СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 мая 2012 года Дело N 33-2325/12



мая 2012 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Кожемякиной М.В.,

судей Нибараковой С.Г. и Рудь Т.Н.,

при секретаре Анисимовой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 10 мая 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Плесецкого межрайонного отделения ОАО "А." И.Н.М. на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 27 февраля 2012 года, котором постановлено: "исковые требования Фетисовой Л.А. к открытому акционерному обществу "А." о признании права на бесплатное пользование электрической энергией удовлетворить.

Признать за Фетисовой Л.А. право на бесплатное пользование электрической энергией в виде бесплатного освещения занимаемого истцом жилого помещения, расположенного по адресу ...

Взыскать с открытого акционерного общества "А." в пользу Фетисовой Л.А. излишне уплаченные денежные суммы по оплате электрической энергии за период с 01 сентября 2009 года по 31 октября 2011 года в размере … рубля и расходы по уплате государственной пошлины в размере … рубль, всего в размере … рублей". Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Фетисова Л.А. обратилась в суд с иском к ОАО "А." о признании права на бесплатное пользование электрической энергией. В обоснование требований указала, что проживает в сельской местности, является квалифицированным медицинским работником и с 1986 года по настоящее время работает в МУЗ (ГБУЗ) "Плесецкая ЦРБ", поэтому ей предоставляются льготы на оплату электроэнергии в размере 40 кВт/час, хотя до 1 января 2005 года она пользовалась электроэнергией бесплатно. Полагает, что льгота по оплате электроэнергии, как мера социальной поддержки, должна предоставляться ей в полном объеме. Просила признать за ней право на предоставление льготы по бесплатному пользованию электроэнергией, как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, и взыскать с ответчика излишне уплаченные ею денежные суммы по оплате электрической энергии в размере … рублей за период с 01 января 2009 года по 31 октября 2011 года.

Впоследствии Фетисова Л.А. исковые требования уменьшила, просила взыскать с ответчика излишне уплаченные денежные суммы по оплате электрической энергии за период с 1 сентября 2009 года по 31 октября 2011 года в размере … рубля.

В судебном заседании Фетисова Л.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОАО "А." в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В отзыве просил в иске отказать, поскольку указанные меры социальной поддержки в виде бесплатного освещения должны предоставляться и предоставляются истцу в пределах нормативов, установленных постановлением главы администрации Архангельской области N 117-па от 25 июня 2007 года.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц - Правительства Архангельской области в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области и ГБУЗ "Плесецкая ЦРБ", извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился начальник Плесецкого межрайонного отделения ОАО "А." И.Н.М. и в поданной апелляционной жалобе просит его отменить.

В обоснование доводов указал, что в соответствии с положениями действующего законодательства с 1 января 2012 года ОАО "А." не осуществляет мер социальной поддержки по бесплатному освещению, а осуществляет только расчет денежных выплат и направляет квалифицированным специалистам квитанции, отражающие суммы начисленных платежей, и суммы, подлежащие перечислению гражданину в виде денежной выплаты, на основании соглашения об информационном взаимодействии, заключенным с государственным учреждением. Предоставление мер социальной поддержки осуществляется по месту работы квалифицированных специалистов и в соответствии с п.27 "Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан" государственные учреждения осуществляют перечисления гражданам денежных выплат.

При этом решение суда в части того, что Фетисова Л.А. имеет право на бесплатное пользование электрической энергией, а также выводы суда о компенсации излишне уплаченных денежных сумм по оплате электроэнергии, не оспаривает. Однако полагает, что с 1 января 2012 года изменился порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поэтому судом на Плесецкое межрайонное отделение ОАО "А." необоснованно возложена обязанность по предоставлению Фетисовой Л.А. мер социальной поддержки.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Установлено, что Фетисова Л.А. является медицинским работником ГБУЗ "Плесецкая ЦРБ", расположенной в поселке Плесецк Архангельской области, работает в должности фельдшера самостоятельного приема с 01 апреля 1986 года.

Из справки МО "Плесецкое" следует, что Фетисова Л.А. проживает по адресу …, вместе с ней по указанному зарегистрированы и проживают ее муж, дочь, сын и внук.

Фетисова Л.А. пользовалась мерами социальной поддержки в виде бесплатного освещения на основании ч.2 ст.63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".

Установлено, что Фетисовой Л.А. предоставляется мера социальной поддержки по нормативу потребления 40 кВт/час в месяц, а остальную потребляемую электрическую энергию она оплачивает в полном объеме, с чем она не согласна и просит взыскать сумму оплаченной электроэнергии за период с 1 января 2009 года по 31 октября 2011 года.

Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признал часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (закреплявшую право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальных систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством) утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Решением собрания депутатов МО "Плесецкий район" "Об утверждении Порядка о мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" от 20 октября 2005 года N66, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки, в соответствии с которым (с учетом решения Собрания депутатов МО "Плесецкий муниципальный район" от 18 сентября 2008 года N333) учреждениями культуры и здравоохранении возмещаются организациям, предоставляющим жилищные и коммунальные услуги расходы по представлению бесплатного освещения жилого помещения по нормативам потребления, установленным органами государственной власти Архангельской области.

Поскольку ранее Фетисова Л.А. работала в муниципальном учреждении здравоохранения, то указанное решение распространялось на нее.

"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1 утратили силу с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с постановлением главы администрации МО "Плесецкий район" от 27 июля 2011 года N 1120-па муниципальное учреждение здравоохранения "Плесецкая центральная районная больница", в которой работала истец, передано из муниципальной собственности муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" в государственную собственность Архангельской области.

Согласно п.1.3 Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Плесецкая центральная районная больница" его учредителем является Архангельская область в лице министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области.

В соответствии с Областным законом Архангельской области от 22 июня 2005 года N 52-4-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", специалистам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Архангельской области, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), предоставляются меры социальной поддержки в виде возмещения расходов по оплате коммунальных услуг (электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Постановлением Правительства Архангельской области.

Постановлением администрации Архангельской области N 117-па от 25 июня 2007 года утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Архангельской области в размере 40 кВт ч/месяц на человека.

Как установлено в судебном заседании, истцу предоставляется бесплатно электрическая энергия в соответствии с данными нормативами.

Поскольку вышеуказанным порядком предоставления мер социальной поддержки уменьшен объем льготы, которые ранее истец получала бесплатно в объеме всей потребленной электрической энергии, суд правомерно взыскал излишне уплаченную сумму с ответчика.

Вместе с тем требования о признании права за истцом на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатного освещения занимаемого ей жилого помещения удовлетворению не подлежат к данному ответчику, поскольку в силу Постановления Правительства Архангельской области от 10 марта 2010 года N 61-ПП, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан", ОАО "А." осуществляет расчет денежных выплат, направляет информацию в государственные учреждения для дальнейшего перечисления денежных средств в рамках предоставления социальной льготы гражданину.

Решение суда в данной части подлежит отмене.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 27 февраля 2012 года отменить в части требований о признании за Фетисовой Л.А. права на бесплатное пользование электрической энергией в виде бесплатного освещения занимаемого истцом жилого помещения, расположенного по адресу …, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении данных требований отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения.


Председательствующий
М.В.Кожемякина
Судьи
С.Г.Нибаракова
Т.Н.Рудь



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка