СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 декабря 2010 года Дело N 33-4509/2010

г. Ульяновск 21 декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Лисовой Л.С., Казаковой М.В.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Борисовой М*** Б*** на решение  Ленинского  районного суда г.Ульяновска от 11 ноября 2010 года, по которому постановлено:

В удовлетворении иска Борисовой М*** Б*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению)  в Ленинском  районе города Ульяновска Ульяновской области  о признании права на назначение  пенсии по случаю потери кормильца отказать.

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Борисова М.Б. обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению)  в Ленинском  районе города Ульяновска о признании права на назначение  пенсии по случаю потери кормильца. Требования мотивировала тем,  что она, Борисова М*** Б***, ***.1992 года рождения, является дочерью  Борисовой Е*** Н***, умершей ***.2010 года, что подтверждается свидетельством о смерти от ***.2010. 12.08.2010 она обратилась в УПФР с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца, однако в приеме документов было отказано со ссылкой на то, что она (истица)  достигла возраста 18 лет. Полагает отказ необоснованным, так как она обучается на третьем курсе по очной форме обучения в ФГОУ СПО «Ульяновский электромеханический техникум» и имеет право на получение указанной пенсии до достижения 23 лет. Просила признать за ней право на назначение пенсии по случаю потери кормильца, обязать ответчика назначить ей указанную пенсию с 01.08.2010 г. и взыскать с ответчика судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в размере 200 руб.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Борисова М.Б.  решение суда считает незаконным и необоснованным, просит его отменить. В жалобе указано, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Поскольку на момент смерти она (истица) не достигла 18 лет, суд не должен был требовать доказательства того, что она находилась  у своей матери Борисовой Е.Н. на иждивении, поскольку ее иждивение предполагается в соответствии с п. 4 ст.9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Кроме того, суд неправильно применил нормы материального права и не принял во внимание п. 10 ст. 9 Федерального закона О трудовых пенсиях РФ», в соответствии с которым трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца.

Стороны по делу, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в кассационной инстанции, не явились в заседание судебной коллегии, поэтому судебная коллегия на основании ст. 354 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.п. 3 п.1 ст.11 Федерального закона  от 15.12.2001 года № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями) право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а  также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Статьей 13 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителя, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от  21 декабря 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями) детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

В соответствии с п.1 ст. 9 Федерального закона  «О трудовых пенсиях в РФ»  право на  трудовую  пенсию  по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Подпунктом 1 пункта 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании  или получали от него помощь, которая была  для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством РФ полностью дееспособными или достигших 18 лет.

По делу установлено, что Борисова М.Б., ***.1992 года рождения, является дочерью Борисовой Е*** Н***, которая умерла  ***.2010 года.

Борисова М.Б. обучается на третьем курсе по очной форме обучения  ФГОУ СПО «Ульяновский электромеханический колледж».

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности факта нахождения истицы на иждивении своей матери.

Судебная коллегия полагает указанный вывод суда первой инстанции несостоятельным.

Судом не было учтено, что пунктом 4 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 171-ФЗ «О трудовых пенсиях» для детей умерших кормильцев (кроме детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет) предусмотрены исключения, их иждивенство предполагается и не требует доказательств.

Таким образом, дети освобождаются от бремени доказывания юридического факта нахождения на иждивении умершего родителя на том основании, что  их гражданская дееспособность возникает в полном объеме лишь при наступлении совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет. До этого момента всю ответственность за их воспитание, содержание и обеспечение гражданских прав несут их родители или другие законные представители.  С данным обстоятельством связано наличие презумпции того, что  дети до 18 лет в обязательном порядке находятся на иждивении своих родителей, поэтому не требуется доказывать указанный факт.

Учитывая, что на момент смерти матери истица не достигла возраста 18 лет, она продолжает обучение по очной форме в образовательном учреждении, судебная коллегия полагает, что назначение трудовой пенсии по случаю потери кормильца должно производиться без подтверждения юридического факта нахождения истицы на иждивении умершего кормильца.

Поэтому решение суда об отказе в удовлетворении заявленного иска подлежит отмене.

Поскольку в материалах дела имеются все необходимые доказательства, судебная коллегия полагает необходимым постановить новое решение по делу и удовлетворить исковые требования Борисовой М.Б. о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца.

Истица  просила назначить ей пенсию с  01.08.2010 года, ссылаясь на то, что 12.08.2010 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении пенсии. Между тем, доказательств в подтверждение своих доводов она не представила. Поэтому судебная коллегия полагает правильным обязать ответчика назначить Борисовой М.Б. пенсию с 1 октября 2010 года, то есть с первого числа месяца, в котором истица обратилась с исковым заявлением о назначении пенсии в суд (19.10.2010), что соответствует требованиям пункта 1 ст. 23 вышеприведенного Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, которым установлено, что предусмотренная  названным Законом пенсия, назначается с первого числа месяца, в котором гражданин обратился за ней.

В соответствии с  часть 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат возмещению расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 ноября 2010 года отменить. Постановить по делу новое решение, которым иск Борисовой М*** Б*** удовлетворить.

Признать за Борисовой М*** Б*** право на назначение пенсии по случаю потери кормильца.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска назначить  Борисовой М*** Б***,***.1992 года рождения,  пенсию по случаю потери кормильца - Борисовой Е*** Н***, с 01 октября 2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска в пользу  Борисовой М*** Б*** расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка