• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 октября 2010 года Дело N 33-4868/10



Докладчик: В.Н.Юдин 07 октября 2010 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего В.Н.Юдина

судей Г.С.Верещагина и И.В.Гаркавенко

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 07 октября 2010 года дело по кассационной жалобе представителя МО "Плесецкое" на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 31 августа 2010 года, которым с учетом определения суда от 17 сентября 2010 года об исправлении описки постановлено: "Исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах муниципального образования "Плесецкое" удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования "Плесецкое" в течение 10 дней с момента вступления данного решения суда в законную силу назначить уполномоченное лицо для управления объектом электросетевого хозяйства - воздушно-кабельной линией ВЛ-0,4кВ фидер N 2, отходящей от ТП N 4, протяженностью 0,73 км в п. Плесецк Архангельской области, до перехода данного объекта в муниципальную собственность.

Обязать администрацию муниципального образования "Плесецкое" в течение 100 (Сто) дней с момента вступления данного решения суда в законную силу подать в Плесецкий отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу заявление о принятии на учет объекта недвижимого имущества - воздушно-кабельной линии ВЛ-0,4кВ фидер N 2, отходящей от ТП N 4, протяженностью 0,73 км в п. Плесецк Архангельской области".

Заслушав доклад судьи областного суда В.Н.Юдина, судебная коллегия

установила:прокурор Плесецкого района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Плесецкое" о возложении на обязанности до перехода в муниципальную собственность МО "Плесецкое" воздушно-кабельной линии ВЛ-0,4кВ фидер N 2, отходящий от ТП N 4, протяженностью 0,73 км в п. Плесецк Архангельской области назначить лицо для управления данным объектом электросетевого хозяйства и подать в Плесецкий отдел Управления Росреестра РФ заявление о принятии его на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Требования обосновал тем, что в силу п.6 ст.14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и положений Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1225, перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в соответствующие муниципальные программы должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие объекты. Между тем на территории МО "Плесецкое" имеется воздушно-кабельная линия ВЛ-0,4кВ фидер N 2, отходящий от ТП N 4, протяженностью 0,73 км в п. Плесецк Архангельской области, которая на учете в реестре федерального и муниципального имущества не состоит, является бесхозяйным имуществом, однако ответчик бездействует и не совершает, предусмотренные законом действия по постановки данного объекта на учёт бесхозяйного недвижимого имущества.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив требования возложением на ответчика обязанности по совершению процедурных действий по постановке на учет бесхозяйного имущества в срок не позднее 100 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель администрации МО "Плесецкое" иск прокурора не признал, ссылаясь на то, что указанный объект недвижимости - кабельная линия ВЛ-0,4кВ фидер N 2, отходящий от ТП N 4, протяженностью 0,73 км, действительно находится на территории МО "Плесецкое" и является бесхозяйным, однако МО "Плесецкое" не имеет финансовых средств для выполнение действий по принятию указанного имущества в муниципальную собственность.

Представитель третьего лица - потребительского общества "Плесецк" в судебном заседании иск прокурора поддержал, указав на то, что указанной воздушно-кабельной линии осуществляется электроснабжение объектов ПО "Плесецк", объектов торговли, принадлежащих иным субъектам предпринимательской деятельности, а также частично осуществляется уличное освещение.

Представитель третьего лица - ОАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго" иск прокурора считает обоснованным, в судебном заседании его поддержал, указав на то, что в случае принятия данной линии в собственность МО "Плесецкое" сетевая компания - ОАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго", готова рассмотреть вопрос о покупке её у МО "Плесецкое".

Суд постановил указанное решение, с которым не согласен представитель МО "Плесецкое" и в поданной кассационной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что проверка, проводимая прокуратурой Плесецкого района по заявлению ПО "Плесецкое", в ходе которой было установлено, что спорная воздушно-кабельная линия никому не принадлежит и у нее отсутствует собственник, проведена не полностью, не сделаны запросы в Территориальное управление Росимущества по Архангельской области и департамент имущества администрации Архангельской области. Спорный объект расположен на территории муниципального образования "Плесецкое", от которого подключены объекты, не относящиеся к муниципальным объектам, объектам, являющимся жизненно необходимыми и не подключено уличное освещение. Указывая, что от спорного объекта подключены объекты, принадлежащие на праве собственности, Общество, считает, было обязано обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ним спорного объекта на праве собственности.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражений на них представителя Потребительского общества "Плесецк" и прокурора Плесецкого района, выслушав прокурора прокуратуры Архангельской области, полагавшую решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и это следует из материалов дела, что кабельная линия ВЛ-0,4кВ фидер N 2, отходящий от ТП N 4, протяженностью 0,73 км находится на территории МО "Плесецкое". По данной воздушно-кабельной линии осуществляется электроснабжение объектов ПО "Плесецк", объектов торговли, принадлежащих иным субъектам предпринимательской деятельности, а также частично осуществляется уличное освещение.

Удовлетворяя требования прокурора суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что кабельная линия ВЛ-0,4кВ фидер N 2, отходящая от ТП N 4, протяженностью 0,73 км, находящаяся на территории МО "Плесецкое", является бесхозяйным объектом недвижимого имущества и администрация МО "Плесецкое", являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, обязана выполнить действия по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о её на учет бесхозяйного недвижимого имущества и до перехода кабельной линии назначить уполномоченное лицо для управления ею.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия по существу согласна, поскольку они основаны на материалах дела и законе исходя из следующего.

Согласно п.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N580 документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимости имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; документа выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества не были зарегистрированы.

Материалами дела установлено, что кабельная линия ВЛ-0,4кВ фидер N 2, отходящая от ТП N 4, протяженностью 0,73 км, находящаяся на территории МО "Плесецкое" не числятся в реестре федерального имущества, реестре имущества субъектов РФ, а также реестре муниципального имущества.

По сведениям ГУП Архангельской области "Бюро технической инвентаризации" и Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и НАО, права на данный объект недвижимого имущества за кем-либо не зарегистрированы.

Поэтому суд первой инстанции, установив наличие данных фактов, пришел к правомерному выводу о том, что спорный участок кабельной сети является бесхозным недвижимым имуществом.

Абзацем первым п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ определён специальный субъект, обладающий правом обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Таким субъектом является орган местного самоуправления, на территории которого находится данное имущество. Иные лица названным правом не обладают и могут быть заинтересованы лишь в побуждении муниципалитета к совершению указанных действий.

Суд первой инстанции положения данной нормы учел правильно, и по существу пришел к обоснованному выводу о том, что в силу положений данной нормы администрации муниципального образования "Плесецкое" обязана это сделать в отношении кабельной линии, являющейся предметом спора. Отсутствие на неё у муниципального образования права собственности не освобождает орган местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно руководствовался и положениями п. 6 ст. 14, ст. 48 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми органы местного самоуправления в срок до 01 августа 2010 года обязаны утвердить муниципальные программы, предусматривающие перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включающие в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие объекты.

Пунктом 114 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, предусмотрена обязанности органа местного самоуправления до перехода к нему права собственности на бесхозяйный объект недвижимости назначить уполномоченное лицо для управления данным объектом электросетевого хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке

По делу видно, что спорная кабельная линия ВЛ-0,4кВ фидер N 2, отходящий от ТП N 4, протяженностью 0,73 км, находится на территории МО "Плесецкое",

Согласно сведениям, представленным Плесецким филиалом ГУП Архангельской области "Бюро технической инвентаризации", Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и НАО, права на данный объект недвижимого имущества не зарегистрированы, что подтверждается документами, представленными администрацией МО "Плесецкое", ОАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго" и ОАО "Архангельская сбытовая компания".

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный и правильный вывод о том, что администрация МО "Плесецкое", являясь в соответствии с пунктом 4 Устава исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, обязана выполнить действия по постановке воздушно-кабельной линии ВЛ-0,4кВ фидер N 2, отходящей от ТП N 4, протяженностью 0,73 км в п. Плесецк Архангельской области, на учет бесхозяйного имущества и до перехода кабельной линии в собственность назначить уполномоченное лицо для управления ею.

Выводы суда мотивированы и основаны на законе и материалах дела.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии полноты сведений относительно прав собственности на спорный объект не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не могут служить основанием для отмены решения суда по указанным мотивам. Каких-либо новых данных, не учтенных судом при разрешении дела они не содержат, были предметом проверки и оценки судом первой инстанции и сводятся к иной оценке установленного судом и иному толкованию норм материального права.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения данных требований истца, судом определены верно, оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ для отмены постановленного судом решения в пределах доводов кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 31 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя МО "Плесецкое" - без удовлетворения.


Председательствующий
В.Н.Юдин
Судьи
С.Г.Верещагин
И.В.Гаркавенко



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-4868/10
Дата принятия: 07 октября 2010

Поиск в тексте