• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 июня 2010 года Дело N 33-2691/10



июня 2010 годаДокладчик Н.А. Пушкарев

г. Архангельск

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего

судейА.А. Айхоршта

Н.А. Пушкарева и А.В. Карпушинарассмотрела в открытом судебном заседании 07 июня 2010 года в городе Архангельске дело по кассационной жалобе представителя мэрии города Архангельска, на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 27 апреля 2010 года, которым постановлено:

"исковые требования Ф. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить Ф. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа".

Заслушав доклад судьи областного суда Н.А. Пушкарева, судебная коллегияустановила:

Ф. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 24 января 2008 года по сентябрь 2009 года воспитывался, обучался и находился на полном государственном обеспечении в Государственном образовательном учреждении для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей. Приказом директора Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования был зачислен на 1 курс. Приказом директора колледжа отчислен из данного учебного заведения в связи с академической задолженностью. Приказом Департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска за ним было закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по г. Архангельску. До настоящего времени оно ему ответчиком не предоставлено.

В судебном заседании Ф. и его представитель С. поддержали иск по тем же основаниям.

Представитель мэрии г. Архангельска с иском не согласилась, указав на то, что право истца на внеочередное получение жилого помещения мэрия не оспаривает. Вместе с тем, поскольку жилое помещение должно быть предоставлено истцу за счет средств бюджета Архангельской области, полагала, что Правительство Архангельской области должно также являться ответчиком по делу.

Представитель третьего лица от органов опеки и попечительства мэрии г. Архангельска исковые требования истца поддержала в полном объеме.

Представитель третьего лица от Правительства Архангельской области против удовлетворения исковых требований истца не возражала.

Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласилась представитель мэрии города Архангельска, подала на него кассационную жалобу, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

В обоснование жалобы указала, что законодательством обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из их числа, возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ. Мэрия же, как орган местного самоуправления, осуществляет лишь делегированные ей государственные полномочия по обеспечению таких детей жилыми помещениями в строгом соответствии с предоставленными субвенциями.

Выделение же средств на приобретение жилья истцу из местного бюджета в нарушение бюджетного законодательства приведет к нецелевому использованию бюджетных средств.

По данному делу Правительство Архангельской области должно быть привлечено в качестве соответчика и на него должна быть возложена обязанность по выделению денежных средств на приобретение жилья истцу.

В возражениях на кассационную жалобу директор правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, просила оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Архангельска - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия считает решение суда правильным по следующим основаниям.

Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что обязанность по предоставлению Ф. жилого помещения должна быть возложена на мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, оставшихся без попечения родителей. Ссылку представителя ответчика о том, что в вынесенном решении должно быть также указано об обязанности Правительства Архангельской области выделить мэрии г. Архангельска денежные средства для покупки жилого помещения детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, счел несостоятельной, посчитав, что она сводится к иному толкованию закона.

Судебная коллегия с выводами суда об этом согласна, считает их обоснованными и соответствующими исследованным в судебном заседании доказательствам.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

При этом статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Указанные выше законоположения, предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Областного закона N 49-7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области N 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области" полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно ч. 1, 3 ст. 6.1 Областного закона N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

Таким образом, указанными правовыми актами установлено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, возложено на органы местного самоуправления по месту жительства таких детей.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, в связи с чем, с 24 января 2008 года по сентябрь 2009 года воспитывался, проживал и находился на полном государственном обеспечении в Государственном образовательном учреждении для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей. Приказом директора Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования от 16 сентября 2009 года был зачислен на 1 курс. Приказом директора Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования от 02 февраля 2010 года был отчислен из данного учебного заведения в связи с академической задолженностью.

Приказом Департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г.Архангельска N 260 от 05 февраля 2008 года за истцом было закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по г.Архангельску.

Приказом администрации Октябрьского территориального округа мэрии г. Архангельска от 13 марта 2008 года истец был принят на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма, и включен в список общей очереди, в список граждан, дающих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

До настоящего времени истец закрепленного жилого помещения не имеет, поэтому суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению Ф. жилым помещением во внеочередном порядке.

При этом судебная коллегия находит несостоятельным довод кассационной жалобы о том, что Правительство Архангельской области должно быть привлечено в качестве соответчика по делу и на него должна быть возложена обязанность по выделению денежных средств на приобретение жилья истцу. Данный довод основан на неправильном толковании норм права.

Действительно, в силу положений ст. 48 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области" органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в связи с чем муниципальным образованиям предоставляются субвенции на соответствующие цели.

Вместе с тем, предметом рассмотрения настоящего спора проверка надлежащего исполнения Архангельской областью своих обязательств по предоставлению соответствующих субвенций муниципальному образованию "Город Архангельск" не являлась. При этом судебная коллегия отмечает, что в своём решении суд конкретизировал, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть осуществлена ответчиком за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Таким образом, судом первой инстанции нарушений норм как материального, так и процессуального права допущено не было.

Исходя из того, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, нормы законодательства к спорным правоотношениям применены правильно, судебная коллегия в пределах доводов кассационной жалобы оснований к отмене оспариваемого решения не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 27 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя мэрии города Архангельска - без удовлетворения.


Председательствующий
А.А.Айхоршт
Судьи
Н.А.Пушкарев
А.В.Карпушин



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-2691/10
Дата принятия: 07 июня 2010

Поиск в тексте