• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 апреля 2011 года Дело N 33-1740



апреля 2011 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда

в составе председательствующего: Рассошенко Н.П.

судей Пушкарева Н.А., Брагина А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 07 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе главы администрации МО "Виноградовский муниципальный район" Н.Я. Краевой

на решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 09 марта 2011 года, по которому постановлено:

"исковые требования в интересах Кутейниковой Е.В. в интересах несовершеннолетнего К.П.В. удовлетворить. Обязать администрацию Муниципального образования "Виноградовский муниципальный район" в срок до 01 сентября 2011 года предоставить К.П.В., <…> года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории поселка <…> Виноградовского района Архангельской области.

Заслушав доклад судьи областного суда Пушкарева Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Кутейникова Е.В. в интересах несовершеннолетнего К.П.В. обратилась в суд с иском к администрации МО "Виноградовский муниципальный район" о возложении обязанности по обеспечению ее сына К.П.В., <…> года рождения, местом в дошкольном муниципальном образовательном учреждении в пределах п. <…> в срок до 1 сентября 2011 года.

В обоснование требований указала, что администрация МО "Виноградовский муниципальный район" не исполняет обязанности по решению вопросов местного значения в сфере образования в части предоставления малолетним гражданам общедоступного бесплатного дошкольного образования, чем нарушает права ребенка.

В судебном заседании Кутейникова Е.В. поддержала иск по тем же основаниям.

Представитель администрации МО "Виноградовский муниципальный район" И.В. Волкова с иском не согласилась, так как прием детей в образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования, осуществляется в порядке очередности поступления заявлений от родителей. Из-за отсутствия финансирования места в дошкольных образовательных учреждениях на территории п. <…> отсутствуют.

Суд вынес по делу казанное выше решение, с которым не согласилась глава МО "Виноградовский муниципальный район" Н.Я. Краева.

В кассационной жалобе просит его отменить как незаконное. По ее мнению, прием детей в дошкольные образовательные учреждения должен осуществляться в порядке очередности в зависимости от времени постановки на учет. Постановив решение, суд фактически создал еще одну очередь детей, подлежащих приему в дошкольные образовательные учреждения, не мотивировал о том, почему сын истца имеет преимущественное право на получение дошкольного образования.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец является матерью К.П.В., <…> года рождения, который до настоящего времени местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен, несмотря на обращение истца с соответствующим заявлением в Управление образования МО "Виноградовский муниципальный район" 21 июля 2009 года.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ответчиком прав сына истца на бесплатное дошкольное образование.

Судебная коллегия с выводами суда об этом согласна, считает их обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе на дошкольное.

Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширить их.

В силу п.п. 11 п.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Статьей 31 Федерального закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесена организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.

На момент рассмотрения дела сын истца состоял в общей очереди на обеспечение дошкольным образовательным учреждением под N <…>.

До настоящего времени К.П.В., как житель п. <…>, не включен в список детей, которым предоставлено место в детском саду.

Закрепленное в Конституции Российской Федерации право на образование, в том числе право на его общедоступность и бесплатность в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также на предприятиях, возлагает на компетентные государственные органы, муниципальные образования и предприятия обязательство создавать в достаточном количестве образовательные учреждения с количеством бесплатных учебных мест, равных количеству желающих получить тот или иной уровень образования, а при их недостаточности увеличивать их количество.

На основании п. 1 ст. 25 Устава МО "Виноградовский муниципальный район" администрация муниципального образования является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. В силу подп.11 п.1 ст.7 Устава организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Виноградовского муниципального района отнесена к вопросам местного значения.

Постановлением администрации МО"Виноградовский муниципальный район" от 23 ноября 2010 года N 505 утверждены Правила приема детей в дошкольные образовательные учреждения МО "Виноградовский муниципальный район".

В соответствии с указанным Порядком комплектование дошкольных детских учреждений осуществляется на основании учета, который ведется отделом образования администрации, а при передаче прав самим дошкольным образовательным учреждением.

Следовательно, при достижении несовершеннолетним возраста и наличия заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.

Как следует из материалов дела, К.П.В. <…> года рождения, имеет право на обеспечение местом в дошкольном образовательном учреждении.

Между тем, ответчиком обязанность по обеспечению ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении не исполнена, в связи с чем нарушено конституционное право на бесплатное дошкольное образование.

При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил обязанность на администрацию МО "Виноградовский муниципальный район" обеспечить К.П.В. местом в дошкольном образовательном учреждении.

Довод жалобы о том, что решением суда нарушаются права других детей, поставленных в очередность на обеспечение дошкольным образовательным учреждением, является несостоятельным и не влечет отмену решения, так как администрация МО "Виноградовский муниципальный район" обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности расширять их.

Вместе с тем в решении этого вопроса с ее стороны имело место бездействие, что установлено вступившим в законную силу решением Виноградовского районного суда от 7 июля 2010 года.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом правильно, исследованным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, нарушения норм материального и процессуального права не допущено, то оснований для отмены решения в пределах доводов кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 9 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу главы администрации МО "Виноградовский муниципальный район" Н.Я. Краевой Н.В.- без удовлетворения.


Председательствующий
Н.П.Рассошенко
Судьи
Н.А.Пушкарев
А.А.Брагин



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-1740
Дата принятия: 07 апреля 2011

Поиск в тексте