АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 июля 2012 года  Дело N А05-5465/2012

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Дмитревской А.А.,

при ведении протокола судебного заседания Ситковой М.А. - помощником судьи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного  учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН 1022900521820; место нахождения г.Архангельск, пр.Ломоносова, д.60)

к индивидуальному предпринимателю Жук Вере Алексеевне (ОГРН 304290136601880; место жительства г.Архангельск)

о взыскании 1039 руб. 20 коп.

при участии в заседании представителей:

заявителя - не явился

ответчика - не явился

установил: заявлено требование о взыскании с ответчика 1039руб.20коп. финансовой санкции за непредставление сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее - Закон № 27-ФЗ).

Судом приняты меры по извещению сторон о времени и месте судебного разбирательства.   Заявитель извещён судом о времени и месте судебного разбирательства.   Ответчик отзыва на иск не представил суду.

Определение от 29.05.2012 о назначении дела к судебному разбирательству,  направленное ответчику по указанному в иске адресу, вернулось суду не врученным ответчику с отметкой органа связи «истек срок хранения».

Учитывая, что такой же адрес ответчика указан в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, и другими данными о месте жительства ответчика суд не располагает, в соответствии с п.2 ч.4 ст.123 АПК РФ ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

На основании ч.3 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:

Жук В.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 20.03.1996 Администрацией Исакогорского территориального округа мэрии г.Архангельска (регистрационный номер 263); 31.12.2004 внесена Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Архангельску в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290136601880.

Ответчик, являющийся индивидуальным предпринимателем, как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, не представил индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах за 2010 год, при установленном законодательством сроке не позднее 01.03.2011.

По данному нарушению заявителем составлен акт № 201 от 02.09.2011, направлен ответчику 05.09.2011 вместе с извещением № 30-201 о времени и месте рассмотрения материалов дела.

Возражений по факту выявленного нарушения ответчик не представил заявителю.

Сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 год составила 10 392 руб.

17.10.2011 заявителем принято решение № 201 о привлечении ответчика к ответственности на основании части 3 ст.17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1039руб.20коп. (10 392 руб. х 10 %). Данное решение направлено ответчику 19.10.2011.

28.11.2011 ответчику направлено требование № 201 об уплате штрафа, со сроком исполнения до 16.12.2011.

Требование об уплате штрафа не было исполнено ответчиком в добровольном порядке.

Суд пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (органы Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются нормами Закона № 27-ФЗ.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 5 статьи 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

В силу части 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истёкшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счёта; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

В силу абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», вступившим в силу 01.01.2012, признаны утратившими силу пункты 5 и 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения (документы).

Таким образом, обязанность по представлению физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений индивидуального учета в отношении себя, с 01.01.2012 отменена, следовательно, взыскание санкций за ее неисполнение является неправомерным.

В силу статьи 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в частности, из Конституции Российской Федерации. В соответствии с общим принципом, предусмотренным статьи 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Таким образом, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.

Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие. Её нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.

Согласно пункту 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 № 4-П императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.

Решение суда согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года.

При таких обстоятельствах требование о взыскании с ответчика штрафа в размере 1039 рублей 20 копеек удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167 - 170, 212 - 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р  Е  Ш  И  Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.А. Дмитревская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка