АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 июня 2012 года  Дело N А05-5759/2012

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2012 года

Полный текст решения изготовлен (решение принято) 21 июня 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Чуровой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295; место нахождения: 107174, г.Москва, ул.Новая Басманная, дом 2)

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН , 1097847327709; место нахождения: 163000, г.Архангельск, пр.Троицкий, дом 60; 190068, г. Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 39)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении №07-23-02/114 о назначении административного наказания от 25.04.2012,

при участии в предварительном судебном заседании представителей сторон:

от заявителя - Мишукова Е.А.по доверенности от 29.03.2011;

от ответчика - Васильева М.В. по доверенности от 10.01.2012;

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО «РЖД», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №07-23-02/114 о назначении административного наказания от 25.04.2012, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Представитель заявителя на заявленных требованиях настаивает.

Административный орган с заявленным требованием не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение представителей сторон, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.

Как следует из документов, представленных в материалы дела, в ходе проведенной административным органом плановой выездной проверки в отношении структурного подразделения общества - железнодорожной станции Бакарица, выявлены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности, что является угрозой причинения вреда жизни, здоровью граждан.

По факту выявленных нарушений постановлением от 25.04.2011 №07-53-02/114 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30000 руб.

Не согласившись с постановлением о привлечении к ответственности, общество обжаловало его в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования ОАО «РЖД» указало, что постановление не содержит сведений о том, в чем конкретно заключается вина общества, какие конкретно действия должны быть совершены юридическим лицом в целях недопущения нарушений. Между тем, общество не имело возможности разработать план обеспечения транспортной безопасности в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований для его разработки. По мнению заявителя, административным органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения его к административной ответственности: о дате и месте составления протокола законный представитель ОАО «РЖД» не извещался, протокол составлен в его отсутствие; о времени вынесения постановления общество, расположенное в г.Москве, уведомлено за день, что не позволило ему обеспечить явку своего представителя; протокол составлен спустя два дня после составления акта по результатам проверки, в то время, как возражения на акт общество вправе представить в течение 15 дней, что лишило заявителя права на принесение возражений на акт проверки.

Управление, возражая против позиции общества, указывает, что копия акта проверки и извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлены факсимильной связью с последующим досылом почтой в адрес общества и его филиала; при составлении протокола имелись данные о надлежащем извещении общества; о времени и месте рассмотрения материалов дела общество и филиал были уведомлены факсимильной и почтовой связью; при вынесении постановления присутствовала представитель общества, действовавшая на основании доверенности, ей вручена копия постановления, копия также направлена почтой. Возражений на акт проверки в Управление не поступало. В действиях ОАО «РЖД» имеется состав нарушения, поскольку субъекты транспортной инфраструктуры самостоятельно обеспечивают безопасность на объектах и транспортных средствах; в пределах своей компетенции они определяют перечень мероприятий, которые необходимо применять для обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры; процедура реализации мер обеспечения транспортной безопасности устанавливается субъектами самостоятельно.

Изучив документы, представленные в материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.

На основании распоряжения врио начальника Управления №98-р от 13.02.2012 должностными лицами Управления проведена плановая выездная проверка железнодорожной станции Бакарица Северной дирекции управления движением - структурного подразделения ОАО «РЖД» с целью контроля за деятельностью юридического лица по обеспечению транспортной безопасности.

В ходе проверки установлены следующие нарушения, отраженные в акте №07-46-02/163 от 09.04.2012:

- в нарушение подпункта 5.25.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ №43 от 08.02.2011 (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности) на станции Бакарица не установлены конфигурация и границы территории объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается;

- в нарушение подпункта 5.25.2 пункта 5.25 Требований по обеспечению транспортной безопасности не установлены конфигурация и границы территории ОТИ или части (наземной), проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты), а также критических элементов ОТИ;

- в нарушение подпункта 5.25.3 пункта 5.25 Требований по обеспечению транспортной безопасности не установлены конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности территории ОТИ или части (наземной)допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения;

- в нарушение подпункта 5.25.4 пункта 5.25 Требований по обеспечению транспортной безопасности не установлены конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения;

- в нарушение подпункта 5.25.5 пункта 5.25 Требований по обеспечению транспортной безопасности не установлены схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ;

- в нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 ФЗ «О транспортной безопасности» и пункта 2  Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса №34 от 11.02.2010 не разработан, не утвержден и не реализован план обеспечения транспортной безопасности ОТИ станции Бакарица.

Копия акта проверки получена 09.04.2011 начальником Архангельского центра организации работы железнодорожных станций.

Извещением от 09.04.2012 №07-31/536 ОАО «РЖД» и его структурное подразделение Северная дирекция управления движением уведомлены о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ в отношении общества.

Извещение посредством факсимильной связи поступило в ОАО «РЖД» 09.04.2012.

Копия акта проверки и извещения получены ОАО «РЖД» почтой 17.04.2012 согласно уведомлению о вручении заказного письма.

11 апреля 2012 года заместителем начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления в отношении ОАО «РЖД» в отсутствие представителей общества и при отсутствии ходатайства об отложении рассмотрения материалов, составлен протокол об административном правонарушении №07-45-02/108, которым установлено, что общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Копия протокола направлена в адрес ОАО «РЖД» факсимильной связью 12.04.2012 и почтой заказной корреспонденцией (получена 18.04.2012 согласно уведомлению о вручении заказного письма). В протоколе отражена информация о времени и месте рассмотрения административных материалов.

25 апреля 2012 года заместителем начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления в отношении ОАО «РЖД» в присутствии его представителя Мишуковой Е.А., действовавшей на основании доверенности от 29.03.2011, вынесено постановление по делу об административном правонарушении №07-53-02/114, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

Суд находит постановление подлежащим отмене в связи со следующим.

Ответственность по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно статье 2 ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

По общему правилу, изложенному в статье 4 ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

При этом, под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, а под субъектами транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Железнодорожная станция Бакарица является структурным подразделением Архангельского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», то есть общество является субъектом транспортной инфраструктуры.

В состав станции входят приемо-отправочный грузовой парк, приемо-отправочный пассажирский парк, к станции прилегают двухпутный перегон Бакарица - Исакогорка, однопутный перегон Бакарица - Архангельск-город, однопутный перегон Бакарица - Архангельск.

Следовательно, ОАО «РЖД» обязано обеспечивать транспортную безопасность объектов транспортной инфраструктуры станции Бакарица.

В соответствии со статьей 8 ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждены приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 №43.

Согласно пунктам 2 - 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств железнодорожного транспорта (ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства,  и применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.

Требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

Пунктом 5.25 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности обязан установить:

- 5.25.1. конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ или ТС);

- 5.25.2. конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС;

- 5.25.3. конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности);

- 5.25.4. конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности);

- 5.25.5. схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ.

Таким образом, общество, как субъект транспортной инфраструктуры, обязано установить названные конфигурации и границы, утвердить схему размещения КПП, критические элементы и зоны свободного доступа ОТИ.

Вместе с тем, названными Требованиями не предусмотрено, в каком виде субъект транспортной инфраструктуры обязан оформить исполнение требований пункта 5.25 Требований по обеспечению транспортной безопасности.

Как пояснила суду представитель заявителя, на станции Бакарица существуют надлежащим образом оформленные границы, обеспечена система безопасности, в том числе, в виде ограничения доступа на территорию станции, приняты и действуют локальные акты, регулирующие спорные положения.

Представитель административного органа, в свою очередь, пояснила, что оформление конфигураций и границ, схемы допустимо в любом виде, поскольку требования в данной части ничем не установлены.

Суд согласен с позицией общества о том, что исполнение требований пункта 5.25 Требований по обеспечению транспортной безопасности находится во взаимосвязи с положениями пункта 5.7 данных требований.

В соответствии с пунктом 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 указанного Закона категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Управлением не оспаривается тот факт, что ОТИ станции Бакарица не включен в Реестр категорированных.

Вместе с тем, система мер по обеспечению транспортной безопасности должна предусматриваться субъектами транспортной инфраструктуры в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (статья 9 ФЗ «О транспортной безопасности»).