АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 09 июня 2012 года  Дело N А72-1988/2012

Резолютивная часть решения объявлена 05.06.2012

В полном объеме решение изготовлено 09.06.2012

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,

при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зориной Е.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявле­нию

Индивидуального предпринимателя Газеевой Екатерины Владимировны (ИНН 730209735446), Ульяновская область, г. Димитровград,

к Департаменту ветеринарии Ульяновской области, г. Ульяновск

об отмене постановления № 52-Р от 24.02.2012г. о привлечении к административной ответственности, о признании недействительным предписания от 24.02.2012,

заинтересованное лицо:

заместитель  Главного государственного ветеринарного инспектора Ульяновской области Жданов Александр Владимирович

при участии в заседании:

от заявителя - Газеева Е.В., паспорт, Санатуллов И.И., доверенность от 10.04.2012, паспорт,

от Департамента ветеринарии Ульяновской области - Жданов А.В., доверенность от 29.06.2011, удостоверение №25; Комлева Е.В., доверенность от 14.03.2012, паспорт; Самсонова Н.И., доверенность от 09.08.2011, удостоверение ВУ №058608; Рузанова Т.Н., доверенность от 16.04.2012, паспорт;

от заместителя Главного государственного ветеринарного  инспектора Ульяновской области Жданова А.В. - Жданов А.В., удостоверение №25.

установил:

Индивидуальный предприниматель Газеева Екатерина Владимировна обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене постановления № 52-Р от 24.02.2012 о привлечении к административной ответственности.

16.03.2012 заявление Индивидуального предпринимателя Газеевой Екатерины Владимировны Арбитражным судом Ульяновской области принято к производству и возбуждено производство по делу № А72-1988/2012.

Индивидуальный предприниматель Газеева Екатерина Владимировна обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным предписания от 24.02.2012.

19.03.2012 заявление Индивидуального предпринимателя Газеевой Екатерины Владимировны Арбитражным судом Ульяновской области принято к производству и возбуждено производство по делу № А72-2072/2012.

Определением от 27.04.2012 Арбитражный суд Ульяновской области объединил дела №А72-2072/2012 и дело №А72-1988/2012 в одно производство для совместного рассмотрения по существу, присвоив объединенному делу номер  А72-1988/2012.

ИП Газеева Е.В. заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока на оспаривание постановления № 52-Р от 24.02.2012.

Суд считает ходатайство о восстановлении пропущенного срока заявлено безосновательно по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Из материалов дела усматривается, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ИП Газеевой Е.В. получено предпринимателем 29.02.2012.

Заявление об оспаривании указанного Постановления направлено ИП Газеевой Е.В. в Арбитражный суд Ульяновской области 11.03.2012 (том 1 л.д. 18), т.е. в установленный срок.

Из материалов дела следует:

ИП Газеева Екатерина Владимировна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН 307730229100030).

В период с 26 по 27 января 2012 года Департаментом ветеринарии Ульяновской области в отношении ИП Газеевой Е.В. проведена проверка  по информации, поступившей из Прокуратуры г.Димитровграда, куда обратились с жалобами жители г.Димитровграда Петрова Н.П. и Прохорова С.В. по факту покупки ими некачественного и несвежего мяса свинины в кусках, в киоске по ул.Королева, 8, около магазина «Орбита» в г.Димитровграде.

Нарушения, выявленные в ходе проверки, отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №52-р от 27.01.2012.

17.02.2012 Департаментом ветеринарии Ульяновской области в отношении ИП Газеевой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении №52-р.

При составлении протокола ИП Газеева Е.В. не присутствовала. О дате составления протокола об административном правонарушении была уведомлена (том 2 л.д. 46).

24.02.2012 Департаментом ветеринарии Ульяновской области в отношении ИП Газеевой Е.В. вынесено постановление №52-р по статье 10.8 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей.

24.02.2012 заместителем Главного государственного ветеринарного инспектора Ульяновской области Ждановым А.В. в отношении ИП Газеевой Е.В. выдано предписание

ИП Газеева Е.В. считает постановление №52-р от 24.02.2012 и предписание 24.02.2012 незаконными и подлежащим отмене, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Департамента ветеринарии по Ульяновской области требования не признают, считают вынесенные постановление и предписание законными и соответствующими требованиям ветеринарного законодательства.

Заместитель  Главного государственного ветеринарного инспектора Ульяновской области Жданов А.В. требования не признал, считает вынесенное предписание законным и обоснованным.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии. Государственный ветеринарный надзор направлен на: разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при реализации продуктов животноводства; надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил; применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии. Государственный ветеринарный надзор осуществляется в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В статье 15 Закона о ветеринарии установлено, что продукты животноводства должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Согласно пунктам 4 и 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляют в пределах обслуживаемой территории государственный ветеринарный надзор за соблюдением ветеринарных правил при реализации продуктов и сырья животного происхождения. Государственный ветеринарный надзор осуществляется на предприятиях по заготовке и торговле продуктов животноводства, рынках, базарах, ярмарках, выставках и других местах торговли, в частности, за безопасностью в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения.

Таким образом, ветеринарный надзор распространяется на лиц, осуществляющих как оптовую, так и розничную реализацию продуктов и сырья животного происхождения.

Статьей 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.

Согласно статье 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и в сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.

Частью 4 ст. 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

ИП Газеевой Е.В. в вину вменено отсутствие надлежаще оформленных ветеринарных сопроводительных документов: маркировки, сертификата (декларации) на мясо свинины. Предприниматель закупает мясо свинины в полутушах охлажденное промышленной выработки ООО «Обуховский МК». Предприниматель разрубает полутуши на куски и после разруба реализует мясо как непромышленного изготовления (без маркировки производителя). Предприниматель реализует мясо свинины в кусках без ветеринарно - санитарной экспертизы и в отсутствие полного пакета ветеринарных сопроводительных документов. На партии свинины охлажденное в полутушах от 06.12.2011г, 13.12.2011, 21.12.2011 и 12.01.2012 отсутствуют документы владельца поставщика (ТТН).

Как пояснила Газеева Е.В., реализуемая ею продукция промышленного производства, была заклеймена, поэтому клеймить мясо повторно нецелесообразно, так как это лишние денежные затраты. Предприниматель осуществляет реализацию мяса в тонаре, расположенном около магазина «Орбита» - г. Димитровград, ул Королева, 8. Предприниматель в судебном заседании подтвердила, что закупленное мясо промышленного изготовления перед продажей разрубается на куски, мясо свинины  реализуется в разрубе. На мясо свинины в разрубе экспертиза предпринимателем не проводится. В тонаре реализовывалось мясо свинины, которое перечислено в Журнале входного контроля продовольственного сырья и пищевых продуктов. Маркировка на мясо свинины в разрубе отсутствует.

Как пояснили представители Департамента, ИП Газеева  Е.В. трактует п.1.6 Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов в свою пользу, так как ИП Газеева Е.В., приобретая мясо промышленного производства в полутушах, обязана его продавать именно в полутушах.

Однако ИП Газеева Е.В. подвергает полутуши переработке и продает разделанную мясную продукцию. При этом продукция видоизменяется, считается обезличенной и не подтвержденной никакими документами, что влечет передачу продукции на ветэкспертизу и ее повторное клеймение в силу того же п.1.6 Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов.

В силу п.2 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263 (ред. от 16.04.2001), некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая, в том числе, не соответствует требованиям нормативных документов.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.

Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов промышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.

Согласно статье 21 Закона «О ветеринарии» в том числе, мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.

По смыслу указанных норм продавец обязан непосредственно перед реализацией пищевых продуктов провести ветеринарно-санитарную экспертизу своего товара и получить на него соответствующее заключение ветслужбы. Проведение такой экспертизы не является повторным,  а предусмотрено законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к товарам (мясо и мясопродукты).

Провести идентификацию мяса в разрубе имеющимся ветеринарным свидетельствам не предоставляется возможным, т.к. ветеринарное свидетельство выдано на мясо свинины в полутушах, а на реализации находится мясо свинины в разрубе.

В силу статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и в сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона №29-ФЗ  от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в розничной торговле не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов, за исключением определенных видов пищевых продуктов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области торговли по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Материалами дела подтверждается и предпринимателем не отрицается, что  маркировка на мясо свинины в разрубе  отсутствует.

На основании п.3.5 Приказа Минсельхозразвития РФ от 16.11.2006 №422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов», груз без ветеринарных сопроводительных документов или сопровождаемый ветеринарным сопроводительным документом, признанным недействительным в соответствии с требованием пункта 3.4, не подлежит приему для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных сопроводительных документов. В случае непредставления в пятидневный срок ветеринарных сопроводительных документов на указанный груз решение о его использовании принимается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.

ИП Газеевой Е.В. не были представлены товарно-транспортные накладные на партии мяса свинины охлажденного в полутушах от 06.12.2011г, 13.12.2011, 21.12.2011 и 12.01.2012.

Предприниматель в судебном заседании подтвердил факт реализации мяса указанных партий.

Суд считает, что оспариваемое постановление в указанной части является законным и обоснованным.