СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 февраля 2012 года Дело N 33-840



февраля 2012 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Гудушина Н.Б.,

судей Пыжовой И.А., Рассошенко Н.П.

с участием прокурора Загвоздиной Н.А.

при секретаре Калашниковой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 16 февраля 2012 года дело по апелляционному представлению участвовавшего в деле прокурора Коношского района Безденежных А.Н. на решение Коношского районного суда Архангельской области от 21 декабря 2011года, которым постановлено:

"Прокурору Коношского района Архангельской области в удовлетворении заявления в защиту прав главы МО "Коношское" о признании приложения N7 к решению муниципального Совета МО "Коношское" N150 от 28 декабря 2010 года "О бюджете муниципального образования "Коношское" на 2011" раздел "Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и местного самоуправления" противоречащим федеральному законодательству - отказать".

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Коношского района Архангельской области обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Решения муниципального Совета МО "Коношское" от 28.12.2010 N150 в части внесения поправок в статью бюджета муниципального образования "Коношское" "Функционирование должностного лица субъекта РФ и местного самоуправления".

В обоснование требований указал, что по заявлению главы МО "Коношское" Кринина А.В. о нарушениях федерального законодательства, допущенных Муниципальным Советом "Коношское" при принятии бюджета МО "Коношское" на 2011год, проведена проверка, в ходе которой установлено, что на 23 сессии муниципального совета МО "Коношское" 28.12.2010 рассматривался проект бюджета МО "Коношское" на 2011 год и депутатами были внесены поправки в проект бюджета на 2011 год, уменьшающие объём расходных обязательств на выплату денежного вознаграждения главы муниципального образования. Решение муниципального Совета МО "Коношское" от 28.12.2010года N 150 в части внесения указанных поправок считает противоречащим федеральному законодательству. Указывает, что необходимость осуществления расходов бюджета Коношского поселения на выплату в полном объёме денежного вознаграждения главе МО "Коношское" вытекает из п.2 ч.1 ст.3, ст.4 Областного закона от 24.06.2009 N37-4-03 "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области". Следовательно, депутаты муниципального Совета МО "Коношское" не могли внести указанные поправки в бюджет и сократить расходы на выплату денежного вознаграждения главе поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Коношского района Архангельской области Безденежных А.Н. требования уточнил, просил признать приложение N7 к решению муниципального Совета МО "Коношское" N150 от 28 декабря 2010 года "О бюджете муниципального образования "Коношское" на 2011" раздел "Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и местного самоуправления" противоречащим п.2 ч.1 ст.3, ст.4 Областного закона от 24.06.2009 N37-4-03 "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области". Заявленные требованиям поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо - представитель муниципального Совета второго созыва муниципального образования "Коношское" Чучман В.Б. в судебном заседании пояснил, что с заявленными требованиями не согласен. Считает, что решение N150 от 28.12.2010 "О бюджете муниципального образования "Коношское" на 2011 год", являющееся нормативным правовым актом, принято с соблюдением процедуры, в пределах предоставленной компетенции, оно не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, права главы муниципального образования не нарушает.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласился участвующий в деле прокурор. В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда, по доводам аналогичным, изложенным в заявлении, а также указывается, что судом не дана оценка наличию противоречий между оспариваемым решением в части уменьшения Главе МО денежного вознаграждения и решением муниципального Совета МО "Коношское" N 36 от 26.12.2008года "Об установлении денежного вознаграждения главы МО "Коношское", которым установлено денежное вознаграждение в размере 35 000рублей (плюс районный коэффициент, процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, доводы возражений, заслушав прокурора прокуратуры Архангельской области Загвоздину Н.А., не поддержавшую апелляционное представление, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Судом установлено, что 28 декабря 2010 года на двадцать третьей сессии муниципального Совета МО "Коношское" принято решение N150 "О бюджете муниципального образования "Коношское" на 2011 год". Решение N150 от 28.12.2010 "О бюджете муниципального образования "Коношское" на 2011 год" является муниципальным нормативным правовым актом, вступившим в силу со дня официального опубликования в Коношском муниципальном вестнике N7 от 15.02.2011, являющимся официальным изданием администрации и муниципального Совета МО "Коношское".

Приложение N7 является неотъемлемой частью решения двадцать третьей сессии Муниципального Совета МО "Коношское" N150 от 28 декабря 2010 года "О бюджете муниципального образования "Коношское" на 2011".

Из содержания приложения N7 следует, что оно регулирует распределение расходов бюджета МО "Коношское" на 2011 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В приложении указано, что "Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и местного самоуправления" имеет раздел 01 подраздел 02 сумма - 626 тыс. рублей.

В соответствии со ст.14 Устава МО "Коношское" утверждение бюджета Коношского поселения относится к исключительной компетенции муниципального Совета Коношского муниципального образования.

Прокурор указывает, что приложение N7 к решению двадцать третьей сессии муниципального Совета МО "Коношское" N150 от 28 декабря 2010 года "О бюджете муниципального образования "Коношское" на 2011" раздел "Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и местного самоуправления", противоречит п.2 ч.1 ст.3, ст.4 Закона Архангельской области от 24.06.2009 N37-4-ОЗ (ред. от 07.07.2011) "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области" и нарушает права главы муниципального образования, денежное вознаграждение которого на 2011 год значительно уменьшено по сравнению с установленным ранее действующим решением муниципального Совета МО "Коношское" N 36 от 26.12.2008 "Об установлении денежного вознаграждения Главы МО "Коношское".

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что муниципальный Совет Коношского поселения является постоянно действующим и единственным представительным органом МО "Коношское", к компетенции которого в силу действующего законодательство относится утверждение местного бюджета, установление денежного вознаграждения выборного лица местного самоуправления и пришел к выводу о том, что оспариваемое положение решения муниципального Совета действующему федеральному законодательству, законодательству Архангельской области не противоречит.

Данный вывод судебная коллегия считает правильным в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу части 1 статьи 6 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, в том числе относятся: правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

В соответствии с п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 53 вышеназванного Федерального закона расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункт 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ).

В силу п.2, 3 ст.1 Закон Архангельской области от 24.06.2009 N 37-4-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области" гарантии осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований Архангельской области в соответствии с федеральными законами и настоящим законом.

Уставами муниципальных образований Архангельской области должны быть установлены гарантии осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления, предусмотренные пунктами 1 и 3 статьи 3 настоящего закона.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 указанного закона выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета муниципального образования гарантируется в том числе оплата труда.

Согласно п.1, 2 статьи 4 Закона оплата труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, осуществляется в виде денежного вознаграждения (в фиксированной сумме), увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В составе денежного вознаграждения выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, учитываются все виды выплат, причитающиеся такому выборному лицу местного самоуправления за исполнение обязанностей по замещаемой им муниципальной должности, установленной уставом муниципального образования Архангельской области.

Для выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, иные условия оплаты труда не применяются.

Размер денежного вознаграждения выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования Архангельской области.

Таким образом, гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем установление конкретного размера денежного вознаграждения выборного должностного лица местного самоуправления относится к компетенции представительного органа муниципального образования.

Довод представления о том, что решение муниципального Совета в оспариваемой части противоречит положениям ст.31 Устава МО "Коношское", судебная коллегия находит несостоятельным, так как положения указанной статьи Устава во взаимосвязи с положениями вышеуказанных законов не исключает возможность внесения представительным органом поправок в бюджет муниципального образования в части касающейся вознаграждения Главы МО.

При этом представительные органы местного самоуправления, наделенные собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, не могут быть лишены возможности реализовать предоставленные им полномочия по указанным вопросам.

Также необоснованным является довод представления о том, что оспариваемое положение противоречит ранее действующему решению муниципального Совета МО "Коношское" N 36 от 26.12.2008 "Об установлении денежного вознаграждения Главы МО "Коношское".

Решение муниципального Совета МО "Коношское" N 150 от 28.12.2010 было принято, утверждено и опубликовано в установленном порядке, что придает ему статус муниципального нормативного правового акта.

В силу положений ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Таким образом, в рамках рассматриваемого дела оспариваемое решение муниципального Совета МО "Коношское" подлежит проверки на предмет соответствия нормативным актам имеющим большую юридическую силу. Такое соответствие правильно установлено судом первой инстанции.

На основании изложенного судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что заявленные прокурором требования удовлетворению не подлежат, так как оспариваемое решение муниципального Совета МО "Коношское" принято в установленном порядке, в пределах полномочий указанного органа и не противоречит положениям федерального законодательства, а также положениям Закон Архангельской области от 24.06.2009 N 37-4-ОЗ.

Доводы представления не опровергают правомерность данного вывода, поскольку направлены на иную оценку характера возникших правоотношений и иное толкование норм материального права.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Коношского районного суда Архангельской области от 21 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционное представление участвовавшего в деле прокурора Безденежных А.Н. - без удовлетворения.


Председательствующий
Н.Б.Гудушин
Судьи
И.А.Пыжова
Н.П.Рассошенко



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка