СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 мая 2012 года Дело N 33-2326



Судья Куйкин Р.А.

Стр. 57 г/п 00 руб.

Докладчик Пыжова И.А.

N 33-2326

10 мая 2012 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Корепановой С.В., Пыжовой И.А.,

при секретаре Скопиной М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 10 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения "Л." Папковой Е.И. на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 28 февраля 2012 года, которым постановлено:

"исковые требования Шустиковой Е.П. удовлетворить.

Признать за Шустиковой Е.П. и членом ее семьи Мартюшовым А.Г. право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

Обязать Федеральное казенное учреждение "Л." включить Шустикову Е.П. и члена её семьи Мартюшова А.Г. в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шустикова Е.П. обратилась с иском к Федеральному казенному учреждению "Л." (далее - ФКУ "Л.") и к У. (далее - У.) о признании права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и обязании включить ее и члена ее семьи в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

В обоснование заявленных требований указала, что она с супругом Мартюшовым А.Г. проживает в поселке <…> Плесецкого района Архангельской области, который относится к поселкам с особыми условиями хозяйственной деятельности, и нуждается в предоставлении квартиры с удобствами. Жилищную субсидию она с супругом не получали, другого жилья в собственности не имеют. В 2011 году истец обратилась в ФКУ "Л." с заявлением об участии в подпрограмме, но ей был дан ответ о необходимости предоставления справки об общей продолжительности военной службы, выписки из приказа об увольнении с военной службы, однако она военного стажа не имеет. Полагала, что на основании пп. "б" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" программы "Жилище" на 2011-2015 годы, она и ее супруг имеют право на участие в указанной подпрограмме, несмотря на отсутствие военного стажа, поскольку проживают в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Истец Шустикова Е.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца Пирогов М.Ю. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ "Л." в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело без его участия. В письменном отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что истцом не были представлены все необходимые документы для участия в указанной подпрограмме, а именно: справка об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы с указанием основаниям увольнения. Кроме того, ФКУ "Л." не имеет распоряжения для включения в списки участников подпрограммы вольнонаемных граждан, в связи с чем, указанные граждане вправе обратиться с заявлением об участии в подпрограмме в органы местного самоуправления.

У. своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В представленном отзыве просило в удовлетворении исковых требований отказать, полагало, что У. является ненадлежащим ответчиком. Указало, что ФКУ "Л." выступает самостоятельным юридическим лицом, истец с заявлением о включении в подпрограмму "Жилище" не обращалась. Шустикова Е.П. не проходила службу в уголовно-исполнительной системе, не имеет специального звания, в связи с чем, ФКУ "Л." не имело права включать истца в список участников подпрограммы.

Представитель третьего лица администрации МО <…> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями согласен.

Третье лицо Мартюшов А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась представитель ФКУ "Л." Папкова Е.И.

В поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что к заявлению истца не были приложены все документы, указанные в подпункте "а" пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в частности справка об общей продолжительности военной службы и выписка из приказа об увольнении с военной службы. Считает, что граждане, проживающие в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности и работавшие на вольнонаемных должностях в учреждениях уголовно-исполнительной системы, либо не состоящие в трудовых отношениях с этими учреждениями, под действие подпрограммы не подпадают, что является основанием для отказа в признании гражданина участником данной подпрограммы согласно п.22 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы (далее - Правила). Указанные Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.

Как следует из названия и содержания Подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что Шустикова Е.П. с 15 марта 1995 года зарегистрирована и проживает в доме N <…> по улице <…> в поселке <…> Плесецкого района Архангельской области в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма администрацией МО <…>. Нанимателем данного жилого помещения является Шустикова Е.П. Супруг истца - Мартюшов А.Г. зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении в качестве члена семьи нанимателя с 05 мая 2010 года.

Также материалами дела подтверждается, что истец работала в учреждениях уголовно-исполнительной системы <…> и <…> с 14 мая 1963 года по 28 февраля 1986 года и с 01 марта 1986 года по 02 января 1999 года - соответственно. Указанные учреждения дислоцировались в Плесецком районе Архангельской области.

Как следует из акта проверки жилищных условий от 16 ноября 2011 года, истец и ее супруг нуждаются в улучшении жилищных условий, так как проживают в квартире, не соответствующей санитарно-техническим требованиям.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца и члена его семьи права на участие в Подпрограмме.

С указанным выводом судебная коллегия согласна по следующим основаниям.

Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации, имеют право на участие в Подпрограмме.

Проживание граждан в указанных поселках является самостоятельным основанием для их участия в Подпрограмме, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, не имеющих связи с уголовно-исполнительной системой. Следовательно, указанные лица, изъявившие такое желание, вправе в установленном порядке получить государственный жилищный сертификат, подтверждающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Правил для участия в Подпрограмме граждане, перечисленные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в Подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:

справка об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти.

Из содержания подпункта "б" пункта 5 и подпункта "а" пункта 19 Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в Подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы. Следовательно, возложение на них обязанности по представлению для участия в Подпрограмме справки из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении не может быть признано законным, поскольку приводит к неправомерному ограничению права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

С учетом изложенных законоположений, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у Шустиковой Е.В. и члена ее семьи Мартюшова А.Г. права на участие в Подпрограмме.

По мнению судебной коллегии, является правомерным суждение суда первой инстанции о возложении обязанности по включению истца и ее супруга в список граждан-участников Подпрограммы на ФКУ "Л.".

Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 04 июня 2007 года N 287 предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, подают заявление (рапорт) на участие в Подпрограмме в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.

Организация работы по формированию списков граждан-участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) уголовно-исполнительной по месту расположения поселка. По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан-участников подпрограммы.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по включению истца и члена ее семьи в Подпрограмму на ФКУ "Л." как на учреждение (орган) уголовно-исполнительной системы по месту расположения поселка.

В этой связи доводы апелляционной жалобы судебная коллегия признает несостоятельными, основанными на неправильном толковании материального закона.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, к спорным правоотношениям верно применен материальный закон, нарушений норм процессуального права не допущено, то судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 28 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального казенного учреждения "Л." - без удовлетворения.


ПредседательствующийЮ.И.Кузнецов
СудьиС.В.Корепанова
И.А.Пыжова



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка