СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 июля 2011 года Дело N 33-3376



июля 2011 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда

в составе: председательствующего Нибараковой С.Г.

судей Пушкарева Н.А., Пономарева Р.С.

с участием прокурора Лепеха К.В.

при секретаре Трусовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 07 июля 2011 года дело по кассационной жалобе представителя ООО "+" Д.Л. Чародеева на решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 14 апреля 2011 года, по которому постановлено:

"исковые требования прокурора г. Коряжма Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "+" о прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр - удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью "+" прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр на территории муниципального образования "Город Коряжма" Архангельской области через клуб, расположенный по адресу: Архангельская область г. Коряжма, пр. +.

Заслушав доклад судьи областного суда Пушкарева Н.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Коряжмы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "+" (далее по тексту ООО "+") о прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр.

В обоснование требований сослался на то, что в нарушение ст. 4 ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" ООО "+" под видом проведения лотереи осуществляет деятельность по организации и проведению азартной игры "+!". В ходе проверки установлено, что в нежилом помещении, находящемуся по адресу: г. Коряжма Архангельской области пр. .. установлены и функционируют 43 единицы оборудования - игровых автоматов, подключенных к сети, с демонтированными купюроприемниками, используемых для проведения азартных игр под видом стимулирующей лотереи "+". Указанное оборудование не является лотерейным, поэтому данная деятельность ответчика является незаконной и подлежит прекращению.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Коряжма Филимонов А.В. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.

Представитель ответчика от ООО "ююю" Чародеев Д.Л. с иском не согласился по причине его несостоятельности, полагая, что ООО "юю" не осуществляет деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игорного оборудования, а проводит лотерею.

Суд вынес по делу указанное выше решение, с которым не согласился представитель ООО "юю" Чародеев Д.Л.

В кассационной жалобе просит его отменить по причине необоснованности и противоречия обстоятельствам дела.

При этом обращает внимание на несоответствие выводов суда о том, что стимулирующая лотерея является азартной игрой; программно-развлекательные комплексы являются лотерейными, что они определяют сумму выигрыша.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее со стороны старшего помощника прокурора А.В. Филимонова, полагавшего ее несостоятельной, заслушав пояснения прокурора Лепеха К.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия считает решение суда правильным по следующим основаниям.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований ввиду осуществления обществом незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр.

Судебная коллегия с выводами суда об этом согласна, считат их обоснованными и соответствующими исследованным в судебном заседании доказательствам.

Как следует из материалов дела, 11 января 2011 года на основании поручения от 11 января 2011 года N 2.7-59/001 прокуратурой г. Коряжмы была проведена совместная проверка с ОВД по г. Коряжме и МИФНС РФ N 2 России по Архангельской области и НАО деятельности клуба, принадлежащего ООО "+", находящегося по адресу: г. Коряжма пр. +.

Должностными лицами указанных органов была осуществлена игра на электронном оборудовании N25 "Пробки", результаты которой отражены в акте проверочной игры от 11 января 2011 года. Согласно данному акту механизм организации деятельности ответчика заключался в следующем: у администрации были куплены три карты активации ООО ".." под названием ".." номиналом 100 рублей; администратор клуба ввел сумму баллов, равную номиналу карты, в электронное оборудование (1 руб. соответствует 1 баллу); покупатель на электронном оборудовании разыграл быллы путем беспорядочного нажатия клавиш, в результате чего сумма начисленных баллов то уменьшалась, то увеличивалась; при выигрыше баллов, превышающих сумму уплаченную за карту активации, участнику была возвращена уплаченная за карту сумма, а на оставшуюся часть баллов предложено сыграть в лотерею путем выдачи скретч-карт; выигрыш по скретч-картам участнику выплачен не был.

При проведении осмотра помещений, принадлежащих обществу, в присутствии понятых установлено наличие в них 43 единиц игрового оборудования (игровых автоматов), 41 из которых подключен к сети и функционировал, на которых посетителями зала осуществлялась игра, о чем был составлен протокол осмотра N1 от 11.01.2011г., оборудование, находящееся в клубе, описано в реестре технических устройств, также были взяты обяснения администраторов лоторейного клуба и с его посетителей.

В результате проведенных мероприятий проверяющие органы пришли к выводу о том, что общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием электронного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов, в отсутствие соответствующего разрешения (лицензии).

Из материалов дела следует, что организатором стимулирующей лотереи "+", зарегистрированной ФНС за N .., является ООО "+", срок проведения лотереи установлен с 01.01.2011 г.по 31.12.2011г.

ООО "+" пользуется нежилым помещением N . по ул. Ломоносова г. Коряжма по договору субаренды от 10.12.2010г.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "+", одним из дополнительных видов деятельности общества является деятельность по организации азартных игр.

Ответчик проводит стимулирующую лотерею "+" на основании и в соответствии с договором N ЛО/5-11 от 01.01.2011г., заключенным с ООО "+", действующим от имени организатора лотереи на основании договора N + от 10.12.2010г. и доверенности N 2 от 23.12.2010 г.

ООО "+" использует установленные в клубе программно-развлекательные комплексы "VideoGame-1", "VideoGame-2" и "АРТ-Гейм" на основании договора субаренды оборудования N + от 01.01.2011, заключенного с ООО "..", которое в свою очередь действует на основании договора аренды оборудования N .. от 10.01.2011 с ООО "+".

Карты активации поставляются ответчику ООО "+" на основании заключенного между ними договора N + от 01.01.2011 г.

Согласно представленным в материалы дела выдержкам из Условий стимулирующей лотереи ".." она проводится на территории Российской Федерации бестиражным способом и связана с реализацией услуг по сдаче в прокат развлекательных комплексов, программно-развлекательных комплексов"VideoGame-1", "VideoGame-2" и "АРТ-Гейм", находящихся в собственности организатора, карты активации (их продажа) для указанных программно-развлекательных комплексов, услуг по сдаче в прокат комплектующих для настольных интеллектуально-развлекательных игр, находящихся в собственности организатора. Розыгрыш призового фонда лотереи осуществляется посредством выявления скрытых надписей на скретч-картах, полученных участником лотереи у организатора (оператора) лотереи после приобретения товара (оказания услуги). Участнику лотереи за каждый факт приобретения товара (пользования услугой) может быть выдано не более 15 скретч-карт. Выигрыши выдаются победителям в местах реализации товара (услуги) после предъявления представителю организатора скретч-карты с выявленной скрытой надписью с указанием номинала выигрыша.

Деятельность по организации и проведению азартных игр регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 N244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ( далее по тексту- Закон N244-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст.5 данного Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. И исключительно в игровых заведениях, соответствующих установленным требованиям.

В силу части 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), могут быть открыты исключительно в игровых зонах в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Из пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, статьи 13 Закона N 244-ФЗ следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр в игровой зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоны в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

Ввиду этого деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться только в зонах и при наличии разрешения.

В части 2 ст. 9 названного Закона определено, что игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край.

Следовательно, на территории Архангельской области игорные зоны созданы быть не могут.

Факт осуществления обществом деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием электронного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов, подтвержден актом проверочной игры от 11.01.2011 г., протоколом осмотра от 11.01.2011г.N1, объяснениями администраторов и посетителей клуба.

Указанные доказательства получены лицами, проводившими проверку, в пределах их полномочий в соответствии с положениями пунктов 5.1.8,5.1.9 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N506, ст. 22 ФЗ от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре", п.16 ст.11 Закона РФ от 18.04.1991 N1026-1 "О милиции",

п.4 ч.1 ст.6 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Доводы представителя ответчика о том, что обществом не проводилась азартная игра, а стимулирующая лоторея "+", судом первой инстанции были проверены и признаны несостоятельными правомерно.

В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором, и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Частью 8 ст.3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" установлено, что проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.

Порядок формирования и использования призового фонда лотереи определен в ст.17 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", в соответствии с которой призовой фонд лотереи образуется или за счет выручки от проведения лотереи, или за счет организатора стимулирующей лотереи, должен использоваться исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи.

Из анализа изученных судом материалов дела установлено, что действия посетителя клуба подразумевают два этапа: сначала осуществляется игра на программно - развлекательном оборудовании, затем проводится лотерея путем выдачи организатором лотереи скретч-карт и выявления на них номинала выигрыша. При этом последний этап - участие в лотерее может и не наступить, если посетитель клуба во время игры на оборудовании потеряет все баллы введенные в аппарат.

Используемые обществом в клубе программно-развлекательные комплексы отличаются от игровых лишь отсутствием устройств приема и выдачи денежных знаков и содержат игровую плату для воспроизведения игровых программ. В частности, алгоритм действия оборудования игры "Пробки" похож на принцип действия игрового автомата: в оборудование вносится количество баллов, эквивалентное количеству денежных средств, уплаченных участником за карту активацию (1 рубль - 1 балл), баллы разыгрываются на оборудовании участником при помощи клавиш и игровой программы. Сумма баллов может уменьшаться или увеличиваться, что зависит от программного устройства, расположенного в оборудовании.

Таким образом, участник фактически заключает соглашение о возможности выигрыша, неся риск утраты уплаченной денежной сумы в виде баллов.

С учетом этих обстоятельств судебная коллегия находит, что проводимая обществом стимулирующая лотерея содержит признаки азартной игры: в качестве соглашения о выигрыше выступает приобретение участником игры карты активации ООО ".." под названием ".." путем передачи в кассу денежных средств; один балл, вносимый в поле электронного оборудования, устанавливается в размере 1 руб. от стоимости приобретенной карты; риск состоит в том, что в зависимости от полученных призовых баллов игрок может лишиться значительной суммы денежных средств либо увеличить вложение; электронное оборудование, с помощью которого проводится игра, самостоятельно определяет размер выигрыша призового фонда; доказательств того, каким образом определяется призовой фонд, обществом не представлено.

Эти обстоятельства свидетельствуют об осуществлении обществом под видом стимулирующей лотереи деятельности, содержащей признаки азартной игры с использованием игровых автоматов.

В данном случае, исходя из акта проверочной игры, используемые обществом в клубе программно-развлекательные комплексы отличаются от игровых лишь отсутствием устройств приема и выдачи денежных знаков и содержат игровую плату для воспроизведения игровых программ.

Приведенные представителем ответчика доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию материального закона. Применительно к установленным по делу обстоятельствам носят ошибочный характер, поэтому не могут быть приняты во внимание при разрешении спора.

Обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, исследованным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, нарушения норм материального и процессуального права не допущено, поэтому оснований для отмены решения в пределах доводов кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 14 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ООО "+" Д.Л. Чародеева- без удовлетворения.


Председательствующий
С.Г.Нибаракова
Судьи
Н.А.Пушкарев
Р.С.Пономарев



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка