СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июля 2011 года Дело N 33-2473/2011

г. Ульяновск 19 июля 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей Костенко А.П.  и  Маслюкова П.А.

при секретаре Гайнулине Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10 июня 2011 года, по которому постановлено:

Исковые требования Самсоновой С*** А*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Самсоновой С*** А*** в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы:

- с 18.05.1982 по 15.09.1982 (заведующая фельдшерско-акушерским пунктом Сенгилеевской ЦРБ с. В***  Сенгилеевского района Ульяновской области) - в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы в сельской местности;

- с 06.10.1992 по 19.07.1994 (время нахождения в отпуске по уходу за ребенком).

Признать за Самсоновой С*** А*** право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 18 ноября 2010 г., т.е. с момента обращения за назначением пенсии, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Самсоновой С*** А*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения Самсоновой С.А.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Самсонова С.А. обратилась в суд иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Засвияжском районе г. Ульяновска о включении периодов работы в специальный стаж и признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указала, что 18.11.2010 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. На дату обращения ее специальный стаж составил 31 год 1 месяц 21 день. Однако  решением комиссии № *** от 18.03.2011 в назначении пенсии ей отказано, т.к. в специальный стаж в нарушение закона не были засчитаны следующие периоды: с 18.05.1982 по 10.07.1983, с 01.12.1983 по 24.12.1983 (1 год 2 мес. 17 дн.) - нахождения в отпуске по уходу за ребенком в период работы в фельдшерско-акушерском пункте Сенгилеевской ЦРБ с. В*** Сенгилеевского района, а также с 06.10.1992 по 19.07.1994 (1 год 9 мес. 14 дней) - период нахождения в отпуске по уходу за детьми в период работы в Гарнизонном военном госпитале.

Уточнив исковые требования в ходе рассмотрения дела, истица просила обязать ответчика включить ей в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья периоды работы: с 18.05.1982 по 15.09.1982 - в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом Сенгилеевской ЦРБ с. В*** Сенгилеевского района Ульяновской области в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы в сельской местности; с 06.10.1992 по 19.07.1994 - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком; признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения за назначением пенсии - 18.11.2010, обязав ответчика назначить ей такую пенсию.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление ПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что период работы с 18.05.1982 по 15.09.1982 не мог быть включен в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку в этот период истица находилась на больничных листах, а в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, льготное исчисление стажа применяется лишь в отношении периодов работы, а не какой-либо другой деятельности.

В соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 3757/24-11 в стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах засчитывается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данное положение действовало до внесения изменений в КЗоТ РФ 06.10.1992, поэтому включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж за пределами названной даты противоречит закону. Данный вывод подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 20.11.2008 № 869-О-О.

В возражениях на кассационную жалобу Самсонова С.А. полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

В заседание суда кассационной инстанции представитель УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска не явился, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на нее.

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

До принятия указанного Постановления действовали Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

Из материалов дела следует, что Самсонова С.А. 18.11.2010 обратилась в Управление ПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной  трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ссылаясь на наличие у нее 30-летнего стажа работы в учреждениях здравоохранения.

Решением Управления ПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска от 18.11.2011 от *** установлена продолжительность специального стажа Самсоновой С.А. - 27 лет 10 месяцев. При этом в специальный стаж Самсоновой С.А. не включены периоды: с 18.05.1982 по 15.09.1982 - работы заведующей фельдшерско-акушерским пунктом Сенгилеевской ЦРБ с. В*** Сенгилеевского района Ульяновской области (в связи с нахождением в дородовом и послеродовом отпусках); с также с 06.10.1992 по 19.07.1994 - работы старшей медсестрой в Гарнизонном военном госпитале (в связи с нахождением в отпуске по уходу за детьми). При этом время работы в указанных учреждениях на указанных должностях за пределами названных периодов в соответствии с названными выше Списками зачтено в специальный стаж работы Самсоновой С.А., в том числе работа в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом Сенгилеевской ЦРБ с. В*** Сенгилеевского района в 1982-1983 гг. - в льготном исчислении как один год работы за 1 год и 3 месяца.

Поскольку действия ответчика по отказу во включении в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов временной нетрудоспособности истцы и периода нахождения ее в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста 3-х лет противоречат действующему законодательству, суд обоснованно удовлетворил заявленные Самсоновой С.А. исковые требования и обязал ответчика включить в специальный стаж работы истицы указанные периоды (в том числе, период 18.05.1982 по 15.09.1982 - в льготном исчислении) и с учетом наличия у истицы 30-летнего специального стажа - назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - 18.11.2010.

Доводы, приведенные Управлением Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену решения суда.

Из пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (ред. от 18.06.2007)) следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

При этом по смыслу приведенного пункта Правил указанные периоды засчитываются в специальный стаж в том же порядке (календарном или льготном), в каком засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом.

Удовлетворяя заявление Самсоновой С.А. в части включения в специальный стаж периода нахождения ее в отпуске по уходу за детьми до 3-х лет суд правильно исходил из того, что до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

При этом, учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд обоснованно включил период нахождения Самсоновой С.А. в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста 3-х лет с 06.10.1992 по 19.07.1994 в ее специальный стаж. В соответствии с действующим в тот период законодательством Самсонова С.А., уходя в отпуск по уходу за детьми до достижения ими возраста 3-х лет, рассчитывала на включение данного периода в специальный стаж, в чем ей в настоящее время, даже несмотря на изменение законодательства с 06.10.1992, не может быть отказано.

Ссылка в кассационной жалобе на Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 № 869-О-О не может быть принята во внимание, поскольку в названном судебном постановлении разрешались вопросы, не относящиеся к предмету данного судебного разбирательства.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:  

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка