МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июня 2011 года N 4г/8-4237/2011

Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев надзорную жалобу К., поступившую в суд надзорной инстанции 26 апреля 2011 года, на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 февраля 2011 года по гражданскому делу по иску К. к Управе Ломоносовского района г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании нуждающимся в постановке на учет с целью улучшения жилищных условий, истребованному в суд надзорной инстанции 17 мая 2011 года и поступившему в суд 26 мая 2011 года,

установил:

К. обратился в суд с иском к Управе Ломоносовского района г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании нуждающимся в постановке на учет с целью улучшения жилищных условий.

В обоснование заявленных требований истец указывал на то, что он с 29 декабря 2000 года зарегистрирован и проживает с дочерью по адресу: г. Москва, ул. **. 28 декабря 2009 года он обратился в Управу Ломоносовского района с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако в удовлетворении указанного заявления было отказано. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку ему, как ветерану ВОВ, положена отдельная жилая площадь.

Представитель истца по доверенности Иванова Л.П. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Управы Ломоносовского района г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности Гавриков К.П. в судебное заседание явился, в иске просил отказать.

Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2010 года в удовлетворении требований К. - отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 февраля 2011 года решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2010 года оставлено без изменения.

В надзорной жалобе К. выражает несогласие с постановленными по делу судебными постановлениями.

17 мая 2011 года судьей Московского городского суда дело истребовано в Московский городской суд.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела не допущено.

Оснований для передачи надзорной жалобы К. с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не имеется.

Из материалов дела следует, что семья К. в составе двух человек (он и дочь К.), постоянно проживают и зарегистрированы по адресу: г. Москва, ул. ***.

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности К-ой и представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью 38,20 кв.м., жилой -23,10 кв.м.

Истец К. обратился в Управу Ломоносовского района г. Москвы с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно извещения Управы Ломоносовского района г. Москвы от 22.01.2010 года N ЛО-37-445/9, К. было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании ч. 9 ст. 1 и ч. 1 (п.2) ст. 12 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", поскольку на одного члена семьи заявителя приходится более учетной нормы и в связи с отсутствием у К. 10-летнего проживания в г. Москве.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что отказ Управы Ломоносовского района г. Москвы в постановке на учет К. в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий является правомерным, поскольку у истца не установлено наличие признака нуждаемости в улучшении жилищных условий, установленного законом.

Судом установлено, что истец является участникам Великой Отечественной Войны, ему установлена инвалидность второй группы (л.д.6,7).

В соответствии с пп. 3 п.1 ст.15 Федерального Закона от 12.01.1995 г. N5, в редакции от 21.07.2010 г., участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона предоставляются следующие меры социальной поддержки: 3) обеспечение за счет средств Федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положением ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Таким образом, для получения указанной меры социальной поддержки участнику ВОВ не требуется соблюдения условия о 10-ти летнем проживании на территории г. Москвы, как это предусмотрено для жителей г. Москвы Законом г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" от 14 июня 2006 г. В то же время, в соответствии с вышеприведенной нормой обеспечение участников ВОВ жильем производится при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п. 4,5 ст.50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Как предусмотрено п.1 п.п. 3 ст. 8 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" от 14 июня 2006 года (в редакции, введенной в действие с 19 июля 2008 года Законом города Москвы от 18 июня 2008 года N 24), жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований, а именно:

размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы,

заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;

заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону,

заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;

заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).

В соответствии с п.3,4 ст.9 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" от 14 июня 2006 года (в редакции, введенной в действие с 19 июля 2008 года Законом города Москвы от 18 июня 2008 года N 24), учетная норма устанавливается в размере 10 кв.м. площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв.м квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы разным семьям.

Из материалов дела усматривается, что истец проживает по адресу: г. Москва, ул. **, принадлежащей на праве собственности его дочери К-ой, членом семьи которой он является. Квартира состоит их двух комнат общей площадью 38,20 кв.м., жилой - 23,10 кв.м. В данной квартире на долю проживания истца приходится, как правильно установил суд, 19,9 кв.м. общей площади и 11,5 кв.м. жилой площади.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец занимает площадь, превышающую учетную норму жилой площади, следовательно, оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется.

Доводы К. о том, что в соответствии с Федеральным Законом от 21.01.1995 года N 5-ФХ "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями) он имеет право на получение жилой площади по норме 36 кв.м. общей площади на одного человека судом исследованы и обоснованно отклонены.

В соответствии с вышеназванным ФЗ "О ветеранах" с изменениями, внесенными в редакции от 27 июля 2010 г., Указами Президента РФ N714 от 7 мая 2008 года и N30 от 9 января 2010 года, ветеранам Великой Отечественной Войны на одного человека устанавливается норма 36 кв.м общей площади на одного человека при выделении жилой площади нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.е указанная норма является нормой предоставления, тогда как норма жилой площади для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (учетная норма), определяется в соответствии с Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

Оснований для иного вывода не имеется.

Существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, не имеется.

Доводы надзорной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, а равно не соответствуют требованиям принципа правовой определенности.

Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды разрешенного дела, который закрепляет, что ни одна сторона не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения.

Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок и неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Отступления от того принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и неопределимого характера.

Подобных обстоятельств в рамках настоящего гражданского дела не имеется. При таких данных, вышеуказанные судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов надзорной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения данных судебных постановлений отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил:

В передаче надзорной жалобы К. с делом на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 февраля 2011 года по гражданскому делу по иску К. к Управе Ломоносовского района г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании нуждающимся в постановке на учет с целью улучшения жилищных условий - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.

Судья

Московского городского суда А.И. Клюева

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Московского городского суда
http://mos-gorsud.ru