АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 04 апреля 2012 года  Дело N А51-1776/2012

Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 04 апреля  2012 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Лошаковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Ждановой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации Ханкайского муниципального района Приморского края (ИНН 2530001532, ОГРН 132501180216, дата регистрации: 14.01.2003)

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ИНН  2536153725, ОГРН 10525030302229, дата регистрации: 21.03.2005),

третье лицо: Администрация Камень-Рыболовского сельского поселения,

о признании недействительным  предписания

при участии в заседании:

от заявителя - не явились, извещены;

от ответчика - представитель Делех Е.Л. (доверенность № 43 от 27.03.2012);

от третьего лица - не явились, извещены;

установил: Администрация Ханкайского муниципального района Приморского края (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее - ответчик,  управление) от 12.12.2011 № Х/12-02 об утилизации бесхозяйных запрещенных пестицидов общей массой 0,6 тонн в срок до 10.03.2012.

В судебное заседание 28.03.2012 представители заявителя и третьего лица не явились, о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом. От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь статьями 156 и 200 АПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя и третьего лица, по имеющимся в деле документам.

Позиция заявителя заключается в том, что муниципальный район наделен полномочиями по разрешению вопросов, затрагивающих интересы нескольких муниципальных поселений или межселенческие территории. По мнению заявителя, в сложившейся ситуации вопросы предупреждения вреда окружающей среде и чрезвычайных ситуаций относится к полномочиям поселения, в связи с  чем оспариваемое предписание противоречит требованиям  пунктов 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Управление  в судебном заседании заявление оспорило, указав, что действующим законодательством и Уставом Ханкайского муниципального района, предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории Ханкайского муниципального района и организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды отнесены исключительно к полномочиям Администрации Ханкайского муниципального района. Указанное, по мнению ответчика, свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Из материалов дела судом установлено, что по факту обнаружения захороненных бесхозяйных пестицидов неизвестного происхождения в районе с. Пархоменко, Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района на земельном участке, сельскохозяйственного назначения, общественные пастбища выпаса крупного рогатого скота жителей с. Пархоменко, который расположен между двумя полями с кадастровыми номерами 25:19:3:030301:90, площадь 450 га и 25:19:3:030301:97, площадь 315 га, в 3-х км от ст. Троицкое, 1,5 км от государственной трассы с. Турий Рог - с. Михайловка в сторону Ильинского полигона, примерно в 30 м от полевой дороги Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении от 08.11.2011 г. № 17-1943/11.

В рамках рассмотрения указанного дела Управлением установлено, что на выше указанном участке 19.10.2011 г. были обнаружены захороненные в землю на глубину 0,5 м две пластмассовые бочки синего цвета по 300 л каждая, с химическим препаратом неизвестного происхождения, имеющий жидкую препаративную форму. На бочках отсутствовала тарная этикетка с названием препарата и его производителя, а также отсутствовал номер государственной регистрации.

Определить действующее вещество в отобранных двух пробах от неизвестного  пестицида  в испытательной лаборатории Уссурийского филиала ФГБУ «Приморская МВЛ» не было возможности, поскольку  действующее вещество неизвестного препарата не растворилось в органических растворителях, что исключает возможность определения действующих веществ на газовом масс-спектрометре GCMS-QP 2010 Plus.

Обнаруженные пестициды были помещены на временное ответственное хранение на производственной базе ИП Забора Е.Е.

В рамках административного расследования у администрации Ханкайского муниципального района были запрошены документы о собственнике земельного участка и об организациях, которые ранее осуществляли свою деятельность на данной территории, о сфере их деятельности, дате ликвидации.

Администрация Ханкайского муниципального района письмом от 21.11.2011 № 3761 сообщила, что запрашиваемый земельный участок, расположен между двумя полями: участок № 1  кадастровый номер 25:19:3:030301:90 площадь 450 га и участок № 2 кадастровый номер 25:19:3:030301:97 площадь 315 га. Категория земли сельскохозяйственного назначения. Земельный участок относится к землям сельского поселения Камень-Рыболова.

В целях предупреждения нанесения вреда окружающей среде и возникновения чрезвычайной ситуации в связи с несанкционированным захоронением бесхозных пестицидов, на территории с. Пархоменко  Ханкайского муниципального района, управление 12.12.2011 выдало заявителю предписание № Х/12-02, которым обязало администрацию сдать на утилизацию бесхозяйные запрещённые пестициды, общей массой 0,6 тонны организации, имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности (сбор, транспортировка, утилизация).

Не согласившись с указанным предписанием, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления, администрация обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность оспариваемого предписания, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя в виду следующего.

В соответствии со статьями 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Предоставление гражданам земельных участков осуществляется на основании решения исполнительного органа местного самоуправления.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды установлены Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

В соответствии со статьей 19 указанного Закона хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 02.03.2010 № 17 введены в действие Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.2584-10» (далее - Правила), в соответствии с пунктом 5.1 которых хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом.

Согласно статьей 24 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при хранении пестицидов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей природной среде, а также обезвреживание, утилизация, уничтожение, и захоронение пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных в материалы дела документов, пояснений представителей управления и не опровергнуто заявителем, в районе с. Пархоменко,  Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района на земельном участке, сельскохозяйственного назначения, общественные пастбища выпаса крупного рогатого скота жителей с. Пархоменко, который расположен между двумя полями с кадастровыми номерами 25:19:3:030301:90, площадь 450 га и 25:19:3:030301:97, площадь 315 га, в 3-х км от ст. Троицкое, 1,5 км от государственной трассы с. Турий Рог - с. Михайловка в сторону Ильинского полигона, примерно в 30 м от полевой дороги были обнаружены агрохимикаты, в которых присутствуют действующие вещества пестицидов,  со свободным доступом, что является нарушением требований пункта 5.1 Правил, статьи 19 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

Оспаривая предписание, заявитель ссылается на то, что муниципальный район наделен полномочиями по разрешению вопросов, затрагивающих интересы нескольких муниципальных поселений или межселенческие территории, в силу чего осуществлять какие-либо действия в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами администрация не вправе.

Данный довод заявителя суд признает необоснованным в силу следующего.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района - вопрос местного значения муниципального района. В то же время пунктом 23 части 1 статьи 14 данного закона организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возложены на органы местного самоуправления поселения.

Суд считает, что буквальное толкование  указанных норм без учета иных полномочий органов местного самоуправления  муниципального района и поселения неправомерно.

При этом  пунктами 9, 14 части 1 статьи 15 указанного закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. С учетом того обстоятельства, что осуществление мероприятий в сфере охраны окружающей среды и организации утилизации и переработки промышленных отходов (к которым отнесены в том числе и пестициды) не входят в круг полномочий поселений, суд считает, что организация утилизации бесхозяйных запрещенных пестицидов должна осуществляться органами местного самоуправления муниципального района.

В части 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления.

В силу статье 13 названного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1); организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).

Во взаимосвязи со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающей в числе основных полномочий органа местного самоуправления в области охраны окружающей среды деятельность, направленную на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, находится правовое содержание статьи 7 этого Закона, определяющее, в том числе организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, относящуюся к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Как установлено пунктами 7, 9, 12 части 1 статьи 5 Устава Ханкайского муниципального района, утвержденного постановлением муниципального комитета муниципального образования Ханкайского района от 30.12.1996 № 1 предусмотрено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории Ханкайского муниципального района и ликвидация их последствий, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесено исключительно к полномочиям администрации Ханкайского муниципального района.

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что  организация мероприятий межпоселенченского характера по охране окружающей среды отнесена исключительно к полномочиям администрации Ханкайского муниципального района.

Поскольку обнаруженные открыто хранящиеся пестициды загрязняют окружающую среду и могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации не только в районе с. Пархоменко Каменьрыболовского сельского поселения, так как соединения пестицидов свободно приникают в грунтовые воды, что способствует распространению остатков ядохимикатов по всему муниципальному району, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами от 12.12.2012 № Х/12-02 вынесено законно и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах требования администрации удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.

В данном споре заявителем является орган муниципальной власти, освобожденный от уплаты государственной пошлины при подачи заявления на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении требований о признании недействительным предписание Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области от 12.12.2011 № Х/12-02.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья   Лошакова А.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка