оставлено без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов ОАО «Газпромнефть-Омск» просит их отменить, указывая на нарушение данными судами норм права и неполное исследование обстоятельств спора.

Анализ доводов заявителей показал, что в данном случае не имеется оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела на рассмотрение в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Вместе с тем, следует учитывать, что согласно пункту 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 № 14 оспариваемые в порядке надзора судебные акты могут быть пересмотрены в соответствии с пунктом 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по вновь открывшимся обстоятельствам, если Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации определена практика применения норм действующего законодательства, в том числе и по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды посчитали правомерным внесение Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области сведений о кадастровой стоимости земельных участков заявителя на основании материалов государственной кадастровой оценки.

Между тем, указанный вывод не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 № 7309/10, в соответствии с которой необходимо учитывать следующие обстоятельства.

При совершении Управлением оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, управлению следовало руководствоваться положениями  Федерального закона «О государственном земельном кадастре», а также Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, в соответствии с которыми  сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.

Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.

По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.

В данном случае правительство Омской области постановлением  № 174-П утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района № 55:36 в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по 15 видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр. Никаких иных характеристик в качестве результатов государственной кадастровой оценки земель правительство Омской области в постановлении № 174-П не утверждало. Внесение в государственных кадастр удельных показателей кадастровой стоимости, не утвержденных в установленном порядке, и определенного исходя из этих показателей размера кадастровой стоимости земельного участка неправомерно.

При таких обстоятельствах в соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 № 14 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам», заявитель имеет право в соответствии с пунктом 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Срок, предусмотренный частью 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае начинает течь с момента получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:

1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) нарушение права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;

3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ

в передаче дела № А46-10773/2009 Арбитражного суда Омской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления  от 11.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда и постановления от 09.02.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа отказать.

Председательствующий

______________

И.И.Полубенина

Судья

______________

А.М.Медведева

Судья

______________

Г.Г.Попова

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка