ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 июня 2012 года  Дело N А60-43519/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Кангина А.В., Василенко С.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103; далее - управление, антимонопольный орган) на  решение  Арбитражного  суда  Свердловской области от 20.12.2011 по делу № А60-43519/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель управления - Овчинникова Ю.А. (доверенность от 04.05.2012 б/н).

Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Открытое акционерное общество «Аэропорт Кольцово»  (ОГРН 1026605419202, ИНН 6608000446;  далее - ОАО «Аэропорт Кольцово», заявитель)  обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением  о  признании незаконным и отмене постановления  управления от 11.10.2011 по делу № 19 о привлечении  к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 101 000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «ТЗК-Актив» (далее - общество «ТЗК-Актив»), закрытое акционерное общество Топливозаправочная компания «Кольцово» (далее - Топливозаправочная компания «Кольцово»).

Решением суда первой инстанции от 20.12.2011 (судья Плюснина С.В.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением  Семнадцатого  арбитражного  апелляционного  суда  от 22.02.2012 (судьи Васева Е.Е., Грибиниченко О.Г., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению управления, материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения.  В обоснование жалобы антимонопольный орган указывает, что Топливозаправочная компания «Кольцово» является субъектом естественной монополии; балансовая стоимость переданных ОАО «Аэропорт Кольцово» в уставный капитал общества «ТЗК-Актив» основных средств Топливозаправочной компании «Кольцово», предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, составляет 78 546 000 руб. и превышает стоимость всего собственного капитала Топливозаправочной компании «Кольцово». Заявитель жалобы считает, что Топливозаправочная компания «Кольцово» и ОАО «Аэропорт Кольцово» входят в одну группу лиц, соответственно,  входящие в нее лица должны рассматриваться как единый хозяйствующий субъект; поскольку сделку в отношении Топливозаправочной компании «Кольцово» совершило ОАО «Аэропорт Кольцово», постольку субъектом административного правонарушения в рассматриваемом случае является ОАО «Аэропорт Кольцово».

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как  следует из материалов дела, при проведении административного расследования  по  делу  № 19  об  административном  правонарушении по   ч. 1 ст. 19.8 Кодекса управлением выявлены следующие обстоятельства.

ОАО «Аэропорт Кольцово» оказывает услуги аэропортов, в том числе обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, относящихся к деятельности субъектов естественной монополии. Таким образом, ОАО «Аэропорт Кольцово» является субъектом естественной монополии.

Между ОАО «Аэропорт Кольцово» и Топливозаправочной компанией «Кольцово» заключен договор аренды имущества топливозаправочного комплекса от 14.12.2009 № 150-204/а-09.

ОАО «Аэропорт Кольцово»,  являясь единственным участником общества «ТЗК-Актив», 19.10.2010 приняло решение № 2 об увеличении уставного капитала общества «ТЗК-Актив» путем внесения дополнительного вклада в виде имущества топливозаправочного комплекса (сданного ОАО «Аэропорт Кольцово» в аренду Топливозаправочной компании «Кольцово» по акту приема-передачи от  08.02.2010  к  договору  от  14.12.2009  № 150-204/а-09)  в размере 211 561 000 руб. (рыночная цена) или 78 546 000 руб. (балансовая стоимость).

Между ОАО «Аэропорт Кольцово», Топливозаправочной компанией «Кольцово» и обществом «ТЗК-Актив» 22.11.2010 заключено соглашение о замене стороны в договоре аренды имущества от 14.12.2009 № 150-204/а-09.

В ходе проверки совершенной ОАО «Аэропорт Кольцово» сделки по передаче на основании решения от 19.10.2010 № 2 в уставный капитал общества «ТЗК-Актив» имущества топливозаправочного комплекса международного аэропорта Екатеринбург (Кольцово) управлением сделан вывод о нарушении ОАО «Аэропорт  Кольцово»  требований   п. 3 ст. 7 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях), выразившимся в совершении указанной сделки без представления в антимонопольный орган ходатайства о ее согласовании.

По мнению управления, в результате данной сделки общество  «ТЗК-Актив» приобрело право собственности на основные средства субъекта естественной монополии (Топливозаправочная компания «Кольцово»), предназначенные для оказания услуг, в отношении которых применяется регулирование,  балансовая  стоимость которых превышает 10 % (составляет 100 %) стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии.

