• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 06 июня 2012 года  Дело N А55-8474/2012

Резолютивная часть решения оглашена 30 мая 2012 года , в полном объеме решение изготовлено 06 июня 2012 года

06 июня 2012 года

Дело №

А55-8474/2012

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Щетининой М.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храменковой А.А.

рассмотрев в судебном заседании 24.05.-30.05.2012 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ЛСГА ТРАНС» в лице конкурсного управляющего Харитонова Михаила Николаевича

От 07 марта 2012 года

к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти

с участием третьего лица - Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Самарской области

О признании незаконными действий по списанию денежных средств и обязании совершить действия

при участии в заседании

от заявителя - представитель Харитонов М.Н, конкурсный управляющий

от заинтересованного лица - представитель не явился, извещен

от третьего лица -представитель Невдахин А.А., по доверенности №12/24 от 15.08.2011 года

До вынесения решения по делу в соответствии со ст.163 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 30 мая 2012 года

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛСГА ТРАНС» (далее - Общество, заявитель) в лице конкурсного управляющего обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г. Тольятти (далее - Учреждение, пенсионный фонд), по списанию с расчетного счета заявителя 93845 руб. 68 коп. по инкассовым поручениям №№ №07701170075422 и 07701170075417 от 08.06.2011, №07701170114092 и 07701170114096 от 03.08.2011, №07701170124798 и 07701170124794 от 16.08.2011, №07701170134418, 07701170134419, 07701170134420, 07701170134488, 07701170134476, 07701170134477, 07701170134421, 07701170134475, 07701170134489, 07701170134487, а также по платежному ордеру №486 от 28.12.2011 (в счет оплаты инкассового поручения 07701140011609).

В качестве восстановительной меры нарушенных прав заявитель просил обязать Учреждение принять Решение о возврате незаконно списанных денежных средств и направления его для исполнения в соответствующий орган Федерального казначейства.

Заявление Общества мотивировано отсутствием у пенсионного фонда доказательств направления информации в адрес кредитного учреждения о принятии в отношении общества решения о признании его несостоятельным банкротом, денежные средства списаны без уведомления Общества. Учреждением в нарушение Закона о банкротстве списаны денежные средства как текущие платежи, нарушена очередность погашения требований кредиторов. Учреждением не учтено, что списанные в бесспорном порядке денежные средства включены конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Самарской области. Сведения налоговому органу о наличии у заявителя задолженности по страховым взносам и пеням по ним за предыдущий период представлены были пенсионным фондом. Учреждением незаконно присвоены денежные средства Общества.

Направленное в адрес пенсионного фонда заявление о возврате незаконно списанных денежных средств фондом оставлено без удовлетворения.

Управление фонда в судебное заседание представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено в соответствии со ст.123 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации

Учреждение в отзыве на заявление указало, что списание спорной суммы произведено по инкассовым поручениям, направленным в банк до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), поставленным банком в картотеку. Инкассовые поручения были выставлены на платежи, которые после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) являются суммами подлежащими включению в реестр требований кредиторов . Задолженность по платежам, образовавшаяся до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) заявителя, в том числе и спорная сумма, включены в реестр требований кредиторов.

В соответствии со ст.156 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя пенсионного фонда.

Привлеченная в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №2 по Самарской области (далее по тексту - налоговый орган) позицию письменно не изложила.

В судебном заседании представитель инспекции подтвердил довод заявителя о том, что списанная в бесспорном порядке сумма страховых взносов и пени за 2010 год является задолженностью, включенной в реестр требований кредиторов по заявлению налогового органа. Сведения о наличии задолженности в адрес инспекции представлены пенсионным фондом.

Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, лиц, участвующих в деле, дав оценку их доводам и доказательствам, имеющимся в материалах дела, суд установил следующее:

Пенсионным фондом 08 июня, 03 августа, 16 августа 2011 года в банк плательщика (заявителя) выставлены платежные поручения на списание задолженности по страховым взносам и пени за 9 месяцев 2010 года; за 2010 год по сроку уплаты в январе 2011 года; за первый квартал 2011 года (л.д.24-39). Изложенное свидетельствует, что задолженность на общую сумму 93845 руб. 68 коп, возникла не позднее второго квартала 2011 года. В связи с отсутствием денежных средств у заявителя, до 27 декабря 2011 года денежные средства по указанным платежным документам не списывались.

27 декабря 2011 года на расчетный счет заявителя были перечислены денежные средства в размере 93845 руб.68 коп., как излишне уплаченные взносы в бюджет фонда социального страхования, платежным поручением №326 (л.д.20- 22).

Указанная сумма была списана банком этим же днем, 27.12.2011 года, по названным платежным документам, что подтверждается выпиской банка по состоянию на 28 декабря 2011 года (л.д.23).

Заявитель 16.01.2012 года обратился в пенсионный фонд о возврате незаконно списанных денежных средств . Поскольку заявление о возврате было оформлено в произвольной форме, а не по форме 24-ПФ, пенсионный фонд не возвратил денежные средств, указав на данную причину. В дальнейшем, заявитель направил в адрес фонда соответствующей формы заявление, однако, фонд списанную сумму не возвратил заявителю.

В то же время, материалами дела установлено, что Учреждение фонда на момент выставления платежных документов в банк, обладало правами на выставление инкассовых поручений, поскольку выставленная Учреждением Обществу задолженность являлась текущей и подлежала взысканию в бесспорном порядке.

Общество не отрицает, что им страховые платежи за указанный период были начислены, однако не уплачены. Имелись решения фонда о взыскании суммы недоимки по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) Общество является плательщиком страховых взносов.

Статьей 15 Закона о страховых взносах предусмотрено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно материалам дела исчисленные Обществом страховые взносы с 2010 года по первый квартал 2011 года в списанной сумме не уплачены.

В соответствии с положениями статьи 19 Закона о страховых взносах в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона.

После истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 19 Закона о страховых взносах, принимается решение об их взыскании.

Заявителем не оспаривается факт направления фондом в адрес Общества требования о добровольной уплате сумм задолженности.

В то же время, материалами дела подтверждается, что определением арбитражного суда Самарской области от 02.09.2011 года в отношении заявителя возбуждено производство по делу №А55-16983/2011 о несостоятельности (банкротстве). 07.10.2011 года заявитель (должник) решением арбитражного суда Самарской области по указанному арбитражному делу признан несостоятельным банкротом. В отношении должника на 6 месяцев введено конкурсное производство и конкурсным управляющим назначен Харитонов М.Н.(л.д.16-17).

Арбитражный управляющий, как лицо, имеющее право без доверенности представлять интересы ликвидируемого должника, 31.10.2011 года представил в кредитное учреждение (банк) карточку с образцом своей подписи, о чем банк сделал в ней отметку.

Судом так же установлено, что определением арбитражного суда по делу о банкротстве №А55-16983/2011 от 13.12.2011 года удовлетворено заявление ФНС России о включении в реестр требований кредиторов сумм задолженности, в том числе и задолженность по уплате страховых взносов в общей сумме 245729 руб. 77 коп. (л.д.18-19).Указанная сумма задолженности была включена в заявление налогового органа на основании уведомления пенсионного фонда от 21.10.2011 года № 7203.

Ни налоговый орган, ни пенсионный фонд не опровергли довода заявителя о том, что спорная сумма 93845 руб.68 коп. включена в реестр требований кредиторов.

Несмотря на выше изложенное, сумма задолженности в указанном размере была списана с расчетного счета должника 27.12.2011 года. Фондом данное обстоятельство не опровергнуто.

В силу изложенного, суд считает, что Учреждением нарушена очередность удовлетворения требования по платежам, возникшим до введения процедуры банкротства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона о страховых взносах поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании.

Судом установлено, что обязательные платежи Общества не относятся к текущим платежам.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и денежные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Согласно абзацам 1 и 2 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами.

В соответствии с пунктом 40 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" контроль за соблюдением предусмотренной статьей 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" очередности при расходовании денежных средств со счета должника осуществляет кредитная организация.

В то же время, контроль за соблюдением предусмотренной статьей 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) очередности при расходовании денежных средств со счета должника осуществляется кредитной организацией по формальным признакам на основании данных, имеющихся в расчетном документе. Положений, предусматривающих обязанность кредитной организации при наличии в расчетном документе всех необходимых реквизитов и данных, позволяющих определить очередность платежа, самостоятельно запрашивать какие -либо данные у клиента (банкрота), ни нормы Федерального закона о банкротстве, ни разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не содержат.

Суд принимает во внимание, что пенсионным фондом не представлены суду доказательства, что заключенный договор между банком и пенсионным фондом содержит указанные обязанности банка.

В силу изложенного, суд, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, пришел к выводу, что фонду на момент списания банком задолженности по платежам, возникшим до введения процедуры банкротства, было известно, что задолженность является реестровой задолженностью, поскольку она возникла и должна была быть оплачена до даты принятия арбитражным судом заявления о признании заявителя несостоятельным (банкротом). Пенсионный фонд обязан был уведомить банк об обстоятельствах, имеющих значение для исполнения сторонами их обязательства по договору банковского счета.

В материалах дела отсутствуют доказательства, что у банка на момент исполнения инкассовых поручений, имелись достоверные сведения о наличии требований кредиторов. Сведения в инкассовых поручениях свидетельствовали о текущей задолженности. Действия Пенсионного фонда незаконны в связи с нарушением норм статьи 134 Закона о банкротстве.

Конкурсный управляющий обоснованно обратился в пенсионный фонд о возврате списанных незаконных денежных средств в спорной сумме. Доказательств возврата спорной суммы пенсионным фондом суду не представлено, а поэтому в силу изложенного, суд пришел к выводу об обоснованности и законности заявленных требований общества. Требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по оплате госпошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и поскольку при обращении в арбитражный суд заявителю была предоставлена отсрочка от уплаты госпошлины, судебные расходы в доход Федерального бюджета с пенсионного фонда не взыскиваются.

Руководствуясь ст.ст.110,167-171,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти Самарской области по списанию с расчетного счета ООО «ЛСГА ТРАНС» 93845 рублей 68 коп по инкассовым поручениям №07701170075422 и 07701170075417 от 08.06.2011, №07701170114092 и 07701170114096 от 03.08.2011, №07701170124798 и 07701170124794 от 16.08.2011, №07701170134418, 07701170134419, 07701170134420, 07701170134488, 07701170134476, 07701170134477, 07701170134421, 07701170134475, 07701170134489, 07701170134487, а также по платежному ордеру №486 от 28.12.2011 (в счет оплаты инкассового поручения 07701140011609).

Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти Самарской области по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав ООО «ЛСГА ТРАНС» путем принятия решения и направления его для исполнения в соответствующий орган Федерального казначейства о возврате ООО «ЛСГА ТРАНС» 93945 руб. 68 коп.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

М.Н. Щетинина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-8474/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 06 июня 2012

Поиск в тексте