• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 июня 2012 года  Дело N А31-6793/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2012.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Александровой О.В., Чигракова А.И.

при участии представителей

от заявителя: Дмитриева С.Р. (доверенность от 16.03.2012),

от третьего лица - управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации

города Костромы: Мальцевой И.В. (доверенность от 28.12.2011 № 33)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

администрации городского округа город Кострома Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.12.2011,

принятое судьей Хубеевым А.Ф., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012,

принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,

по делу № А31-6793/2011

по заявлению открытого акционерного общества «Костромаглавснаб»

(ИНН: 4401000502, ОГРНИП: 1024400516689)

к администрации городского округа город Кострома Костромской области

(ИНН: 4401012770, ОГРН: 1024400534619)

о признании недействительным постановления,

третьи лица - департамент государственного имущества и

культурного наследия Костромской области

(ИНН: 4401011825, ОГРН: 1024400511926),

управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы

(ИНН: 4401006568, ОГРН: 1034408610411),

муниципальное унитарное предприятие города Костромы «Костромагорводоканал»

(ИНН: 4401000622, ОГРН: 1024400535356),

и у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Костромаглавснаб» (далее - ОАО «Костромаглавснаб», Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к администрации городского округа город Кострома Костромской области (далее -Администрация) о признании недействительным постановления от 14.07.2011 № 1650 «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд по адресу: город Кострома, улица Зеленая, в районе дома № 10».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области (далее - Департамент госимущества), управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы (далее - Управление), муниципальное унитарное предприятие города Костромы «Костромагорводоканал» (далее - МУП «Костромагорводоканал»).

Решением суда от 14.12.2011, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012, заявленное требование удовлетворено.

Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд принято в соответствии с целями, установленными в генеральном плане города Костромы; документы и схемы, подтверждающие необходимость осуществления соответствующих работ на зарезервированном участке, представлены в материалы дела. Суды не учли обстоятельства разработанной и утвержденной инвестиционной программы МУП «Костромагорводоканал».

Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.

МУП «Костромагорводоканал» в отзыве согласилось с позицией, изложенной в кассационной жалобе.

ОАО «Костромаглавснаб» в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представители Управления и ОАО «Костромаглавснаб» участвовали в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Костромской области.

Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, 16.12.2010 ОАО «Костромаглавснаб» обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - Департамент) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении Общество просило рассмотреть вопрос предоставления земельного участка, расположенного по адресу: город Кострома, улица Зеленая, в районе дома № 10, площадью 18 770 квадратных метров (кадастровый номер 44:27:060403:115; категория земель «Земли населенных пунктов»; на праве аренды); обеспечить выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта недвижимости - склада для хранения крупногабаритных строительных материалов, указав, что потребность в энергоресурсах при строительстве и эксплуатации указанного объекта недвижимости отсутствует.

Департамент отказал в рассмотрении заявления (письмо от 13.01.2011 № 81). Сообщил, что рассмотрение обращения по существу возможно после обсуждения предполагаемого строительства на Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области и представления дополнительных документов.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Костромской области от 01.06.2011 по делу № А31-376/2011 указанные действия Департамента признаны незаконными; суд обязал орган государственной власти Костромской области рассмотреть заявление о выборе земельного участка без его обсуждения на совете по инвестициям.

Глава Администрации принял постановление от 14.07.2011 № 1650 «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд по адресу: город Кострома, улица Зеленая, в районе дома № 10».

В соответствии с постановлением испрашиваемый Обществом земельный участок зарезервирован для целей строительства объектов водоотведения муниципального значения, сроком на пять лет согласно схеме резервируемых земель (приложение 1).

Общество не согласилось с постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд Костромской области руководствовался статьями 2, 3, 18, 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 11, 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, и удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводам о том, что Администрация не доказала наличия у нее оснований для резервирования спорного земельного участка, о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов Общества.

Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация наделена полномочиями по резервированию земель в границах городского округа город Кострома.

В соответствии с частью 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, осуществляется в случаях, связанных, в том числе, с размещением объектов инженерной инфраструктуры.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (часть 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту «а» пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 (далее - Положения о резервировании земель) решение о резервировании земель принимается, в том числе, в соответствии с документами территориального планирования.

В соответствии с частью 3 статьи 9, частью 1 статьи 18 и частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.

Таким образом, решение о резервировании земель, расположенных в границах городского округа, может быть принято соответствующим органом местного самоуправления в соответствии с генеральным планом городского округа.

В силу частей 3 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского поселения должен содержать: положение о территориальном планировании, в котором должны содержаться сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения городского округа, их основные характеристики, их местоположение; карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой должны отображаться планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, относящиеся, в том числе, к электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Положения о резервировании земель решение о резервировании земель должно приниматься также в соответствии с решением об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.

Следовательно, наличие указанного решения является необходимым условием принятия органом местного самоуправления решения о резервировании в границах городского округа земель для строительства на них объектов капитального строительства местного значения, в том числе, объектов системы водоотведения.

В рассматриваемом случае суды установили, что документами территориального планирования не подтверждается наличие оснований для резервирования спорного земельного участка.

В деле отсутствуют доказательства того, что в генеральном плане городского округа «город Кострома» содержатся соответствующие сведения об объектах системы водоотведения, для строительства которых оспариваемым постановлением зарезервирован земельный участок, а также доказательства наличия на момент вынесения постановления решения об утверждении границ зон планируемого размещения указанных объектов капитального строительства.

Ссылка заявителя на сведения, содержащиеся в инвестиционной программе, обоснованно отклонена судами, так как документально не подтверждена.

Таким образом, Администрация не доказала, что при вынесении постановления от 14.07.2011 № 1650 «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд по адресу: город Кострома, улица Зеленая, в районе дома 10» ею соблюдены нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения о резервировании земель.

С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Администрации оснований для принятия оспариваемого постановления; о нарушении прав и законных интересов Общества, выразившемся в создании препятствий в приобретении права на спорный земельный участок в целях строительства объекта, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, и обоснованно удовлетворили заявленное требование.

Выводы судов основаны на имеющихся в деле документах и им не противоречат.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда, и получили надлежащую правовую оценку.

Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Костромской области от 14.12.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по делу № А31-6793/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Кострома Костромской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     Н.Ю.  Башева

     Судьи

     О.В. Александрова

     А.И. Чиграков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: Ф01-2115/2012
А31-6793/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 09 июня 2012

Поиск в тексте