По факту выявленного нарушения управлением в отношении  ОАО «Аэропорт Кольцово» составлен протокол об административном правонарушении от 31.08.2011, на основании которого вынесено постановление от 11.10.2011 о привлечении ОАО «Аэропорт Кольцово» к административной ответственности, предусмотренной  ч. 1  ст. 19.8 Кодекса,  в  виде  наложения  штрафа  в  сумме 101 000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ОАО «Аэропорт Кольцово» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления управления.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у ОАО «Аэропорт Кольцово» обязанности подавать ходатайство в антимонопольный орган о согласовании вышеназванной сделки, поскольку балансовая стоимость отчужденного имущества (переданного в уставный капитал общества «ТЗК «Актив») не превысила 10 %  стоимости собственного капитала ОАО «Аэропорт Кольцово».

Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.

Пунктами 2, 3 ст. 7 Закона о естественных монополиях установлена обязанность субъекта естественной монополии представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение действий по продаже, сдаче в аренду или иной сделке, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с  Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

За неисполнение данной обязанности для субъектов естественных монополий ч. 1 ст. 19.8 Кодекса установлена административная ответственность.

В силу п. 13  Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004  № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные подразделения являются органами регулирования естественных монополий.

Согласно п. 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации   от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства о естественных монополиях.

Таким образом, непредставление в антимонопольный орган субъектом естественной монополии ходатайства о даче согласия на совершение вышеуказанных действий образует состав административного правонарушения, вменяемого предприятию.

Из содержания ст.  3 Закона о естественных монополиях следует, что субъектом естественной монополии  является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.   Естественной монополией считается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами,  в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

К сфере деятельности субъектов естественных монополий относится оказание услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах  (ст. 4 Закона о естественных монополиях), следовательно, на хозяйствующие субъекты (юридические лица), оказывающие данные услуги,  Закон о естественных монополиях распространяет свое действие.

Как следует из материалов дела, установлено судами и сторонами не оспаривается,  ОАО «Аэропорт Кольцово» оказывает услуги в аэропортах, в том числе обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, относящихся к деятельности субъектов естественной монополии, т.е.  является субъектом естественной монополии.

ОАО «Аэропорт Кольцово», являясь единственным участником общества «ТЗК-Актив», в качестве оплаты дополнительного вклада в уставный капитал названного общества передало  имущество на общую сумму 211 561 000 руб. - рыночная цена или 78 546 000 руб. - балансовая стоимость (акт приема-передачи имущества от 19.10.2010).

Судами  правильно указано, что балансовая стоимость имущества организации определяется исходя из баланса передающей имущество стороны, то есть в рассматриваемом случае - от ОАО «Аэропорт Кольцово».

Понятие собственного капитала определено в п. 66 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 27 августа 1998  № 1598), согласно которому в составе собственного капитала организации учитываются уставной (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

Указанные сведения содержатся в разделе № 3 «Капиталы и резервы» формы № 1 бухгалтерского баланса (код по ОКУД 0710001), утвержденной приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от  2 августа 2010  № 18023). Заполнение раздела № 3 баланса предусматривается общей суммой по результатам деятельности организации за соответствующий период без разделения по видам деятельности.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что балансовая стоимость имущества, переданного в уставной капитал общества «ТЗК-Актив» на дату совершения сделки, составила менее 10 % от стоимости собственного капитала ОАО «Аэропорт Кольцово» - 2,85 % (бухгалтерский баланс ОАО «Аэропорт Кольцово» по состоянию на 30.09.2011;  раздел № 3 «Капиталы и резервы»; форма № 1  составляет 2 756 179 000 руб.;  балансовая стоимость переданного имущества составила 78 546 000 руб.).

Доказательства обратного управлением в материалы дела не представлены. Судами указано на то, что  стоимость переданного в аренду имущества антимонопольным органом не устанавливалась.

При таких обстоятельствах у ОАО «Аэропорт Кольцово» отсутствовала обязанность подавать ходатайство в управление для согласования сделки по передаче в уставный капитал общества «ТЗК «Актив» имущества топливозаправочного комплекса международного аэропорта Екатеринбург (Кольцово),  в связи с этим суды обоснованно удовлетворили заявленные ОАО «Аэропорт Кольцово» требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления управления.

Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судами обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Данные  доводы основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку принятых судами доказательств и установление новых обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной  инстанции  в  силу ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение   Арбитражного   суда  Свердловской  области  от  20.12.2011 по делу № А60-43519/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
    Т.П. Ященок

     А.В. Кангин

     Судьи

     С.Н. Василенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка