• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
 

РЕШЕНИЕ

от 30 марта 2012 года  Дело N А51-21459/2011

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2012 года .

Полный текст решения изготовлен 30 марта 2012 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.А. Самофал

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Пузановой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Приморское Юридическое Агентство «АКТИВ» (ИНН2536208188 ОГРН 1082536011843, зарегистрировано в качестве юридического лица: 09.09.2008, место нахождения: г. Владивосток, ул. Светланская, 127А)

к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН2538111008 2538111008, ОГРН1072540005724 1072540005724, зарегистрировано в качестве юридического лица: 21.06.2007, место нахождения: г. Владивосток, ул. Бородинская, 12)

третье лицо: 1976 Отделение Морской Инженерной Службы, 247 Лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал федерального государственного учреждения «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации»

об оспаривании решения

при участии в заседании:

от заявителя - генеральный директор М.Е. Лошакова на основании приказа от 04.03.2011 № 3

от ответчика - главный консультант отдела юридических экспертиз, ведения реестра муниципальных правовых актов Е.А. Бутенко на основании доверенности от 27.12.2011 № 29/03/02-08/24562 сроком действия до 31.12.2012

от 1976 ОМИС - не явились

от 247 Лесничества Министерства обороны Российской Федерации - В.И. Ходосов на основании доверенности от 27.01.2012 № 38 сроком действия на 1 год

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Приморское Юридическое Агентство «АКТИВ» (далее - ООО «ПЮА «АКТИВ», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент земельных отношений, ответчик) от 01.12.2011 № 29/02/02-13/22331, о понуждении департамента земельных отношений в установленный законом срок рассмотреть обращение ООО «ПЮО «АКТИВ» о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Проселочная, 5 и направить указанное заявление с прилагаемыми документами в Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.

Третье лицо 976 Отделение Морской Инженерной Службы (далее - 1976 ОМИС), извещённое надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось. Поскольку суд не усматривает препятствий для проведения судебного заседания, то оно проводится в отсутствие указанного лица, в порядке части 5 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании общество заявленные требования поддержало, указав, что оно обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласовании места размещения объекта, однако департамент земельных отношений не обратился в орган местного самоуправления для оформления акта выбора земельного участка для строительства, тем самым нарушил порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установленный пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

По мнению заявителя, департамент земельных отношений, не имея на то законных оснований, необоснованно принят оспариваемое решение, не рассмотрел по существу обращение о предварительном согласовании места размещения объекта. По мнению заявителя, испрашиваемый им земельный участок не обладает статусом лесного участка, так как Генеральный план города Владивостока утвержден в установленном законом порядке, а установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Полагает, что оспариваемое решение не соответствует статье 31 ЗК РФ, а также нарушает права и законные интересы заявителя, так как создает препятствия для получения земельного участка для целей размещения объектов предпринимательской деятельности.

Департамент земельных отношений заявленные требования не признает. Указывает, что испрашиваемый обществом земельный участок входит в состав границ (лесов) 247 Лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиал федерального государственного учреждения «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации» (далее - 247 лесничество), и в силу закона является федеральной собственностью, право распоряжения которой департаменту земельных отношений не предоставлено.

На основании изложенного, ответчик считает, что заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.

Третье лицо 247 лесничество считает требования не подлежащими удовлетворению поскольку испрашиваемый обществом земельный участок для строительства находится в федеральной собственности в силу прямого указания Федерального закона «Об обороне», и на сегодняшний день ведутся масштабные работы по оформлению земельных участков военных объектов в установленном законом порядке.

1976 ОМИС письменного отношения к спору не представило.

Из материалов дела судом установлено, что ООО «ПЮА «АКТИВ» 04.08.2011 обратилось в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в районе ул. Проселочная в г. Владивостоке.

Заявлением от 22.09.2011 общество уточнило ранее поданное заявление, указав, что земельный участок испрашивается для строительства объектов складского назначения, приложив к нему кадастровый план территории в электронном виде.

Письмом от 01.12.2012 департамент земельных отношений сообщил обществу, что он не является полномочным органом, которому предоставлено право распоряжения испрашиваемым земельным участков, поскольку согласно имеющейся у него информации испрашиваемый земельный участок входит в состав границ 247 лесничества (распоряжение Совета Министров ССССР от 12.03.1955 № 1885-рс) и является федеральной собственностью.

Не согласившись с решением департамента земельных отношений, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в ввиду следующего.

В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном ЗК РФ.

На территории Владивостокского городского округа органом, обладающим полномочиями по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, является департамент земельных отношений, что предусмотрено Законом Приморского края от 18.12.2006 № 21-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 № 263-па «О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края».

В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункту 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ и состоит из выбора земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Несмотря на это департамент земельных отношений, в нарушение порядка предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, установленного действующим земельным законодательством, не рассмотрел по существу обращение о предоставлении земельного участка, указав на то, что не является органом, полномочным распоряжаться испрашиваемым участков, ввиду его расположения в лесах на землях обороны, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации.

Действительно, земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности (статья 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»).

Вместе с тем, обоснование департаментом земельных отношений невозможность рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый участок входит в состав земель Министерства обороны Российской Федерации, расположен на территории 247 лесничества, судом не принимается в силу следующего.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 № АА-04-54/3309 «О включении земель лесного фонда в границы населённых пунктов» установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.

Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 ЗК РФ).

В соответствии со статьёй 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

Из части 2 статьи 83 ЗК РФ следует, что границы городских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий.

Судом установлено, что границы населённого пункта города Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008.

Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав последнего вошли отдельные населённые пункты: г. Владивосток, посёлки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.

Таким образом, на территории населённого пункта г. Владивосток располагаются земли населённых пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов (часть 1 статьи 83 ЗК РФ).

Следовательно, испрашиваемый обществом земельный участок входит в состав земель населённых пунктов, а не земель обороны.

Статьей 17 ЗК РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Вместе с тем, согласно статье 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

При этом, исходя из положений статьей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.

Из системного толкования вышеуказанных норм права следует вывод, что для того, чтобы земельный участок находился в федеральной собственности он должен был быть сформирован в определенных граница, в отношении него должен быть произведен кадастровый учет, принято решение о предоставлении на определенном праве, право должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В материалы дела не представлено доказательств, что земельный участок, в отношении которого общество обратилось за предоставлением для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, находится в собственности Российской Федерации, либо обременен правами третьих лиц, а также, что границы испрашиваемого обществом земельного участка пересекают границы другого участка.

Указание в письме 1976 ОМИС от 28.11.2011 № 7/4110 на то, что испрашиваемый обществом земельный участок расположен в границах земель Министерства обороны Российской Федерации, документально не подтверждено.

Кроме того, сам по себе факт принятия Советом Министров СССР 12.03.1955 распоряжение № 1885-рс о закреплении за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР лесов на земельных участков, ранее отведённых воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил и организовано военное лесничество № 247 ТОФ для ведения лесного хозяйства в установленном порядке, не является основанием для невозможности рассмотрения заявления о предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку не является решением о предоставлении 1976 ОМИС в постоянное (бессрочное) пользование спорных земельных участков.

Указанное обстоятельство подтверждается также постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.08.2008 № Ф03-А51/08-1/3175.

Иных оснований для принятия оспариваемого решения ответчиком не представлено.

Согласно статье 31 ЗК РФ, до принятия решения о предоставлении земельного участка, департамент земельных отношений обязан был направить документы в орган местного самоуправления, на который возложена обязанность обеспечения выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что не рассмотрев заявление общества о предварительном согласовании места размещения объекта по существу, своим решением департамента земельных отношений нарушил порядок его принятия, установленный статьёй 30, 31 ЗК РФ.

Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы общества, в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ввиду того, что препятствует реализации права на приобретение земельного участка в целях строительства.

В соответствии со статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает соответствующий орган совершить определенные действия, направленные на устранение допущенных нарушений и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что решением департамента земельных отношений нарушен порядок принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, установленный статьёй 30, 31 ЗК РФ, а также нарушены права заявителя на получение в земельного участка под строительство.

В соответствии со статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает соответствующий орган совершить определенные действия, направленные на устранение допущенных нарушений и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконным решения департамента земельных отношений от 01.12.2011 № 29/02/02-13/22331, подлежит удовлетворению.

Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа, осуществляющих публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права заявителя.

Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа, осуществляющих публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права заявителя.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ответчик фактически не рассматривал по существу обращение общества, посчитав, что не является полномочным органом по распоряжению испрашиваемым участком. Вместе с тем, именно на исполнительный орган государственной власти возложена обязанность по принятию решения о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, при соблюдении предусмотренного земельным законодательством порядка принятия такого решения. В связи с этим суд не может подменять собою государственный орган исполнительной власти и по существу принимать решение о возможности предварительного согласования места размещения объекта и направлении обращения заявителя в орган местного самоуправления для осуществления выбора земельного участка.

Принимая во внимание, что решение департамента земельных отношений признано судом не соответствующим закону, суд обязывает департамент земельных отношений восстановить нарушенные права и повторно рассмотреть обращение ООО «ПЮА «Актив» о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.

Государственная пошлина по заявлению в размере 2000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается с ответчика, поскольку освобождение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок распределения судебных расходов на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 01.12.2011 № 29/02/02-13/22331, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Возложить на департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обязанность в установленный законом срок повторно рассмотреть обращение общества с ограниченной ответственностью «Приморское юридическое агентство «Актив» вх. № 29-22186 от 04.08.2011 о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов предпринимательской деятельности.

Взыскать с департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Приморское юридическое агентство «Актив» 2000 (две тысячи) рублей судебных расходов виде государственной пошлины по заявлению.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Д.А. Самофал

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-21459/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 30 марта 2012

Поиск в тексте