СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 июля 2010 года Дело N 33-2117/2010

06 июля 2010 года г. Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Королевой А.В. и Бабойдо И.А.,

при секретаре  Покачайло Н.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Кожевникова А.М. и Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 04 июня 2010 года, по которому постановлено:

Исковые требования Кожевникова Анатолия Михайловича  удовлетворить частично.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска от 29.03.2010 незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска произвести Кожевникову Анатолию Михайловичу перерасчет трудовой пенсии  с 01.04.2010, приняв к производству партийный билет от 14.05.1980 № *** для подтверждения размера заработной платы за период с апреля 1980 года по 13.03.1981.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска в пользу Кожевникова Анатолия Михайловича расходы по оплате юридических услуг в размере 1000 рублей и почтовых услуг в размере 56 рублей 65 копеек.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Кожевников А.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска о признании решения незаконным и перерасчете пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что 02.03.2010 обратился к ответчику с заявлением о конвертации своих пенсионных прав с учетом дополнительно представленных документов в соответствии со ст. 30 п. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В Комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан для подтверждения заработка им был представлен партийный билет № ***, выданный 14.05.1980, однако в принятии к производству партийного билета Комиссия решением от 29.03.2010 за № *** отказала. Отказ является незаконным, поскольку представленный им документ подтверждает размер его заработной платы в период работы с 20.02.1979 по 12.03.1981 в должности заместителя директора ресторана «С***». Заработная плата за данный период работы для расчетного размера пенсии Пенсионным фондом не была учтена в связи с тем, что  предприятие в настоящее время не существует, первичные документы о его заработной плате не сохранились и в архив не сданы. Партийный билет содержит указания о его помесячной заработной плате в указанный период и уплаченных с этой зарплаты членских взносах.

Истец просил признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска от 29.03.2010 № *** незаконным и обязать ответчика принять к производству партийный билет № *** в подтверждение его заработка в период работы в ресторане «С***» с апреля 1980 года по 13.03.1981; произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения - 05.10.2009; возместить ему расходы по составлению искового заявления в сумме 1750 руб. и почтовые расходы в размере 56 руб. 65 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Кожевников А.М. не соглашается с решением суда в части определения даты перерасчета пенсии, просит его отменить и вынести решение согласно заявленным им требованиям. По мнению автора кассационной жалобы, решение суда несправедливо и, по сути, обвиняет его в утрате архивных документов ресторана «С***». Суд не учел, что работники Пенсионного фонда своевременно не разъяснили ему о возможности представления косвенных доказательств о размере заработка, в данном случае - партийного билета.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска просит отменить решение суда, как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что среднемесячный заработок застрахованного лица определяется на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Партийные билеты к таким документам не относятся. Не указаны они и в Перечне документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденном постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ 27.02.2002 № 16/19па.

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд не принял во внимание, что партийный билет не является документом о начисленной заработной плате, в нем могут указываться все виды вознаграждения за работу, в том числе и те, которые не подлежат включению в состав заработка при исчислении пенсии. В нем могут содержаться неточности, ошибки, округления копеек, которые могут существенно повлиять на размер пенсии. Таким образом, заработная плата, указанная в партийном билете, не является достоверной, и данный документ не может служить доказательством заработной платы для перерасчета пенсии. Для расчетного размера пенсии истцу уже учтена заработная плата за период работы с 01.03.1981 по 31.12.1985 (отношение заработков 1,110).

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав пояснения Кожевникова А.М. и представителя УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновске Ниловой Т.И., поддержавших доводы своих кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах.

Как видно из материалов дела, Кожевников А.М. с 05.10.2009 является получателем трудовой пенсии по инвалидности.

Согласно ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии по старости определяется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2002 № 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 26 указанного Постановления среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Из трудовой книжки Кожевникова А.М. следует, что в период с 20.02.1979 по 12.03.1981 он работал в должности заместителя директора ресторана «С***». Согласно архивной справке Муниципального учреждения «Ульяновский городской архив» от 18.11.2009 документы по личному составу ресторана «С***» Ульяновского треста ресторанов и кафе на хранение в архив не поступали.

02.03.2010 Кожевников А.М. обратился с заявлением о перерасчете пенсии, представив в подтверждение заработка за указанный период партийный билет № *** от 14.05.1980.

Решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска от 29.03.2010 № *** Кожевникову А.М. было отказано в принятии к производству партийного билета для конвертации пенсионных прав, со ссылкой на то, что законодательством не предусмотрена возможность установления среднемесячного заработка по косвенным документам в случае отсутствия первичных документов о заработке по вине работодателя.

Однако поскольку в соответствии с разъяснением, содержащимся в письме  Минтруда РФ № 8389-ЮЛ, Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников», допускается принятие к производству документов, косвенно подтверждающих фактический заработок работника (учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника), суд обоснованно удовлетворил заявленные Кожевниковым А.М. исковые требования и обязал Управление ПФР в Заволжском районе г. Ульяновске принять к производству его партийный билет от 14.05.1980 № *** для подтверждения размера заработной платы за период с апреля 1980 года по 13.03.1981.

Доводы, приведенные истцом и ответчиком в кассационных жалобах, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

Поскольку Кожевников А.М. с заявлением о перерасчете пенсии обратился в марте 2010 года, суд обоснованно возложил на органы Пенсионного фонда РФ обязанность по производству перерасчета размера его пенсии с 01.04.2010.

Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», предусмотрено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком только в том случае, если пенсия не была получена по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

По данному делу таких обстоятельств суд не установил. При назначении пенсии в октябре 2009 года Кожевников А.М. не заявлял о принятии в качестве документа, подтверждающего размер его заработка, партийного билета. Поэтому довод его кассационной жалобы о необходимости производства перерасчета пенсии с момента ее назначения, не соответствует закону.

Не может быть принят во внимание также довод Управления ПФР в Заволжском района г. Ульяновска о недопустимости принятия партийного билета в качестве доказательства размера заработка для назначения пенсии.

Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ, которым предоставлено право давать разъяснения по вопросам пенсионного обеспечения граждан, указали о возможности принятия подобных документов в качестве доказательств, подтверждающих размер заработка для назначения пенсии.

Из материалов дела усматривается, что сведения о размере заработка Кожевникова А.М. в период работы в ресторане «С***» Ульяновского треста ресторанов и кафе были утрачены не по его вине, поэтому указанное обстоятельство, как не зависящее от истца не лишает его права на перерасчет пенсии и определение ее размера в соответствии с основным принципом пенсионного обеспечения - с учетом результатов его труда, продолжительности трудового стажа и размера заработка.

Ссылку в кассационной жалобе ответчика на то обстоятельство, что сведения о заработной плате, отраженные в партийном билете, не являются достоверными и не могут быть использованы для расчета пенсии, судебная коллегия находит неубедительной с учетом приведенного выше разъяснения Минтруда РФ и ПФР от 27.11.2001 о допустимости использования в качестве доказательств, подтверждающих размер заработка, партийных, профсоюзных, комсомольских билетов, а также других подобных документов.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационных жалоб не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 04 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Кожевникова А.М. и Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка