АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 июня 2012 года  Дело N А05-6479/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2012 гола

Решение в полном объеме изготовлено 29 июня 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Радюшиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Котлас и Котласском районе Архангельской области (ОГРН 1022901026939; место нахождения: 165300, Архангельская область, г.Котлас, ул.Карла Маркса, дом 3)

к муниципальному учреждению культуры «Котласский драматический театр» (ОГРН 1032901360898; место нахождения: 165300, Архангельская область, г.Котлас, ул.7-Съезда Советов, дом 64)

о взыскании 216 015 руб. 34 коп.,

при участии в судебном заседании представителей сторон: не явились (извещены надлежащим образом),

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Котлас и Котласском районе Архангельской области (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному учреждению культуры «Котласский драматический театр» (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 216 015 руб. 34 коп., в том числе: 148 802 руб. 94 коп. финансовой санкции  на основании Федерального закона №27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном персонифицированном учёте» за представление в установленный законодательством срок недостоверных сведений за 2010 год,  необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учёта; 67 212 руб. 40 коп. финансовой санкции за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов.

Время и место судебного заседания суда первой инстанции установлены определением суда от 23.05.2012 - в 11 час. 10 мин. 26.06.2012.

Стороны в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом извещены о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Ответчик представил в материалы дела отзыв на заявление с приложенными документами, в котором указывает на согласие с заявленным требованием, а также просит уменьшить размер взыскиваемого штрафа.

Фонд представил письменные пояснения на определения суда от 23.05.2012.

В соответствии со статьей 137 АПК РФ, пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», а также положениями  части 3 статьи 156 и части 2 статьи 215 АПК РФ суд рассмотрел  спор без участия представителей участвующих в деле лиц.

Исследовав документы, представленные в материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению частично с учетом следующих обстоятельств:

Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом внесена запись о государственной регистрации за основным государственным регистрационным номером 1032901360898.

Ответчик, являясь организацией, производящей выплаты в пользу физических лиц, в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, и, следовательно, плательщиком страховых взносов. Регистрационный номер страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации 039-010-000032.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, в отношении учреждения в период с 03.10.2011 по 06.10.2011 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также достоверности представленных им индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования.

Проверка проведена за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 сплошным методом на основании представленных в орган Пенсионного фонда  расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев 2010 года, 2010 год, сведений персонифицированного учета за 1 полугодие, 2 полугодие 2010 года.

В ходе проверки Фондом были выявлены следующие нарушения:

- неверное отражение учреждением сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Закона № 212-ФЗ; сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Закона № 212-ФЗ; базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010 год в соответствии со статьей 8 Закона № 212-ФЗ, что привело к неправильному исчислению страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010 год;

- не представление учреждением индивидуальных (персонифицированных) данных о сумме начисленных страховых взносов  и страховом стаже за 1 полугодие 2010 года в отношении следующих работников: Шадрина В.Н., Гладышева И.В., Забивкина Н.А., Кожиной А.В., Коровинского А.Ю., Шиляковой О.Г.; за 2 полугодие 2010 года в отношении следующих работников: Вакориной В.В., Иванова В.А., Ивановой Г.В., Полякова В.В., Третьяковой М.Н., Шадрина В.Н., Абакумовой С.В., Вельган М.Я., Попова Е.В.,  Шиляковой О.Г.;

- представление учреждением недостоверных индивидуальных сведений за 1 полугодие 2010 года в части сумм начисленных страховых взносов (в отношении 69 физических лиц), за 2 полугодие 2010 года в части сумм начисленных страховых взносов (в отношении 62 физических лиц).

По результатам проведенной проверки 23.11.2011 Фондом составлен акт выездной проверки № 039/010/104/15-2011, в котором зафиксированы выявленные нарушения, а также предложено взыскать с учреждения суммы неуплаченных страховых взносов в общей сумме 84 324 руб. и пени в сумме 42 957 руб. 74 коп.; внести суммы начисленных страховых взносов в соответствующие графы строки 120 раздела 1 Расчета (форма РСВ-1); представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 1 и 2 полугодие 2010 года на лиц, на которые сведения не представлены; представить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 1 и 2 полугодие 2010 года в отношении застрахованных лиц, по которым установлены факты предоставления неполных и (или) недостоверных сведений; привлечь учреждение к ответственности по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ  за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм страховых взносов, а также по статье части 3 статьи 17 Закона № 212-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в виде штрафа в размере 10% платежей, причитающихся за отчетный период и за истекший календарный год.

Копия акта вручена директору учреждения 23.11.2011, о чем свидетельствует отметка о получении, сделанная на акте. Извещением от 23.11.2011 № 46158 учреждение уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Рассмотрев материалы проверки, Фонд принял решение от 16.12.2011 №039/010/104/9вп-2011 о привлечении учреждения к предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов за 2010 год в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде взыскания финансовой санкции в размере 67 212 руб. 40 коп., а также к предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ ответственности за предоставление неполных и недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год в виде взыскания финансовой санкции в размере 148 802 руб. 94 коп. Указанное решение учреждение получило 16.12.2011, что подтверждено отметкой о получении, сделанной на решении.

На основании вынесенного решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в адрес учреждения были выставлены: требование от 19.01.2012  № 039010-1вп об уплате в том числе 67 212 руб. 40 коп. штрафов; а также требование об  финансовой санкции от 23.01.2012 № 039010-2вп. Согласно представленным в материалы дела спискам отправки заказных писем от 19.01.2012, от 25.01.2012, почтовым квитанциям от 19.01.2012, от 25.01.2012 указанные требования направлены в адрес учреждения по почте 19 и 25 января 2012 года соответственно.

Учреждение штраф не уплатило, решение от 16.12.2011 №039/010/104/9вп-2011 не обжаловало, в связи с чем Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 216 015 руб. 34 коп. штрафов в принудительном порядке.

В силу части 1 статьи 212 АПК РФ дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом по общим правилам искового производства с учетом особенностей главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы, в том  числе взыскиваемых штрафных санкций за совершенное правонарушение с учетом необходимости определения при применении санкций степени вины привлекаемого к ответственности лица и наличия в его действиях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Частью 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Согласно пункту 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны: правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

В ходе проверки Фондом установлено, что отраженные в представленных расчетах (формы РСВ-1) за 6 месяцев 2010 года, 9 месяцев 2010 года и за 2010 год данные по начисленным выплатам физически лицам; суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами; начисленным страховым взносам на страховую и накопительную часть трудовой пенсии не соответствуют данным бухгалтерского учета учреждения, отраженным в расчетных ведомостях по начислению заработной платы по каждому физическому лицу за 2010 год по месяцам, в сводах начислений по заработной плате за 2010 год, в карточках индивидуального учета за 2010 год по каждому работнику, а также в реестрах расчета страховых взносов по категориям работников за 2010 год. Неверное отражение данных повлекло неверное отражение сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Закона № 212-ФЗ; сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Закона № 212-ФЗ; базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010 год (на 365 045 руб.) в соответствии со статьей 8 Закона № 212-ФЗ, что привело к неправильному исчислению страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010 год. Сумма неуплаченных страховых взносов за 2010 года составила:  в ПФ РФ - 73 009 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 67 605 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 5404 руб.; в ФФОМС - 4014 руб., в ТФОМС -  7301 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, в связи с чем суд считает доказанным событие нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, ответственность за совершение которого, предусмотрена пунктом 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Статьей 11 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации в качестве плательщиков указанных страховых взносов сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Этой же статьей установлен перечень представляемых в Пенсионный фонд сведений. Сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и указанные в пункте 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ,  страхователь обязан представлять ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ были внесены изменения в Закон №27-ФЗ, согласно которому пунктом 12 статьи 37 определены сроки представления отчетности для индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.  Отчетными периодами в 2010 году признавались полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом № 27-ФЗ, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 15 февраля 2011 года.

Таким образом, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год страхователь обязан был представить до 15.02.2011.

Фактически сведения за 1 полугодие 2010 года в отношении следующих работников:  Шадрина В.Н., Гладышева И.В., Забивкина Н.А., Кожиной А.В., Коровинского А.Ю., Шиляковой О.Г.; а также за 2 полугодие 2010 года в отношении следующих работников: Вакориной В.В., Иванова В.А., Ивановой Г.В., Полякова В.В., Третьяковой М.Н., Шадрина В.Н., Абакумовой С.В., Вельган М.Я., Попова Е.В., Шиляковой О.Г. учреждением не были представлены. Кроме того, учреждением представлены недостоверные индивидуальные сведения за 1 полугодие 2010 года в части сумм начисленных страховых взносов в отношении 69 физических лиц, за 2 полугодие 2010 года в части сумм начисленных страховых взносов в отношении 62 физических лиц.

Согласно части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Непредставление учреждением в установленный срок в орган Пенсионного фонда сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 1 и 2 полугодие 2010 года в отношении 6 и 10 работников соответственно; а также предоставление недостоверных сведений за 1 полугодие 2010 года в части сумм начисленных страховых взносов  отношении 69 физических лиц, за 2 полугодие 2010 года в части сумм начисленных страховых взносов в отношении 62 физических лиц, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, в связи с чем суд считает доказанным событие нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, ответственность за совершение которого, предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Указанные выше нарушения совершены учреждением виновно. Ответчик выявленные нарушения по существу не оспаривает. В представленном отзыве учреждение указало на согласие с предъявленной к взысканию суммой штрафа.

При таких обстоятельствах решение заявителя о привлечении учреждения к ответственности является правомерным. Суммы штрафа за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а также за непредставление сведений и представление недостоверных сведений за 2010 год исчислены правильно, в размере 20 % неуплаченной суммы страховых взносов и в размере 10% от суммы страховых взносов, начисленных ответчиком к уплате за 2010 год (соответственно).

Судом не установлено нарушений процедуры привлечения к ответственности со стороны Фонда; учреждение на наличие каких-либо нарушений процедуры привлечения его к ответственности не ссылается, соответствующие доказательства не представляет.

Вместе с тем, заявленное Фондом требование подлежит удовлетворению в части, поскольку суд в соответствии со статьей 44 Федерального закона №212-ФЗ усматривает наличие оснований для снижения размера санкций, подлежащих взысканию с ответчика.

В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного указанным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного указанным Федеральным законом.

При вынесении решения от 16.12.2011 №039/010/104/9вп-2011 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности обстоятельств, смягчающих или отягощающих ответственность Фондом не было установлено.

В силу части 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ суд вправе признать смягчающими ответственность за совершение правонарушения иные, помимо установленных пунктами 1-3 части 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ, обстоятельства, перечень которых не определен.

Кроме того, при привлечении лица к ответственности необходимо соблюдать установленные статьей 19 (часть 1) и статьей 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации конституционные принципы справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности ответственности конституционно значимым целям.

Как указал Конституционный суд в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Соблюдение названных принципов гарантирует недопустимость чрезмерных ограничений конституционных прав, в том числе права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 44 Закона № 212-ФЗ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность и устанавливать по результатам их оценки размер, в том числе и кратность, снижения санкции, установленной законом, предоставлено суду. Примененная мера ответственности за совершение правонарушения проверяется судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, а также, руководствуясь принципами справедливости и целесообразности при назначении наказания, суд считает необходимым снизить размер подлежащего взысканию за неполную уплату сумм страховых взносов за 2010 год в результате занижения базы для начисления страховых взносов штрафа до 6721 руб. 24 коп.; а также за предоставление неполных и недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год до 14 880 руб. 29 коп. (всего 21 601 руб. 53 коп.) в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.

В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, суд принимает во внимание статус ответчика как учреждения культуры; признание учреждением своей вины и уплату доначисленных страховых взносов и пеней в добровольном порядке. Вменяемые ответчику правонарушения совершены им неумышленно, поскольку иное не следует из материалов дела и не доказано заявителем.