АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 июня 2012 года  Дело N А05-5654/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2012 года

Полный текст решения изготовлен 25 июня 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.

при ведении протокола помощником судьи Поповым Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 и 19 июня 2012 года дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010, место нахождения: 163000, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Урицкого, 47)

о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

индивидуального предпринимателя Комарова Юрия Владимировича (ОГРНИП 304290220800108, место жительства: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск)

при участии в заседании представителей:

заявителя - Вепрева А.И. по доверенности от 10.01.2012 № 4 (в судебном заседании 14.06.2012),

лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении - Комарова Ю.В., личность установлена (в судебном заседании 14.06.2012), Бабкина А.Н. по доверенности от 14.05.2010 (в судебном заседании 19.06.2012),

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Комарова Юрия Владимировича (далее - Предприниматель) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (протокол об административном правонарушении от 27.04.2012 № 196).

В судебном заседании представитель заявителя на привлечении к ответственности настаивал.

Предприниматель Комаров Ю.В. и его представитель против привлечения к ответственности возражали по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Комаров Юрий Владимирович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290220800108 и на основании лицензии, выданной 01.08.2009 Управлением государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, регистрационный № АСС-29-200978, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Лицензия выдана сроком по 01.08.2014.

Как следует из материалов дела, государственным инспектором УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Вепревым А.И. 28 марта 2012 года в 10 часов 45 минут при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлено, что индивидуальный предприниматель Комаров Ю.В. на автобусе ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак АС534/29, под управлением водителя Морозова Е.Н., осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, по автобусному маршруту общего пользования № 9 в г. Северодвинске Архангельской области (АТС-ул. Южная-АТС). При этом в верхней части лобового стекла отсутствовал указатель маршрута регулярных перевозок с наименованием начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства отсутствовал указатель маршрута регулярных перевозок с наименованием начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов и номером маршрута регулярных перевозок, отсутствовал указатель маршрута на заднем окне с проставленным номером маршрута регулярных перевозок, над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова отсутствовали указания полного или краткого наименования перевозчика, внутри автобуса не была размещена информация о фамилии водителя, а также фамилии кондуктора, об органе, обеспечивающим контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (наименование, адрес и контактные телефоны), отсутствовали указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, не было правил пользования транспортным средством или выписка из таких правил; билеты, по которым осуществлялся проезд пассажиров по маршруту регулярных перевозок, не содержали обязательного реквизита включающего в себя наименование организации, выдавшей билет; водитель Морозов Е.Н. не был обеспечен путевым листом установленного образца на соответствующее транспортное средство и лицензионной карточкой, о чём в присутствии водителя Морозова Е.Н. и кондуктора Агариной Т.Ю. был составлен акт осмотра автобуса от 28.03.2012 № 79, с которым Морозов Е.Н. и Агарина Т.Ю. ознакомлены под роспись согласно отметке в представленном в материалы дела экземпляре акта.

На основании указанного акта 27 апреля 2012 года государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Вепревым А.И. в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ в отношении предпринимателя Комарова Ю.В. в его отсутствие составлен протокол № 196 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протоколом установлено, что предприниматель Комаров Ю.В., допустив нарушения, указанные в акте осмотра автобуса от 28.03.2012 № 79, нарушил требования подпунктов «б» и «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

О времени и месте составления протокола предприниматель Комаров Ю.В. уведомлен надлежащим образом извещением от 12.04.2012 № 05-15/1213, направленным в его адрес заказной корреспонденцией и полученным им 17.04.2012 согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении.

В заявлении в арбитражный суд Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя Комарова Ю.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Предприниматель представил отзыв на заявленные требования, в котором против привлечения к административной ответственности возражал в связи с тем, что:

автобусного маршрута за № 9 не существует, автобусный маршрут сообщением «АТС - ул. Южная - АТС» нормативным правовым актом органа местного самоуправления не предусмотрен;

перевозка пассажиров 28.03.2012 являлась разовой для определенного круга лиц и осуществлялась по заказу и по данному маршруту, установленному по согласованию между фрахтователем и фрахтовщиком;

Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным  транспортом  и  городским  наземным  электрическим  транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112, распространяются на лиц, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки по расписанию, а Предприниматель таким перевозчиком не является;

оснащение автобуса необходимыми табличками, указателями, аншлагами и выдачу водителю транспортного средства соответствующих документов, необходимых для перевозки пассажиров, осуществляет диспетчер в соответствии с должностными обязанностями, возложенными на него должностной инструкцией, однако данное обстоятельство административным органом не исследовалось;

оснащение транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров по  заказу  и  обеспечение  водителя  транспортного  необходимыми  документами, регулируется пунктами 94 - 98 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным  транспортом  и  городским  наземным  электрическим  транспортом;

протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие защитника, который, наделённый соответствующей доверенностью от Предпринимателя, прибыл в назначенное время к должностному лицу административного органа для составления протокола об административном правонарушении;

защитнику также не была предоставлена возможность ознакомления с протоколом  об административном правонарушении, дать объяснения, сделать замечания по содержанию протокола, копия протокола не вручалась;

должностным лицом административного органа в протокол об административном правонарушении была внесена заведомо ложная запись о том, что защитник присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении в качестве представителя.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, Предпринимателю в вину вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, установлен статьёй 28.3 КоАП РФ.

Согласно абзацу первому части 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - лицензирующий орган).

Таким образом, должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вправе составлять протоколы об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Ространснадзора от 30.10.2007 № ГК-938фс.

Согласно пункту 2 названного Перечня протоколы об административных правонарушениях в территориальных органах Ространснадзора вправе составлять должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства: начальник управления; заместитель начальника управления; начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный государственный инспектор; старший государственный инспектор; государственный инспектор и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами.

Перечень должностных лиц Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждён приказом Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 13.02.2012 № 8-П. К таким лицам, в числе прочих, относятся  государственные инспекторы.

При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении, составленный государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Вепревым А.И., составлен уполномоченным должностным лицом.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, возникающие при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Объективная сторона выражается в осуществлении определённого вида предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) с нарушением лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

Материалами дела подтверждается и Предпринимателем не оспаривается, что он на основании лицензии осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек.

В рассматриваемом случае Предприниматель на принадлежащем ему автобусе ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак АС534/29, под управлением водителя Морозова Е.Н., осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, по автобусному маршруту общего пользования № 9 в г. Северодвинске Архангельской области (АТС-ул. Южная-АТС).

При таких обстоятельствах, индивидуальный предприниматель Комаров Ю.В. относится к субъектам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ).

Статьёй 3 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

До 17.04.2012 Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки пассажиров) определен в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Пунктом 4 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в числе прочих, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (подпункт «а»); соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»); соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»); наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (подпункт «з»).

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются нормами Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ).

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в числе прочего организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённом приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08 января 1997 года № 2 (далее - Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами), которое является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих (к последним относятся автовокзалы, пассажирские автостанции) (пункт 1.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами).

Пунктом 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами установлено, что владельцы транспортных средств обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы).