СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 августа 2011 года Дело N 33-2875/2011 

город Ульяновск 16 августа  2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей  Трифоновой Т.П. , Казаковой М.В.

при секретаре  Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Пастушкина П*** А*** на решение Ленинского  районного суда г. Ульяновска  от 22 июня 2011 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Пастушкина П*** А*** к Отделу по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска, к мэрии г. Ульяновска о признании решения незаконным, признании  семьи нуждающейся в улучшении  жилищных условий, возложении обязанности включить в 2011 году  в список  участников подпрограммы «Обеспечение  жильем молодых  семей»  Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 г.г.»  отказать.

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения Пастушкина П.А., Пастушкиной М.О., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пастушкин П.А. обратился в суд с иском к мэрии г.Ульяновска о признании решения комиссии по распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска незаконным, признании  семьи нуждающейся в улучшении  жилищных условий, возложении обязанности включить в 2011 году  в список  участников подпрограммы «Обеспечение  жильем молодых  семей»  Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 г.г.» Исковые требования Пастушкина  П.А. мотивированы тем, что  12.02.2008 года  его семьей  по договору  купли-продажи была приобретена  в собственность квартира, расположенная по адресу:  г. Ульяновск, ул. Р***, д. ***, кв. ***. Квартира приобретена на  заемные денежные средства, полученные  по кредитному договору  от 12.02.2008 года.  12.01.2011 года он в соответствии с подпрограммой  «Обеспечение  жильем молодых  семей»  Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 г.г.» обратился к ответчику с заявлением о признании  его и его семьи нуждающимися в жилом помещении,  предоставляемом по договору социального найма. 27.01.2011 года решением  жилищной комиссии  его семья в составе пять человек, имеющая статус молодой семьи, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в вышеназванную программу на 2011 год. 10 марта 2011 года в их адрес  было направлено  письмо, согласно которому их заявление было рассмотрено повторно и решением комиссии от 03.03.2011  года его семье было отказано в участии в программе. С данным решением он не согласен.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Пастушкин П.А.. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, полагая решение незаконным и несправедливым. При этом указывает, что суд, разрешая спор, не учел, что заявление на участие в программе было им направлено в период действия программы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области 03.08.2010, которая предусматривала, что социальная выплата, предоставляемая молодым семьям, может направляться на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилых помещений. Дальнейшее изменение законодательства, ухудшающее его положение, не могло судом быть применено. Не согласен с выводом суда о том, что его семья не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Полагает, что на момент заключения ипотечного кредитного договора были обеспечены жилой площадью меньше учетной нормы общей площади по Ульяновску.

В судебную коллегию не явились представители ответчика и третьих лиц, будучи извещенные надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что решением комиссии  по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от 03.03.2011 (протокол №5) семья Пастушкина П*** А***  в составе семьи из пяти человек (он, жена и трое несовершеннолетних детей) исключены из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данным решением отменено решение комиссии  от 27.01.2011 (протокол №2, пункт 15), которым семья истца была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для включения в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей».

Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении требования Пастушкина  П.А. о признании незаконным решения комиссии об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходил из того, что семья истца на момент приобретения квартиры в собственность по адресу: г.Ульяновск, ул. Р*** по ипотечному кредиту, не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи приходилось 12,05 кв.м жилья.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.

На момент обращения истца с заявлением в мэрию города Ульяновска и принятия решения по его заявлению о признании его семьи с составом пять человек нуждающимся в улучшении жилищных условий  для включения в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» действовали следующие нормативные акты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Во втором предложении абзаца второго раздела VI "Механизм реализации подпрограммы" Паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы установлено, что право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Подпунктом "г" пункта 15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.

Решением Ульяновской Городской Думы от 09.08.2006 N 123 (ред. от 28.04.2010) "Об утверждении муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2006 - 2010 годы" так же было предусмотрено, что право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Постановлением Правительства Ульяновской области от  30.08.2010 года за № 31/281-П была утверждена  Областная целевая программа «Обеспечение  жильем молодых семей» на 2011-2015 годы.

В соответствии с данной Программой, молодая семья - это молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Основным из  принципов  реализации Программы является, в том числе, признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы.

Программа предусматривала, что социальная выплата, предоставляемая молодым семьям, может направляться, в том числе,  на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или ипотечного жилищного займа на приобретение жилых помещений или строительство объектов индивидуального жилищного строительства; на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилых помещений или строительство объектов индивидуального жилищного строительства, в том числе по ипотечным жилищным кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Следовательно, одним из обязательных условий являлось признание участника Программы нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В силу ст. 51  Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой  было принято решение за №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади  жилого помещения», согласно которому учетная  норма  площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м.

Судом установлено, что  по  договору купли-продажи  от  12.02.2008 года  Пастушкин П.А. приобрел в собственность трехкомнатную квартиру  по адресу: г. Ульяновск, ул. Р***, д. *** кв. *** общей площадью  63, 98 кв.м. Квартира приобретена на земные денежные средства, полученные по кредитному договору от  12.02.2008 года.

На момент приобретения квартиры и заключения ипотечного договора истец, его жена Пастушкина  М.О. и их двое  сыновей - Пастушкины В*** и  А*** были зарегистрированы в  двухкомнатной квартире по адресу: г. Ульяновск,  ул. Т***, д. ***, кв. ***  общей площадью 44,10 кв.м. Собственником  данной квартиры являлись родители и сестра Пастушкина  П.А. В квартире  было зарегистрировано  семь человек, включая истца, его жену Пастушкину М.О., их сыновей  В*** и А***. Кроме того,  сын истца Пастушкин  В*** являлся собственником  1/3 доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру по адресу: г. Т***, ул. Г***, д. *** общей площадью  69,1 кв.м. 1/3 доля  от общей площади квартиры по вышеуказанному адресу составляет 23,03 кв.м. С учетом размера квартиры в городе Ульяновске и доли квартиры в городе Т*** общая площадь составила 67,13  кв.м. Поскольку суд пришел к выводу, что проживавшие в квартире по адресу г. Ульяновск, ул. Т***,д.*** кв.*** были членами одной семьи, следовательно суммированный размер жилой площади должен был делиться на всех проживающих в квартире: 67,13:7, что составляет  9,59 кв.м на человека, что является менее учетной нормы. Суд первой инстанции произвел неправильный расчет, что привело к необоснованному выводу о том, что истец с семьей был обеспечен по норме жилой площади.

Таким образом, на момент  заключения  кредитного договора от 12.02.2008 года и приобретения в собственность квартиры по ул. Р*** *** в г. Ульяновске, семья Пастушкина  П.А. не была обеспечена  учетной нормой жилья и обоснованно решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от 27.01.2011  была признана нуждающейся в улучшении  жилищных условий для включения в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей».

Кроме того, как следует из позиции ответчика по делу, им не оспаривалась нуждаемость в улучшении жилищных условий семьи истца на момент заключения ипотечного договора.

Основанием для исключения истца из списка нуждающихся и отмене решения комиссии от 27.01.2011 явилось принятие Постановления Правительством Ульяновской области  от 02.03.2011 года, внесшим в Постановление Правительства Ульяновской области от 03.08.2010 года №31/1-П  изменения,  согласно которым  социальная выплата, предоставляемая молодым семьям, может направляться для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Тогда, как по ранее действовавшему постановлению было предусмотрено право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. В связи с этим жилищная комиссия пришла к выводу о том, что истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в программе.

Однако данная норма вступила в действие после принятия решения о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и включения в участника программы, и следовательно, как ухудшающее его положение, не могла быть основанием для исключения истца из участников программы  «Обеспечение жильем молодых семей».

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 №575 в пункт 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение  (строительство) жилья и их использования введен пп. «е», предусматривающий, что социальные выплаты используются, в том числе для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года.

При таких обстоятельствах у органа местного самоуправления не имелось законных оснований для исключения семьи заявителя из списка участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы.

Таким образом,  выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Пастушкиным П.А. требований основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Решение суда подлежит отмене.

Поскольку по делу не требуется сбора и исследования новых доказательств, судебная коллегия считает возможным постановить по делу новое решение, которым требования заявителя удовлетворить. Признать решение комиссии  по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 03.03.2011 года в части исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий Пастушкина П. А. в составе семьи из пяти человек и отмене решения комиссии от 27.01.2011 незаконным. Признать Пастушкина П. А. с составом семьи пять человек нуждающимися в улучшении жилищных условий для включения в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей».

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 июня 2011 года отменить. Постановить по делу новое решение.

Исковые требования Пастушкина П*** А*** удовлетворить.

Признать решение комиссии  по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 03.03.2011 года в части исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий Пастушкина П*** А*** в составе семьи из пяти человек и отмене решения комиссии от 27.01.2011 (пункт 15 протокола №2  заседания комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска) незаконным.

Признать Пастушкина П*** А*** с составом семьи пять человек нуждающимися в улучшении жилищных условий для включения в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей».

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка