• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2012 года  Дело N А27-10352/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года

Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2012 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей Усаниной Н. А., Хайкиной С. Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А. С.

без участия лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (совместную) Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра, г. Москва, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Арбитражного суда Кемеровской области от 15.11.2010 по делу № А27-10352/2010 (судья Петракова С. Е.) по заявлению открытого акционерного общества «Завод «Гидромаш», Кемеровская область, Новокузнецкий район, с. Кругленькое, к Федеральной службе государственной регистрации, картографии и кадастра, г. Москва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово; Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата», г. Кемерово, о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, о признании незаконными действий органов государственной власти, третье лицо: Федеральное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Завод «Гидромаш» (далее - ОАО «Завод «Гидромаш», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:52, площадью 101456 кв.м., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее - ФГУП «ФКЦ «Земля») по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Росреестр по Кемеровской области) в размере 269485398, 08 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2656,10 руб. за кв.м.; о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:52, площадью 101456 кв.м., а размере 269485398,08 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2656,10 руб. за кв.м., принадлежащего заявителю, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Новокузнецк, ш.Северное, д.14, выразившихся в осуществлении ненадлежащего контроля по организации проведения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о земельном участке с кадастровым номером 42:30:0410070:52, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Новокузнецк, ш.Северное,д.14 в размере 269485398,08 руб.; о признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее- Росреестр) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:52, площадью 101456 кв.м. в размере 269485398,08 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2656,10 руб. за кв.м. принадлежащего заявителю, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Новокузнецк, ш.Северное, д.14, выразившихся в ненадлежащей проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, в названной части; об обязании Управления Федерального агентства объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:52 в размере 269485398,08 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2656,10 руб. за кв.м., принадлежащего заявителю, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Новокузнецк, ш.Северное, д.14.

Определением арбитражного суда от 15.10.2010 в качестве соответчика к участию в деле привлечено Федеральное государственное учреждения «Земельная кадастровая палата» (далее - ФГУ «ЗКП»).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.11.2010 требования ОАО «Завод «Гидромаш» удовлетворены в заявленном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Росреестр (г.Москва), Росреестр по Кемеровской области подали апелляционную жалобу, в которой просят состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО «Завод «Гидромаш» требований по основаниям неправильного применения судом норм материального права; несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела; предварительная оценка отчета Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не могла отразиться на размере кадастровой стоимости земельного участка заявителя, поскольку устанавливала наличие либо отсутствие определенных параметров в Отчете, не являлась итоговой проверкой отчета; контроль за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель проведен в соответствии с п.п.8,8.1,8.2, 8.3 Административного регламента; акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта, утверждающего кадастровую стоимость.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.11.2010 отменено, принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением от 25.05.2011 Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 без изменения.

Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции от 22.02.2011 по новым обстоятельствам, указав в заявлении в качестве данного обстоятельства правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам оспаривания кадастровой оценки земель, изложенную в постановлении от 28.06.2011 № 913/11.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 по делу № А27-10352/2010 по новым обстоятельствам отменено. Судебное заседание назначено на 20.03.2012.

Седьмой арбитражный апелляционный суд определением от 20.03.2012 по ходатайству заявителя производство по делу № А27-10352/2010 приостановил до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-4849/2010.

Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 производство по делу возобновлено.

Дело рассмотрено на основании статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Седьмой арбитражный апелляционный суд, рассматривая апелляционную жалобу (совместную) Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра, г. Москва, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Арбитражного суда Кемеровской области от 15.11.2010 по делу № А27-10352/2010, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 42:30:0410070:52 поставлен на кадастровый учет 09.09.2004.

Указанный участок с площадью 1 357 кв. м. и видом разрешенного использования 13 вошел в Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, расчет кадастровой стоимости которых произведен на 01.01.2007.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 710565,91 руб. Удельный показатель кадастровой стоимости - 523,63 руб. за кв.м.

Результат кадастровой оценки стоимости данного земельного участка утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области».

В результате произведенных уточнений площади спорного земельного участка, которая была определена в размере 101 456 кв. м. и изменения вида разрешенного использования земельного участка на 9, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:52.

Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного должностным лицом Управления Роснедвижимости по Кемеровской области 23.04.2010 (правопредшественник Управления Россреестра по Кемеровской области) кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 269 485398,08 руб., удельный показатель, согласно Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области № 519 от 27.11.2008, установлен в размере 2656,18 руб.

Согласно отчету независимого оценщика ООО «Бизнес» №18-06-10 от 18.06.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:52 площадью 101456 кв.м. на 16.06.2010 составляет 70003000 руб.

В связи с тем, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая определена независимым оценщиком, общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

По мнению апелляционного суда, споры по определению величины кадастровой стоимости земельного участка относятся к земельным спорам и рассматриваются в порядке искового производства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила № 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно указанным Правилам № 316, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра.

Согласно пункту 5 Правил № 316, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с Правилами № 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 № 7309/10).

На основании государственного контракта от 29.06.2007 № 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).

Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.

Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 № 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания).

Коллегия администрации Кемеровской области Постановлением от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам)» (далее - Постановление № 519) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков. Названное постановление является действующим нормативным правовым актом акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в установленном законом порядке не отмене, сведений о его признании судом недействующим также не имеется в материалах дела.

Имеющее иные цели, чем у заявителя, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» как таковое, возможно в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.

Предметом рассмотрения в настоящем деле, в том числе, является реализация полномочий Росреестра по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка и соответствие данных сведений результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном порядке Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519.

Полномочия Росреестра по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости внесены в ГКН в соответствии с указанным Постановлением № 519, кадастровая стоимость спорных земельных участков определена путем умножения удельного показателя на уточненную площадь земельного участка (101456 кв. м.), что не оспаривается заявителем.

Из материалов дела следует, что надлежащих и достаточных доказательств недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, содержащихся в отчете ФГУП «ФКЦ «Земля» в виде среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования в размере 2656,18 руб. за кв.м. заявителем не представлено.

Доказательства внесения Росреестром по Кемеровской области в государственный кадастр сведений о среднем уровне кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования спорного кадастрового квартала по состоянию на 01.01.2007, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение либо иным сведениям на указанную дату, в материалах дела также отсутствуют, как и не представлено в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ обществом доказательств того, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена с нарушением Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, следовательно, оснований полагать, что оспариваемые действия органа по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель были осуществлены с нарушением закона, не имеется.

Ссылка общества на ненадлежащий контроль Росреестром по Кемеровской области на ненадлежащий контроль по организации проведения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области является необоснованной.

В соответствии с государственным контрактом от 30.05.2008 № К-07/26 выполнение работ по теме «Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель» проверка результатов работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году проводилась ФГУП «ФКЦ «Земля». Привлечение к проверке Отчета специалистов ФГУП ФКЦ «Земля» обусловлено, в том числе, целями оперативного получения консультаций по порядку исправления выявленных замечаний. В соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента, а также с учетом результатов, проведенных ФГУП «ФКЦ «Земля» работ (оказанных услуг), Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета, предоставленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области письмом от 11.11.2008 № 07/21-4215, Методическим указаниям, о чем составлен главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости В.В. Волчковой акт проверки № 2 от 24.11.2008. Кроме того, факт проведения проверки Отчета и подписания акта проверки Роснедвижимостью (в лице его должностного лица) подтверждается письмом от 24.11.2008 № МП/0242, подписанным руководителем Роснедвижимости. Ковалев Д.В. является лицом, выполняющим работы по государственному контракту от 30.05.32008 № К-07/26, а не лицом, осуществляющим проверочные функции.

Таким образом, апелляционный суд считает, что общество, обратившись в арбитражный суд с указанными выше требованиями самостоятельных и аргументированных доводов относительно несоответствия законодательству действий и решений государственных органов и учреждений, связанных с организацией и проведением работ по государственной кадастровой оценки земель, проверкой ее результатов, утверждением полученных величин кадастровой стоимости земельных участков, заявлено не было, равно как и не представлено надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении государственными органами и учреждениями процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценки земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей.

Фактически общество в обоснование своих требований указывает на несоответствие среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519, положенной в основу кадастровой стоимости его земельных участков, рыночной стоимости, в обоснование чего ссылается на отчет независимого оценщика ООО «Бизнес» №18-06-10 от 18.06.2010.

Таким образом, целью заявленных обществом требований по существу настоящего спора является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.

При таких обстоятельствах, права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

На сегодняшний день практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимсоти земельных участков определена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № 913/2011 от 28.06.2011, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

После вынесения и опубликования Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № 913/2011 заявитель не уточнил заявленные требования.

В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).

Названное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу на период рассмотрения этого спора.

Как того требует статья 66 ЗК РФ требование об установлении судом рыночной стоимости спорных земельных участков, которая должна являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, обществом не заявлялось.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

При этом, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 АПК РФ, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его убеждению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может. В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ процессуального кодекса Российской Федерации.

Возложение на арбитражный суд бремени формулирования исковых требований исходя из общего описания заявителем своего несогласия, в частности с результатом государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, а также бремени поиска и сбора доказательств в обоснование иска противоречит нормам процессуального законодательства.

Материалами дела подтверждается, что общество в обоснование своего заявления, доводы которого сводятся к несогласию с результатами государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519, ссылается на отчет, составленный по состоянию на 16.06.2010.

При этом требования об определении судом величины кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 обществом заявлено не было, равно как и ходатайства о проведении судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорного участка на момент рассмотрения дела в суде.

Суд апелляционной инстанции, рассматривая в 2012 году требования заявителя, сформулированные без привязки к временному периоду определения рыночной стоимости спорного земельного участка, в силу правил искового производства лишен возможности пересмотреть (изменить) кадастровую стоимость спорного земельного участка на основании отчета №18-06-10 от 18.06.2010.

Заключение независимого оценщика - ООО «Бизнес» №18-06-10 от 18.06.2010, составленное спустя полтора года с момента утверждения результатов государственной кадастровой оценки, не может свидетельствовать о недостоверности утвержденных 27.11.2008 результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Заявитель, оспаривая результат определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, предоставляет отчет независимого оценщика по состоянию на 16.06.2010, то есть составленный на иную дату, чем была произведена и утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, что само по себе влечет отказ во внесении в государственный кадастр сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка на основании отчета ООО «Бизнес» №18-06-10 от 18.06.2010. При этом, как уже отмечалось, ходатайств о проведении экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка на иную дату заявлено не было.

С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае нарушенные права общества могут быть защищены путем предъявления требования о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, в порядке, предусмотренном законодательством. При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что в рамках рассмотрения настоящего дела общество не представляло доказательств о рыночной стоимости земельных участков, определенной на надлежащую дату исходя из заявленного предмета спора, то есть на 01.01.2007.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя, в том числе в связи с неверно выбранным способом защиты своих нарушенных прав. Если заявитель полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, они могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка посредством предъявления самостоятельного требования, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11.

Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Судебные расходы по апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ОАО «Завод «Гидромаш».

Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.11.2010 по делу № А27-10352/2010 отменить, принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований открытому акционерному обществу «Завод «Гидромаш» отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Завод «Гидромаш» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий
   С. В. Кривошеина

     Судьи
   Н. А. Усанина

     С. Н. Хайкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-10352/2010
Принявший орган: Седьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 июня 2012

Поиск в тексте