ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2012 года  Дело N А07-13092/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В.,

судей Первухина В.М., Лимонова И.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод» (ИНН: 0277007292, ОГРН: 1020203085561) (далее - общество «Новойл», ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан  от 28.11.2011 по делу № А07-13092/2011  и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.

Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в интересах Уфимского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Куйбышевской железной дороге (ИНН: 7701330105, ОГРН: 1037701021841) (далее - предприятие ведомственной охраны, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу «Новойл» (ОГРН 1020203085561) о взыскании  57 639 руб. 44 коп. суммы задолженности за оказанные услуги по охране вагонов с грузами в пути следования в период устранения их технической неисправности и 200 руб. судебных расходов по оплате полученных их единого государственного реестра юридических лиц  сведений.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Башкирнефтепродукт», открытое акционерное общество «Первая грузовая компания», открытое акционерное общество «РЖД».

Решением суда от 28.11.2011 (судья Масалимов А.Ф.) исковые требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 24.02.2012 (судьи Карпусенко С.А., Логиновских Л.Л., Вяткин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Новойл» просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, полагая, что указанные судебные акты вынесены с нарушением норм материального права.

Заявитель жалобы указывает на то, что техническая неисправность задержанных вагонов с грузами устранялась на путях необщего пользования и в предмет договора не входит.

По мнению общества «Новойл», представленный истцом расчет платы за сверхнормативную охрану вагонов  противоречит условиям п. 4.5.3 договора.

Заявитель жалобы считает, что с момента принятия вагонов с грузами для устранения технической неисправности и до момента обратной передачи вагона с грузом из ремонта ответственность за груз несет принявшая сторона - открытое акционерное общество «РЖД».

В представленном на кассационную жалобу отзыве предприятие ведомственной охраны просит в удовлетворении жалобы обществу «Новойл» отказать, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов.

Открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» в отзыве на кассационную жалобу указывает на то, что выполнило свои обязательства перед обществом «Новойл» по подаче технически исправных вагонов.

В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между предприятием ведомственной охраны (охрана) и обществом «Новойл»  (заказчик) 01.01.2009 заключен договор на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом № 9/НОР-4/855см/ унХ/у/З-1/2/682/09/ЖД (далее - договор), по условиям которого охрана приняла на себя обязательство оказывать возмездные услуги в соответствии с гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а заказчик обязался принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором (п. 2.1 договора).

В силу п. 3.4 договора охрана обязана обеспечить сохранность вагонов, контейнеров с грузами в пути следования по территории Российской Федерации, в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Согласно п. 3.2.6 договора заказчик обязан производить оплату услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования и сверхнормативную охрану вагонов, контейнеров с грузами в соответствии с разд. 4 договора.

Пунктом 4.5.1 договора предусмотрено, что при задержке в пути следования, а также на станциях отправления, назначения, входной (выходной) пограничной передаточной и припортовой станциях охраняемых вагонов, контейнеров с грузами по причинам, зависящим от заказчика (уполномоченных лиц заказчика) с заказчика дополнительно взимаются сборы за их сверхнормативную охрану.

Сборы взимаются по ставкам сбора с учетом индекса дефлятора, остановленного охраной и действующего на дату предъявления груза к перевозке за каждый вагон, контейнер независимо от количества их в отправке.

При сверхнормативной охране груза, осуществляемой менее суток, сбор за охрану взимается исходя из почасовой ставки, устанавливаемой на основе суточной ставки, считая неполный час за полный.

Сборы взимаются по отдельно выставляемому структурным подразделением охраны счету с указанием его платежных реквизитов и приложением документов, подтверждающих причину задержки и расходы охраны.

Ставки сбора за сверхнормативную охрану в пути следования установлены Приказом предприятием вневедомственной охраны от 25.09.2008 № К-10/333 (Приложение № 5).

В соответствии с п. 4.5.3 договора время за охрану вагонов, контейнеров с грузами, отцепленными в пути следования для устранения коммерческой или технической неисправностей, определяется на основании акта общей формы составленного в соответствии с правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, который подписывается перевозчиком и охраной.

Согласно п. 5.2 договора охрана несет ответственность за сохранность вагонов, контейнеров с грузами с момента подписания актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и/или приемо-сдаточных актов при их приемке от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и/или приемо-сдаточных актов и/или памяток приемосдатчика при их выдаче заказчику (уполномоченному лицу заказчика или перевозчику) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения.

Истец во исполнение своих обязательств по договору принял под охрану по акту от 05.02.2011 вагон № 51178473 с грузом бензин моторный согласно накладной № ЭУ 091066, грузоотправитель - общество «Новойл», грузополучатель - общество с ограниченной ответственностью «Нефтепродукт», станция отправления - Черниковка-Восточная Куйбышевской железной дороги, станция назначения - Ольховатка Юго-Восточной железной дороги. Срок доставки 15.02.2011.

В связи с технической неисправностью - остроконечный накат гребня, в пути следования вагон был отцеплен на станции Дема Куйбышевской железной дороги 07.02.2011, что подтверждается Актом общей формы от 07.02.2011  № 1882.

В период проведения ремонта вагон № 51178473 находился под непрерывной (круглосуточной) охраной истца в соответствии с п. 6.1, 6.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах - цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, что подтверждается актами общей формы от 07.02.2011 № 1882, от 12.02.2011  № 10/979.

По причине задержки вагона с грузом в пути следования для устранения его технической неисправности вагон прибыл на станцию назначения  19 февраля 2011 года, т.е с нарушением первоначального срока доставки груза, что подтверждается справкой из архива вагонов на Юго-Восточной железной дороге, актом выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками предприятия вневедомственной охраны от 19.02.2011 серии В  № 58207-31/37.

В рамках договора истец принял под охрану по акту от 09.02.2011 вагон № 50138098 с грузом бензин моторный согласно накладной № ЭУ 266481, грузоотправитель - общество «Новойл», грузополучатель - открытое акционерное общество «Роза мира», станция отправления - Черниковка-Восточная Куйбышевской железной дороги, станция назначения - Серные воды Куйбышевской железной дороги. Срок доставки 17.02.2011.

В связи с технической неисправностью - трещина боковой рамы, в пути следования вагон был отцеплен на станции Дема Куйбышевской железной дороги 11.02.2011, что подтверждается Актом общей формы от 11.02.2011  № 11/193.

В период проведения ремонта вагон № 50138098 находился под непрерывной (круглосуточной) охраной истца в соответствии с п. 6.1, 6.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах - цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, что подтверждается актами общей формы от 11.02.2011 № 11/193, от 17.02.2011  № 10/1299.

По причине задержки вагона с грузом в пути следования для устранения его технической неисправности вагон прибыл на станцию назначения  20 февраля 2011 года, т.е с нарушением первоначального срока доставки груза, что подтверждается справкой из архива вагонов на Куйбышевской железной дороге, актом выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками предприятия вневедомственной охраны от 20.02.2011 серии В 63303 № 77.

В рамках договора истец принял под охрану по акту от 06.02.2011 вагон № 79731246 с грузом бензин моторный согласно накладной № ЭУ 140693, грузоотправитель - общество «Новойл», грузополучатель - общество с ограниченной ответственностью «Орловская нефтебаза», станция отправления - Черниковка-Восточная Куйбышевской железной дороги, станция назначения - Двойная Северо-Кавказской железной дороги Двойная Северо-Кавказской железной дороги. Срок доставки 16.02.2011.

В связи с технической неисправностью - трещина боковой рамы, в пути следования вагон был отцеплен на станции Дема Куйбышевской железной дороги 09.02.2011, что подтверждается Актом общей формы от 09.02.2011  № 12/20.

В период проведения ремонта вагон № 79731246 находился под непрерывной (круглосуточной) охраной истца в соответствии с п. 6.1, 6.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах - цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, что подтверждается актами общей формы от 09.02.2011 № 12/20, от 15.02.2011  № 10/1182.

По причине задержки вагона с грузом в пути следования для устранения его технической неисправности вагон прибыл на станцию назначения  25 февраля 2011 года, т.е. с нарушением первоначального срока доставки груза, что подтверждается справкой из архива вагонов на Северо-Кавказской железной дороге, актом выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками предприятия вневедомственной охраны от 26.02.2011 серии В  № 51255/364.

В рамках договора истец принял под охрану по акту от 22.10.2010 вагон № 50575463 с грузом бензин моторный согласно накладной № ЭУ 089796, грузоотправитель - общество «Новойл», грузополучатель - Нефтекамский филиал открытого акционерного общества «Башкирнефтепродукт», станция отправления - Черниковка-Восточная Куйбышевской железной дороги, станция назначения - Нефтекамск Горьковской железной дороги. Срок доставки 29.10.2010.

В связи с технической неисправностью - неравномерный прокат, в пути следования вагон был отцеплен на станции Дема Куйбышевской железной дороги 23.10.2010, что подтверждается Актом общей формы от 23.10.2010  № 9773.

В период проведения ремонта вагон № 50575463 находился под непрерывной (круглосуточной) охраной истца в соответствии с п. 6.1, 6.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах - цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, что подтверждается актами общей формы от 23.10.2010 № 9773, от 26.10.2010  № 9930.

По причине задержки вагона с грузом в пути следования для устранения его технической неисправности вагон прибыл на станцию назначения  31 октября 2010 года, т.е. с нарушением первоначального срока доставки груза, что подтверждается справкой из архива вагонов на Горьковской железной дороге, актом выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками предприятия вневедомственной охраны от 31.10.2010 серии В  № 24519/68.

В рамках договора истец принял под охрану по акту от 12.05.2010 вагон № 53862645 с грузом бензин моторный согласно накладной № ЭЙ 0888197, грузоотправитель - общество «Новойл», грузополучатель - общество с ограниченной ответственностью «ОПТАН- Чебоксары», станция отправления - Черниковка-Восточная Куйбышевской железной дороги, станция назначения - Чебоксары Горьковской железной дороги. Срок доставки 20.05.2010.

В связи с технической неисправностью - трещина боковины, в пути следования вагон был отцеплен на станции Дема Куйбышевской железной дороги 14.05.2011, что подтверждается Актом общей формы от 14.05.2010  № 4018.

В период проведения ремонта вагон № 50575463 находился под непрерывной (круглосуточной) охраной истца в соответствии с п. 6.1, 6.3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах - цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, что подтверждается актами общей формы от 14.05.2010 № 4018, от 20.05.2010  № 4208.

По причине задержки вагона с грузом в пути следования для устранения его технической неисправности вагон прибыл на станцию назначения 23 мая 2010 года, т.е. с нарушением первоначального срока доставки груза, что подтверждается справкой из архива вагонов на Горьковской железной дороге, актом выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками предприятия вневедомственной охраны от 24.05.2010 серии В № 24405/539.

В связи с указанными обстоятельствами истец понес дополнительные финансовые затраты при охране вышеуказанных вагонов во время их сверхнормативной охраны.

В соответствии с п. 4.5.6 договора предприятием вневедомственной охраны в адрес общества «Новойл» были направлены письма со счетами на оплату (с приложением актов выполненных работ, расчетов затрат по сверхнормативной задержке стрелка, подтверждающих документов) на сумму 57 639 руб. 44 коп.

Общество «Новойл» отказалось оплачивать выставленные предприятием вневедомственной охраны счета и подписывать акты приемки выполненных работ (услуг), указав на то, что вагоны с грузами были переданы истцу для сопровождения и охраны в коммерчески и технически исправном состоянии, техническая неисправность которых устранялась на путях необщего пользования, что в предмет договора не входит.

Ссылаясь на наличие у общества «Новойл» задолженности по оплате оказанных услуг, предприятие вневедомственной охраны обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из наличия оснований для взыскания задолженности и правомерно руководствовались следующим.

Согласно ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статьей 17 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено, что федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел утверждается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования. Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 38 (зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2003 № 4864) утверждены «Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей» (далее - Правила перевозки) и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.

Согласно п. 2 указанного Перечня перевозка бензина должна осуществляться с обязательным сменным сопровождением и охраной в пути следования.

Сменное сопровождение производится непрерывно и осуществляется ведомственной охраной. При перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю. При обнаружении в пути следования технической неисправности вагонов с грузами, следующими с сопровождением, и невозможности дальнейшего следования этих вагонов с данным поездом такие вагоны отцепляются для устранения технических неисправностей. Случаи повреждения вагонов по вине грузоотправителей оформляются перевозчиком актом общей формы (п. 2, 4, 25 Правил перевозки).

В силу ст. 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности грузополучателя удостоверяются Актами общей формы.

Главой 3 Правил составления актов общей формы при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 № 45, утвержден Общий порядок о составления актов общей формы определен.  Акты общей формы составляются работниками перевозчика - открытого акционерного общества «РЖД» для удостоверения определенных обстоятельств, возникающих в процессе перевозки грузов. Перечень обстоятельств определен в п. 3.1 указанных Правил.

Приказом предприятия вневедомственной охраны от 25.09.2008  № К-10/333 введены в действие утвержденные Федеральным агентством железнодорожного транспорта ставки сбора за охрану вагонов с грузами при их задержке на железнодорожной станции назначения по вине грузополучателя. Данная ставка при перевозке бензина и дизельного топлива составляет  2587 руб. 99 коп. за каждые вагоно-сутки (п. 1. Приложения № 5 к Приказу), соответственно за каждый вагоно-час - 107 руб. 83 коп. без учета НДС.

Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суды при рассмотрении спора пришли к выводу о том, что представленные в материалы дела подписанные представителями сторон Акты общей формы от 07.02.2011 № 1882, от 12.02.2011 № 10/979, от 11.02.2011  № 11/193, от 17.02.2011 № 10/1299, от 09.02.2011 № 12/20, от 15.02.2011  № 10/1182, от 23.10.2010 № 9773, от 26.10.2010 № 9930, от 14.05.2010 № 4018, от 20.05.2010 № 4208, а также подписанные представителями истца и грузополучателя справки из архива вагонов на Горьковской железной дороге, Куйбышевской железной дороге, Северо-Кавказской железной дороге, актами выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками предприятия вневедомственной охраны от 20.02.2011 серии В 63303 № 77, от 26.02.2011 серии В № 51255/364, от 31.10.2010 серии В № 24519/68, от 24.05.2010 серии В № 24405/539 подтверждают время сверхнормативной охраны вагонов предприятием вневедомственной охраны на общую сумму 57 639 руб. 44 коп.