СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 апреля 2011 года Дело N 33-1660



апреля 2011 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Рассошенко Н.П.

судей Брагина А.А. и Пушкарева Н.А.

с участием прокурора областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Архангельске 7 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе представителя администрации МО "Город Новодвинск" на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 24 февраля 2011 года, которым постановлено:

"Заявление прокурора города Новодвинска Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Новодвинск" удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 3 в части слов ", а также прилегающих территорий в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Архангельской области и муниципальными правовыми актами", часть 5 статьи 5 в части слов ", а также прилегающих территорий", часть 1 статьи 12 в части предложения "Оставление (хранение) технически исправных транспортных средств допускается в местах, специально отведенных для стоянки транспортных средств" Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Новодвинск", утвержденных решением двадцать пятой сессии Городского Совета депутатов третьего созыва муниципального образования "Город Новодвинск" от 21 февраля 2008 года N 143, опубликованных в газете "Новодвинский рабочий" от 6 марта 2008 года N 9.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - в газете "Новодвинский рабочий"."

Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегияу с т а н о в и л а:

Прокурор города Новодвинска обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - Правила), утвержденных решением 25 сессии Городского Совета депутатов третьего созыва МО "Город Новодвинск" от 21 февраля 2008 г. N 143, опубликованных в газете "Новодвинский рабочий" от 6 марта 2008 г. N 9, в части возложения на граждан и организаций, имеющих земельные участки на праве собственности, ином вещном праве или по другим основаниям обязанностей по обеспечению своевременной и качественной уборке и очистке прилегающих территории в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Архангельской области и муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 3 Правил благоустройства), содержанию и уборке прилегающих к садам, скверам, паркам, зеленым насаждениям, принадлежащих гражданам или организациям на праве собственности, ином вещном праве или по другим основаниям, прилегающих территорий самостоятельно или по договорам со специализированной организацией (часть 5 статьи 5 данных Правил), а также обязанность владельцев технически исправных транспортных средств на оставление (хранение) их в местах, специально отведенных для стоянки транспортных средств (часть 1 статьи 12 Правил). Считает, что оспариваемые положения Правил содержат коррупционный фактор, приняты с превышением полномочий и незаконно возлагают на собственников и владельцев земельных участков бремя несения дополнительных обязанностей по уборке и очистке прилегающих территорий, а также навязывают собственникам технически исправных транспортных средств определенный порядок содержания и хранения имущества, не определяя понятия специально отведенного места, и тех, кто эти места отводит.

В судебном заседании прокурор заявление поддержал.

Председатель Городского Совета депутатов МО "Город Новодвинск" Жеганов А.Г. с заявлением прокурора согласен.

В судебном заседании представитель главы муниципального образования "Город Новодвинск" Медведкова Е.В. с заявлением не согласилась. Пояснила, что Городской Совет депутатов муниципального образования вправе принимать решения по вопросам местного значения. Оспариваемые положения Правил не противоречат действующему федеральному законодательству, Уставу муниципального образования "Город Новодвинск" и направлены на регулирование общественных отношений в области благоустройства территории муниципального образования.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласен представитель администрации МО "Город Новодвинск".

В кассационной жалобе он просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, а так же неверно применил нормы права.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор считает решение законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Загвоздиной Н.А., полагавшей решение суда изменить в части и отказать в удовлетворении требований прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим отдельных положений Правил, в которых на граждан и организаций возложена обязанность по уборке прилегающих территорий, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.

В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Судом установлено, что решением двадцать пятой сессии Городского Совета депутатов третьего созыва муниципального образования "Город Новодвинск" от 21 февраля 2008 года N 143 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "Город Новодвинск". Данные Правила являются нормативным правовым актом, официально опубликованы в газете "Новодвинский рабочий" N 9 от 06 марта 2008 года.

Часть 1 статьи 3 Правил благоустройства предусматривает, что граждане и организации обязаны обеспечить своевременную и качественную уборку и очистку земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном праве или по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также прилегающих территорий в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Архангельской области и муниципальными правовыми актами. Организацию уборки иных территорий осуществляет специализированная организация.

При этом, под уборкой, в соответствии с частью 1 статьи 2 Правил благоустройства понимается виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности граждан и организаций, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Часть 5 статьи 5 данных Правил предусматривает, что содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, принадлежащих гражданам или организациям на праве собственности, ином вещном праве или по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также прилегающих территорий осуществляется этими гражданами или организациями самостоятельно или по договорам со специализированной организацией.

В соответствии с ч.3 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 названного закона к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Из содержания ст.ст.18, 25, 29 Устава МО "Город Новодвинск" следует, что Городской Совет вправе принимать решения по вопросам местного значения, не отнесенным к компетенции других органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Удовлетворяя требования прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими часть 1 статьи 3 и часть 5 статьи 5 Правил в части слов "а также прилегающих территорий", суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в данной части противоречит федеральному законодательству, поскольку возлагает на собственников земельных участков бремя содержания не принадлежащего им имущества.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он основан на неправильном толковании материального закона.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязывая собственников и законных владельцев земельных участков обеспечивать уборку и очистку принадлежащих им земельных участков, а также прилегающих к ним территорий, орган местного самоуправления не возлагает на граждан и организаций дополнительного бремени содержания имущества, а реализует свои полномочия в части организации благоустройства и озеленения территории соответствующего округа.

Понятие "прилегающей территории" дано в ст.2 Правил благоустройства, и не противоречит ст.42 Земельного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, решение суда в данной части подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных в указанной части требований.

Частью 1 статьи 12 Правил благоустройства предусмотрено, что оставление (хранение) технически исправных транспортных средств допускается в местах, специально отведенных для стоянки транспортных средств.

Согласно п. "б" ч.1 ст.72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, и так же обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.22 ФЗ "О безопасности дорожного движения" единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Каких-либо норм, предусматривающих оставление (хранение) технически исправных средств только в специально отведенных для стоянки местах Правила дорожного движения не содержат.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые прокурором положения части 1 статьи 12 Правил противоречат федеральному законодательству.

Доводы кассационной жалобы в данной части являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании материального закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегияо п р е д е л и л а :

Решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 24 февраля 2011 года в части удовлетворения требований прокурора о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 1 статьи 3 в части слов ", а также прилегающих территорий в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Архангельской области и муниципальными правовыми актами", часть 5 статьи 5 в части слов ", а также прилегающих территорий" Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Новодвинск", утвержденных решением двадцать пятой сессии Городского Совета депутатов третьего созыва муниципального образования "Город Новодвинск" от 21 февраля 2008 года N 143.

Вынести по делу в данной части новое решение, по которому:

В удовлетворении требований прокурора о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 1 статьи 3 в части слов ", а также прилегающих территорий в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Архангельской области и муниципальными правовыми актами", часть 5 статьи 5 в части слов ", а также прилегающих территорий" Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Новодвинск", утвержденных решением двадцать пятой сессии Городского Совета депутатов третьего созыва муниципального образования "Город Новодвинск" от 21 февраля 2008 года N 143 - отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации МО "Город Новодвинск" - без удовлетворения.


Председательствующий
Н.П.Рассошенко
Судьи
А.А.Брагин
Н.А.Пушкарев



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка