АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2012 года  Дело N А55-7446/2012

Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2012

Полный текст решения изготовлен 30.05.2012

30 мая 2012 года

Дело №

А55-7446/2012

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Разумова Ю.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мурзиновой О.М.

рассмотрев в судебном заседании  24 мая 2012 года  дело по иску

Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области

к  Индивидуальному предпринимателю Егоровой Ольге Николаевне

О взыскании 1039, 20 руб.

при участии в заседании

от истца - не явился, извещен

от ответчика - не явился, извещен

Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Индивидуальному предпринимателю Егоровой Ольге Николаевне о взыскании 1039,20 руб. штрафных санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального  (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.

Истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание  не явился, отзыв на иск не представил. Определение о времени и месте судебного разбирательства, направлялось ответчику по последнему известному суду адресу, указанному в иске, который также совпадает с адресом указанным в выписке из ЕГРИП  №199  от 30.01.2012 (л.д.4-5), и возвращено почтовым органом за истечением срока хранения, поэтому суд считает его извещенным по п.2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ.

Дело рассмотрено судом  в порядке ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителей сторон.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Согласно ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя ст.1 вышеуказанного закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Закон об индивидуальном учете в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает: физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.

В силу п. 5 ст. 11 названного Закона физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представляет эти сведения один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом.

Как следует из материалов дела, пенсионным фондом проведена проверка предпринимателя по вопросу своевременности представления индивидуальных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Проверкой установлено, что ответчиком своевременно не предоставлены сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2010 год, о чем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.05.2011 №1233 (л.д.6 ).

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения заявителем решения № 1166 от 27.06.2011 о привлечении ответчика к ответственности в соответствии  со статьями 16, 17 Федерального закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся платежей за 2010 год в сумме 1039,20 руб. (л.д.8 ).

Требованием от 27.07.2011 года №1039 ответчику было предложено произвести уплату штрафа в добровольном порядке до 14.08.2011 (л.д.9 ).

Однако требование ответчиком до настоящего времени не исполнено, в установленном порядке не оспорено, что явилось основанием для обращения органа пенсионного фонда с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со ст. ст. 8, 11, 15 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), которым, в частности, регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 38 Закона № 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Согласно части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем).

При этом в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (ч. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

Таким образом, Законом № 212-ФЗ предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок, которая должна соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов.

Кроме того, законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (в том числе, персонифицированном учете) предусмотрены определенные процессуальные гарантии плательщиков взносов для целей соблюдения баланса частных и публичных интересов.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемой ситуации при проведении проверки фонд должен был рассмотреть материалы проверки 29.06.2011 (как указано в акте от 26.05.2011)  для соблюдения процессуальных прав последнего.

В то же время, из материалов дела следует, что Управление пенсионного фонда рассмотрело акт проверки 27.06.2011 и приняло Решение №1166 (л.д.8).

Таким образом, на дату рассмотрения материалов проверки Управление не располагало доказательствами надлежащего извещения индивидуального предпринимателя о рассмотрении акта ранее назначенной в нем даты, доказательства  обратного истец суду не представил.

В пункте 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Следовательно, при вынесении решения от 27.06.2011 №1148 о привлечении предпринимателя к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Управление допустило существенные нарушения процедуры его принятия, установленной статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, рассмотрев акт проверки и приняв решение в отсутствие доказательств надлежащего извещения лица, привлекаемого к ответственности, о таком рассмотрении.

Несоблюдение данного требования признается существенным нарушением процедуры привлечения плательщика взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе, об обязательном пенсионном страховании.

Таким образом, как установлено судом и следует из материалов настоящего дела, надлежащих доказательств в подтверждение извещения предпринимателя о дате рассмотрения материалов проверки 27.06.2011 года пенсионный фонд вопреки требованиям статьи 65, части 3 статьи 189, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представил.

Суд определением от 30.03.2012 и определением суда от 27.04.2012 предлагал заявителю представить доказательства уведомления ответчика о рассмотрении акта ранее определенного в нем срока, однако  заявитель уклонился как от явки в судебное заседание, так и представления доказательств.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ в сумме  2000 руб. относятся на истца, поскольку последний на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты, то  госпошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 110, 123, 156, 167-176, 216  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.М. Разумов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка