• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 09 июня 2012 года  Дело N А27-10112/2012

резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2012 г.

полный текст решения изготовлен 09 июня 2012 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Обуховой Г.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лебер Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Кемерово

к индивидуальному предпринимателю Башарину Сергею Викторовичу, г. Новокузнецк

о привлечении к административной ответственности

при участии представителя заявителя - Шеслер О.В. (доверенность от 10.01.2012 г. № 05, сл. удостоверение);

у с т а н о в и л:

Управление государственного автодорожного надзора по Кемеровской области (далее - административный орган, заявитель) обратилось с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Башарина Сергея Викторовича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 11.04.2012 г. №031874.

Предприниматель надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, представителя не направил, возражений, в том числе против рассмотрения дела в данном судебном заседании, не представил.

Дело рассматривается в отсутствие предпринимателя в порядке, предусмотренном статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель административного органа в судебном заседании требование поддержал, ссылаясь на выявленные в ходе плановой проверки нарушения, зафиксированные в акте проверки и протоколе об административном правонарушении.

Заслушав представителя административного органа, оценив материалы дела, суд находит требование законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Как усматривается из материалов дела, 11.04.2012 г. была проведена плановая выездная проверка индивидуального предпринимателя Башарина С.В., осуществляющего перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии от 15.04.2009 г. № 42-АСС-1006593, результаты которой отражены в справке к акту проверки от 11.04.2012 г. №73.

В ходе проверки было выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем режима труда и отдыха водителей автомобилей при осуществлении предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а именно: в период с 06 по 07 марта 2012 г. с 18 по 19 марта 2012 г., с 22 по 23 марта 2012 г., с 26 по 27 марта 2012 г. и 30 марта 2012 г. рабочая смена водителя Антоновского В.Д. составила более 12 часов, а междусменный отдых - 10 часов и менее; в период с 12 по 13 марта 2012 г., с 20 по 21 марта 2012 г. рабочая смена водителя Башарина С.В. составляла более 12 часов, а междусменный отдых - менее 11 часов; 29 марта 2012 г. рабочая смена водителя Трефилова В.С. составила более 12 час., а междусменный отдых - менее 09 часов, что является нарушением требований статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 г. № 15. Кроме того, проверкой были установлены нарушения Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 г. №15 (не проведено обучение водителей автобусов Алексеенко А.А., Федосеева О.Е. в 2011 - 2012 г.г. по ежегодной программе повышения профессионального мастерства; не проведены инструктажи водительского состава, отсутствует журнал проведенных инструктажей); а также требований Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» - некачественное заполнение путевой документации, в путевых листах отсутствуют номера, показания одометра при выезде автомобиля на линию и возврате не соответствуют действительным показаниям; требований Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2, статьи 23 Федерального закона №196-ФЗ - отсутствуют паспорта автобусных маршрутов №88 и «Специальный», не проводится контроль за сроками медицинского переосвидетельствования водителей, не представлены медицинские справки на водителей; не проведена стажировка водителя Алексеенко А.А.

Полагая, что в данном случае имеет место осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением лицензионных условий и требований, установленных подпунктами «б», «в», «е», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, действовавшего до 17.04.2012 г., (далее Положение о лицензировании перевозок пассажиров № 637), государственный инспектор Управления государственного автодорожного надзора по Кемеровской области 11.04.2012 г. составил в отношении индивидуального предпринимателя Башарина С.В. протокол №031874 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 и статьей 8 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Лицензионные требования и условия осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на момент выявления административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении были установлены пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 637 (действовавшего до 17.04.2012 г.)

Так, согласно подпунктам «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров, в частности, относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

С 17.04.2012 г. вступило в действие Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №280 (далее - Положение № 280).

Согласно указанному Положению лицензионные требования и условия установлены также пунктом 4.

При этом как следует из указанного пункта требование по соблюдению лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров исключено из числа лицензионных требований и условий.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения № 280 к лицензионным требованиям и условиям относится наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.

Соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предусмотрено подпунктом «з» пункта 4 Положения № 280.

Таким образом, на момент рассмотрения дела в арбитражном суде, такое требование, как соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, отсутствует, соответственно, отсутствуют основания для привлечения к административном ответственности за не соблюдение требований и условий, установленных подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании № 637 в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.

На дату рассмотрения дела в арбитражном суде Положение о лицензировании перевозок пассажиров № 637 полностью утратило силу.

Вместе с тем, в подпункте «з» пункта 4 Положения № 280 сохранено такое лицензионное требование, как соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Кроме того, согласно подпункту «и» вышеуказанного Положения к лицензионным требованиям относится соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Согласно пункту 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.6.1, 2.6.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 г. № 15 (далее - Требования) при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава, в том числе за счет регулярного информирования водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения; обеспечения водителей необходимой информацией об условиях движения на маршруте перевозки; организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами; за счет соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей; обеспечивают безопасность перевозок пассажиров и грузов, для чего обязательно проводят обследования маршрутов движения; обеспечивают водителей необходимыми путевыми документами (путевыми или маршрутными листами, документами на перевозимый груз, графиками движения и т.д.).

В соответствии с разделом 2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 г. № 15 (далее Положение) нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (п.7).

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц (п.8).

Пунктом 11 Положения установлено, что при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

В соответствии с пунктом 15 Положения рабочее время водителей состоит, в том числе, из времени управления автомобилем; времени специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию; времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.

В соответствии с пунктом 25 Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что индивидуальным предпринимателем Башариным С.В. в нарушение статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не соблюдается режим работы и отдыха водителей, продолжительность ежедневной рабочей смены водителей за вычетом обеденного перерыва составляла более 12 часов; междусменный отдых водителей составлял менее 11 часов, а в некоторых случаях и менее 9 часов. Данный факт не отрицается и индивидуальным предпринимателем.

Суд, оценив материалы дела, признал недоказанным факт нарушения междусменного отдыха водителя Трефилова В.С., так как в материалах дела имеется только один путевой лист, выданный Трефилову В.С. от 29.03.2012г., сведений о том, когда он работал после 29.03.2012г. не имеется.

Вместе с тем, факт не соблюдение режима труда и отдыха водителей подтверждается в отношении других водителей.

Также, в нарушение вышеуказанных норм, предпринимателем Башариным С.В. не осуществляется контроль за сроками медицинского переосвидетельствования водителей (отсутствуют медицинские справки на водителей Федосеева О.Е., Алексеенко А.А., Трефилова В.С.), что свидетельствует о нарушении лицензионных требований и условий, установленных подпунктом «б» пункта 4 Положения № 280.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 г. №152.

Данным приказом установлены обязательные реквизиты путевого листа, среди которых указаны наименование и номер путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

Сведения о транспортном средстве включают, в том числе показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо) - (подпункт 3 пункта 6).

Сведения о водителе включают, в том числе фамилию, имя, отчество водителя (подпункт 1 пункта 7 Приказа).

Материалами дела подтверждается, что данные требования предпринимателем Башариным С.В. не выполнялись в части указания номеров путевых листов.

Однако в путевых листах имеются показания одометра. Суд полагает, что такое нарушение как указание фиктивных показаний одометра заявителем не доказаны и документально не подтверждены.

Что касается такого вменяемого предпринимателю Башарину С.В. нарушения, как отсутствие паспорта автобусных маршрутов №88 и «Специальный», то из анализа норм Положения №280, следует, что наличие паспорта автобусного маршрута не является лицензионным условием и требованием. Соответственно, в этой части нарушений лицензионных требований со стороны предпринимателя не имеется.

Кроме того, суд признал не доказанными факты нарушения, связанных с проведением стажировки водителей, в частности водителя Алексеенко А.А., обучение водителей в 2011 -2012 г. по ежегодной программе повышения профессионального мастерства; инструктажей водительского состава. В материалах дела отсутствуют сведения, с какого времени работают водители, подошел ли срок проведения повышения квалификации, водители не опрашивались, по указанным вопросам не брались объяснения и с предпринимателя. Само по себе отсутствие журналов не свидетельствует о не проведении инструктажей.

Однако, другие нарушения имели место, доказаны, следовательно, факт осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом с нарушением лицензионных требований и условий, установленных подпунктами «з» и «и» пункта 4 Положения № 280 нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Действия предпринимателя правильно квалифицированы по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Вина предпринимателя доказана материалами дела.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ (примечание) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

При назначении административного наказания суд учитывает характер правонарушения, множественность и существенность нарушений, напрямую влияющих на безопасность дорожного движения.

Руководствуясь статьями 168 - 170, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Привлечь индивидуального предпринимателя Башарина Сергея Викторовича, 23 октября 1971 года рождения, место рождения г. Новокузнецк Кемеровской области, зарегистрированного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Петракова, 47-88, ОГРН 308422126900030, ИНН 421809805170, дата внесения записи в ЕГРИП 25.09.2008г., к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.

В соответствии со статьей 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства оплаты представить в суд.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Расчетный счет 40101810400000010007;

Наименование получателя: УФК по Кемеровской области (Управление государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта);

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области ;

ИНН 4209007502; БИК 043207001;

Код ОКАТО: (г. Кемерово): № 3240100 000 0; КПП 420501001

КБК 10611690040040000140 административный штраф по решению суда

Решение может быть обжаловано в 10дневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Г.П. Обухова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-10112/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 09 июня 2012

Поиск в тексте