СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 октября 2011 года

председательствующего Богородской Н.А.

судей областного суда Апокиной Е.В.

Мариной Ж.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Богородской Н.А. 20 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Департамента строительства и архитектуры Брянской области на решение Советского районного суда гор. Брянска от 16 августа 2011 года по делу по иску Х.С.И. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о включении в наследственную массу субсидии на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л А:

Х.С.И. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о включении в наследственную массу субсидии на приобретение жилого помещения, ссылаясь на то, что 21.03.2011 года ее матери П.Е.П. было выдано свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения жилья на сумму 966600 руб. В тот же день был открыт банковский счет для перечисления указанной суммы и заключен договор купли-продажи жилого помещения. Однако ... года П.Е.П. умерла. Просила включить субсидию на приобретение жилого помещения в наследственную массу, оставшуюся после смерти ее матери П.Е.П.

В судебном заседании Х.С.И. заявленные требования поддержала.

Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области К.Е.Б. иск не признала.

Представители администрации Брянской области, УФК по Брянской области в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Решением Советского районного суда гор. Брянска от 16 августа 2011 года иск Х.С.И. удовлетворен. Суд включил в наследственную массу П.Е.П., умершей ... года, субсидию из федерального бюджета в размере 966600 рублей, выделенную по свидетельству о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов») №2294 от 21 марта 2011 года Департаментом по строительству Брянской области.

В кассационной жалобе директор Департамента строительства и архитектуры Брянской области Я.С.И. просит об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что в состав наследства не могут входить личные не имущественные права и другие нематериальные блага. Выданное свидетельство на имя П.Е.П. о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан является именным документом, в связи с чем только П.Е.П. могла приобрести жилье по данному свидетельству, обязанность уполномоченного органа по своевременной и в полном объеме выплате суммы субсидии возникает непосредственно перед лицом, являющимся участником субъекта данного вида правоотношений. Субсидия считается предоставленной гражданину- получателю с момента перечисления департаментом строительства и архитектуры Брянской области средств на блокированный банковский счет получателя. В данном случае договор купли-продажи жилого помещения не прошел государственную регистрацию в управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области, в связи с чем перечисление субсидии на блокированный счет П.Е.П. Департаментом строительства и архитектуры не производилось.

Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Из материалов дела следует, что П.Е.П., как вдова участника Великой Отечественной войны, постановлением Дроновской сельской администрации Карачевского района Брянской области от ... была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договорам социального найма с 13 октября 2010 года.

21 марта 2011 года на имя П.Е.П. выдано свидетельство № ... о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ «Об обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в виде субсидии из федерального бюджета в размере 966600 руб.

21 марта 2011 года на основании Постановления администрации Брянской области от ... и указанного свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение жилья на имя П.Е.П. был открыт банковский счет для обслуживания государственных программ.

В этот же день 21 марта 2011 года между Х.С.И., дочерью П.Е.П.(продавец), и Х.А.И., действующим в интересах П.Е.П. по доверенности(покупатель), был заключен договор купли-продажи квартиры № ... Брянской области, в которой П.Е.П. была зарегистрирована и проживала. Цена договора составила 966600 руб. В договоре купли-продажи указано, что оплата за квартиру производится за счет средств субсидии, выделяемой по свидетельству о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от ...

Договор купли-продажи не прошел государственную регистрацию. П.Е.П. ... умерла.

Удовлетворяя исковые требования Х.С.И. о включении субсидии на приобретения жилья в наследственную массу умершей П.Е.П., суд пришел к выводу, что поскольку свидетельство на право получение субсидии было сдано в банк, с которым был заключен договор банковского счета и открыт банковский счет, оно считается предъявленным к исполнению, следовательно в данном случае возникли имущественные права по данному свидетельству, которые подлежат включению в наследственную массу умершего на основании ст.1112 ГК РФ.

Данный вывод суда нельзя признать обоснованным.

В соответствии с Положением о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области, утвержденного постановлением администрации Брянской области от 19 февраля 2010 года № 162, субсидия предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления средств на его блокированный банковский счет для обслуживания государственных программ, открытый в выбранной на конкурсной основе кредитной организации (п.14).

Департамент по строительству Брянской области на основании представленных документов граждан-получателей субсидии договора купли-продажи жилого помещения на вторичном рынке, договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, договора подряда на строительство, зарегистрированных в установленном порядке, перечисляет поступившие средства на блокированные банковские счета граждан, открытые в кредитной организации (п.16).

Субсидия считается предоставленной гражданину-получателю с момента перечисления департаментом по строительству Брянской области средств на блокированный банковский счет получателя (п.21).

В соответствии с п.2.1.7.5 Административного регламента по исполнению государственной функции «Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилье ветеранов, инвалидом и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утв. Постановление Администрации Брянской области от 21.03.2008 N 255, в редакции действовавшей на момент выдачи П.Е.П. свидетельства о предоставлении мер социальной поддержки, основанием для перечисления денежных средств субсидии на банковские счета граждан являются представленные специалисту департамента по строительству Брянской области, ответственного за реализацию субсидий, органом местного самоуправления или гражданином следующих документов: копии договора купли-продажи жилого помещения на вторичном рынке или договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, зарегистрированного в управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области; акта передачи недвижимости; свидетельства о государственной регистрации права собственности.

Как видно из материалов дела, договор купли-продажи жилого помещения, заключенный в день смерти П.Е.П. между ее дочерью (продавцом) и доверенным лицом (покупателем), не прошел государственную регистрацию и не был предъявлен в УФРС по Брянской области. Свидетельство о государственной регистрации права собственности П.Е.П. на кв.... Брянской области не выдавалось, денежные средства на банковский счет для обслуживания государственных программ, открытый на имя П.Е.П., не перечислялись.

Таким образом, в установленном порядке в соответствии с п.21 указанного выше Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области, субсидия П.Е.П. предоставлена не была, т.е. имущественные права на субсидию применительно к части 1 ст. 1112 ГК РФ в данном случае не возникли.

При таких обстоятельствах, исходя из того, что право на получение субсидии в данном случае неразрывно связано с личностью конкретного гражданина-получателя субсидии, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и п.3 ч.1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах», вывод суда о признании за Х.С.И. права на субсидию в порядке наследования нельзя признать обоснованным.

Выданное на имя П.Е.П. свидетельство о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 является именным документом, подтверждающим право П.Е.П. на получение субсидии из федерального бюджета, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья, что означает, что данный гражданин может приобрести жилье только для себя и обязанность уполномоченного органа по своевременной и в полном объеме выплате суммы субсидии возникает непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений.

На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение по делу установлены на основании представленных доказательств, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об отказе истице в удовлетворении исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда гор. Брянска от 16 августа 2011 года отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Х.С.И. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о включении в наследственную массу субсидии на приобретение жилого помещения - отказать.

Председательствующий Н.А. Богородская

Судьи областного суда Е.В. Апокина

Ж.В. Марина

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка