СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 апреля 2012 года Дело N 33-1650/12



Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Брагина А.А.,

судей Хмара Е.И. и Лебедевой Г.И.,

при секретаре Потеловой И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 20 января 2012 года, которым постановлено:

"заявление Игнатьева Сергея Владимировича о признании незаконным решения Государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске" от 24 ноября 2011 года N … о привлечении Игнатьева Сергея Владимировича к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере … рублей … копеек удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске" от 24 ноября 2011 года N … о привлечении Игнатьева Сергея Владимировича к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере … рублей … копеек".

Заслушав доклад судьи областного суда +, судебная коллегия

установила:

Игнатьев С. В. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения N … от 24 ноября 2011 года Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области (далее - Управление, территориальный орган Пенсионного фонда) о привлечении к ответственности.

В обоснование заявления указал, что решением Управления от 24 ноября 2011 года он привлечен к ответственности в виде штрафа в размере … рублей … копеек за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы. Однако в нарушение требований п.6 ст.39 ФЗ N 212 его вина при рассмотрении акта не исследовалась и не доказана. Не учтено, что обязанность по предоставлению документов им выполнена своевременно, в связи с чем в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.17 ФЗ N 27, поскольку им были представлены доказательства предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета - протокол к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 23 декабря 2010 года N 016586, который был принят специалистом Управления без замечаний, о чем свидетельствует ее подпись и дата принятия. Полагает, что решение подлежит отмене, как принятое с нарушением материального права и порядка рассмотрения материала.

В судебном заседании Игнатьев С.В. заявленные требования поддержал.

Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. В письменном отзыве указал, что Игнатьев С.В. был обязан представить необходимые сведения в срок с 01 января по 28 февраля 2011 года по форме СЗВ-6-1, однако данную обязанность не выполнил, следовательно, его привлечение к ответственности является законным.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд вынес указанное решение, с которым не согласен представитель Управления Олонцева Н.А.

В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, Игнатьев С.В. обязан был представить после 01 января 2011 года и до 01 марта 2011 года по форме СЗВ-6-1, в которой указывается: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; сумма уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Игнатьев С.В. представил сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год согласно данным формы СЗВ-6-1 лишь 28 октября 2011 года, то есть с нарушением установленного законом срока на 242 дня. То обстоятельство, что Игнатьев С.В. 23 декабря 2010 года лично явился на прием к специалисту Управления, предоставил паспорт, подтверждающий его фамилию, имя, отчество, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, подтверждающее страховой номер индивидуального лицевого счета, копию квитанции, подтверждающую сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, не является свидетельством того, что он представил сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за 2010 года, поскольку данная форма обращения соответствует сверке платежей по форме АДВ-11, а не предоставлению сведений. Таким образом, суд неправильно отождествил понятия "протокол к ведомости уплаты страховых взносов" и "сведения формы СЗВ-6-1".

В возражениях на апелляционную жалобу заявитель Игнатьев С.В. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, указывая на то, что статья 17 ФЗ N 27 не предусматривает ответственность за более раннее предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и в иной форме, чем предусмотрено Инструкцией. Также просит учесть, что в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 212, с 01 января 2012 года адвокаты не обязаны предоставлять ежегодную отчетность в пенсионный орган контроля. Следовательно, он как адвокат не может быть привлечен к ответственности за деяние, которое на момент принятия судом решения по существу спора перестало быть наказуемым.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя Управления Олонцеву Н.А., поддержавшую жалобу, заявителя Игнатьева С.В., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Судом первой инстанции установлено, что Игнатьев С.В. является адвокатом с 15 ноября 2002 года по настоящее время, и поставлен на учет в Управление 31 декабря 2002 года в качестве лица, самостоятельно уплачивающего взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ) физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица, к которым относятся в том числе адвокаты, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязаны были (в редакции, действовавшей до 01.01.2012г.) ежегодно представлять в орган Пенсионного фонда по месту своей регистрации в качестве страхователей сведения, необходимые для персонифицированного учета.

В силу пунктов 5, 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет органу Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, применительно к расчетному периоду 2010 год имелась обязанность представить до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, т.е., до 01.03.2011г., сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как установлено судом, Игнатьев С.В. 23 декабря 2010 года на личном приеме специалисту Управления предоставил паспорт, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, подтверждающее страховой номер индивидуального лицевого счета, копию квитанции, подтверждающую сумму уплаченных страховых взносов, ведомость уплаты страховых взносов (форма АДВ-11).

Данные сведения были приняты специалистом Управления, и в подтверждение выдан 23.12.2010г. протокол к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Специалистом Управления на основании представленных Игнатьевым С.В. сведений 28.10.2011г. по форме СЗВ-6-1 был сделан вывод о том, что Игнатьев С.В. сведения, предусмотренные Федеральным законом N 27-ФЗ за 2010 год в срок до 1 марта 2011 года не представил, о чем 31 октября 2011 года был составлен акт N ….

По результатам рассмотрения акта заместителем начальника Управления 24.11.2011г. принято решение N … о привлечении Игнатьева С.В. к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме … рублей … копеек.

В качестве объективной стороны состава правонарушения Игнатьеву С.В. вменено непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для применения к заявителю финансовой санкции, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку Игнатьевым С.В. были представлены в Управление сведения за 2010 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в срок до 01 марта 2011 года, и приняты специалистом Управления без каких-либо замечаний к форме их предоставления.

Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна, поскольку он основан на правильном применении норм материального и процессуального права, подтвержден доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из положений ст. 10 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Из утвержденной формы СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица" следует, что основное ее содержание составляют сведения о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что соответствует положениям пунктов 5 и 6 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.

Разрешая спор и установив, что представленные Игнатьевым С.В. до 01 марта 2011 года в Управление сведения о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11 не отличались от сведений, представленных по форме СЗВ-6-1, и являлись правильными, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Управление в срок до 01.03.2011г. располагало сведениями, необходимыми для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Доводы представителя Управления, изложенные в апелляционной жалобе о том, что Игнатьев С.В. сведения представил не по форме СЗВ-6-1, и с 01.01.2010г. необходимость в предоставлении АДВ-11 страхователями отпала, выводы суда не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.

Наличие ошибки в форме представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета формально образует состав нарушения Постановления Правления Пенсионного Фонда РФ от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению".

Однако формальный подход к наложению штрафа недопустим.

В указанном случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "…", ОАО "…" и ООО "…" предусматривает, что при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

По существу финансовая санкция, взыскиваемая Управлением, применена им не в связи с непредставлением в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а предоставлением Игнатьевым С.В. сведений индивидуального (персонифицированного) учета не по установленной форме.

При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности решения о привлечении Игнатьева С.В. к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ.

В апелляционной жалобе Управления по существу не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, они были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат, а сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 20 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске - без удовлетворения.


Председательствующий
А.А.Брагин
Судьи
Е.И.Хмара
Г.И.Лебедева



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка