• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2012 года  Дело N А27-10794/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2012 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего М.Х. Музыкантовой

судей: И.И. Бородулиной, О.А. Скачковой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.

без использования средств аудиозаписи

с участием в заседании:

от заявителя: без участия (извещен),

от ответчиков (заинтересованных лиц) :без участия (извещены),

от третьего лица: без участия (извещено),

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии г.Москва

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 22.11.2010 года по делу № А27-10794/2009 (судья Петракова С.Е.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Трансхимресурс»

к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии г.Москва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки, признании незаконными действий органов государственной власти,

третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Трансхимресурс» (ООО «Трансхимресурс»), г.Кемерово (ИНН 4206012543, ОГРН 1024200708058) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Москва (далее - Роснедвижимость), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - Управление Роснедвижимости), Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва (далее - ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля»), Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, г. Кемерово (далее -ФГУ «Земельная кадастровая палата», о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, как не соответствующие статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 г. № 22 и № 39 от 15.02.2007, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 г. № 215 земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 площадью 2565,50 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского 58 в размере 16 013 902 руб. 31 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6242 руб. 02 коп. за кв.м.;

о признании незаконными, как не соответствующие статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 г. № 215, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 площадью 2565,50 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского 58 в размере 16 013 902 руб. 31 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6242руб. 02 коп. за кв.м., выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г. и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 в размере 16 013 902 руб. 31 коп.;

о признании незаконными, как не соответствующие статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 г. № 215, действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г.Москва по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 площадью 2565,50 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского 58 в сумме 16 013 902 руб. 31 коп., выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г.;

об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 площадью 2565,50 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского 58.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.11.2010г. по делу № А27-10794/2010 требования ООО «Трансхимресурс» удовлетворены, признаны недостоверными результаты государственной кадастровой оценки, как не соответствующие статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 г. № 22 и № 39 от 15.02.2007, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 г. № 215, земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103, площадью 2565,50 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского 58 в размере 16 013 902 руб. 31 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6242 руб. 02 коп. за кв.м.;

признаны незаконными, как не соответствующие статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 г. № 215, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103, площадью 2565,50 кв.м., расположенного по адресу : Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского 58 в размере 16 013 902 руб. 31 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6242руб. 02 коп. за кв.м. выразившиеся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г. и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 в размере 16 013 902 руб. 31 коп.;

признаны незаконными, как не соответствующие статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 г. № 215, действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 площадью 2565,50 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского 58 в сумме 16 013 902 руб. 31 коп., выразившиеся в осуществлении ненадлежащей проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г.

Суд обязал ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, г. Кемерово исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:02010003:0103 площадью 2565,50 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского 58 в размере 16 013 902 руб. 31 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6 242руб. 02 коп. за кв.м.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии обратились с совместной апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении апелляционной жалобы, отказав заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 года решение Арбитражного суда Кемеровской области отменено, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

С Общества с ограниченной ответственностью «Трансхимресурс» в доход Федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1000 руб.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июня 2011 года постановление от 04.03.2011 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-10794/2010 оставлено без изменения.

18 октября 2011 года ООО «Трансхимресурс» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением (с учетом уточнения от 11.11.2011 г.) о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции от 04.03.2011года по новым обстоятельствам, указав в заявлении в качестве данного обстоятельства правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам оспаривания кадастровой оценки земель, изложенную в постановлении от 28.06.2011 года № 913/11.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2011 года заявление ООО «Трансхимресурс» о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 года по делу №07АП-283/11 (№ А27-10794/2010) удовлетворено; постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 года по делу №07АП-283/11 (№ А27-10794/2010) отменено по новым обстоятельствам. Судебное заседание назначено на 06 декабря 2011 года.

Определением суда от 06.12.2011 г. производство по делу производство по делу № 07АП-283/11 (А27-10794/2010) приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по делу А27-4849/2010.

Извещением от 09.04.2012 для разрешения вопроса о возобновлении производства по делу № 07АП-283/2011 (№ А27-10794/2010) апелляционный суд назначил судебное заседание апелляционной инстанции на 25.04.2012.

В связи с отсутствием ходатайств и заявлений об участвующих в деле лиц по существу направленного извещения от 09.04.2012 по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу, при наличии (не устранении) обстоятельств, вызвавших приостановление производства по настоящему делу, апелляционный суд по собственной инициативе посчитал невозможным совершать какие-либо процессуальные действия по существу апелляционных жалоб и вновь направил извещение для разрешения вопроса о возобновлении производства по делу № 07АП-283/2011 (№ А27-10794/2010) апелляционный суд назначил судебное заседание апелляционной инстанции на 18.06.2012.

Определением от 18.06.2012 апелляционный суд производство по делу возобновил, открыл судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили.

ФГУП «ФКЦ «Земля» и представитель ООО «Трансхимресурс» А.С. Алиев, действующий на основании доверенности № 47 от 17.08.2011 г., до начала рассмотрения дела представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заинтересованные лица отзывы на апелляционную жалобу к началу судебного заседания не представили.

На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Суд апелляционной инстанции отклоняет, как необоснованные, ходатайства, представленные Обществом до начала судебного заседания об уточнении заявленных требований и о проведении судебной экспертизы, как несоответствующие требованиям части 2 статьи 266 и частям 3, 7 статьи 268 АПК РФ, о чем вынесено протокольное определение.

В порядке части 2 статьи 49 АПК РФ Общество отказалось от заявленных требований к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.

Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и подтверждено свидетельствами о государственной

регистрации права от 13.08.2009г. № 42АГ 058202 ООО «Трансхимресурс» является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:02 01 0003:0103, общей площадью 2565,50 кв.м. расположенный по адресу г. Кемерово, Заводский район, ул. Тухачевского, № 58, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.03.2003г. сделаны записи регистрации № 42-01/00-6/2003-24.

Земельный участок с кадастровым номером 42:24:02 01 0003:0103, является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 25.11.2005г. с разрешенным использованием «прочие промышленные предприятие».

В целях получения информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:02 01 0003:0103 общество Обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области.

Согласно Кадастровой выписке о земельном участке от 10.03.2010г. № 4200/001/10-79748, представленной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в ответ на запрос Общества, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:02 01 0003:0103 определена в размере 16 013 902 руб. 31 коп., удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 6 242 руб. 02 коп./кв.м.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:02 01 0003:0103 площадью 2566 кв.м. определена ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва, по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен, и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из не доказанности заинтересованными лицами достоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:02 01 0003:0103, общей площадью 2565,50 кв.м. расположенного по адресу г. Кемерово, Заводский район, ул. Тухачевского, № 58, проведенного ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области и Федерального агентства кадастра недвижимости, г. Москва в виде стоимости в размере 16013902 руб. 31 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6242 руб. 02 коп. за кв.м.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог (до введения действие налога на недвижимость) и арендная плата.

На основании пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ истец является плательщиком земельного налога в отношении указанного земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется ка кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего кодекса. При этом пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с земельных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная оценка земель, за исключение случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательском Российской Федерации об оценочной деятельности.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 135-ФЗ), в который включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Однако на спорные правоотношения указанные нормы не распространяются, и Общество воспользоваться механизмом Федерального закона № 167-ФЗ не может.

Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакциях допускает не только определение кадастровой стоимости земельного участка в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 255 (далее по тексту - Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)»), в предыдущей редакции, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», в редакции Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.10.2010 № 509, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 № 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

В данном случае, заявленные Обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, правомерно рассмотрено судом первой инстанции по общим правилам искового производства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В связи с тем, что, поскольку от величины кадастровой стоимости зависит налогооблагаемая база по земельному налогу, следовательно, результат установления кадастровой стоимости в размере, равной рыночной стоимости, может повлиять на экономические интересы хозяйствующих субъектов, каковым является истец по данному делу.

При этом изменение установленной кадастровой стоимости возможно при изменении нормативного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; изменения вида разрешенного использования земельного участка; исправления кадастровой ошибки по правилам статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; при определении кадастровой стоимости в судебном порядке.

Имеющее иные цели, чем у истца, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» как таковое возможно в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка 42:24:02010003:0103 определена по правилам статьи 66 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. №520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» (постановление является действующим нормативным правовым актом акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в установленном законом порядке не отменено, сведений о его признании судом недействующим также не имеется в материалах дела), вид разрешенного использования земельного участка не изменялся, кадастровой ошибки в значении, определенном в статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», судами, органом кадастрового учета не установлено, поэтому доводы апеллянта о возможности установления рыночной стоимости спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, как способа восстановления прав и законных интересов лица в силу положений статьи 201 АПК РФ, основаны на неправильном толковании норм права.

Следовательно, определение кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке осуществляется по правилам искового производства со сбором и оценкой соответствующих доказательств.

Согласно статье 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).

Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Учитывая изложенные разъяснения об исковом характере требований Общество, в совокупности с положениями статей 65, 66 ЗК РФ, на Обществе как на истце лежит процессуальная обязанность доказать в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ то обстоятельство, что его права и охраняемые законом интересы нарушены уполномоченными органами при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка, не соответствующих данным о его рыночной стоимости.

Вместе с тем, в целях сопоставимости кадастровой стоимости с рыночной земельного участка с кадастровым номером 42:24:02 01 0003:0103, суд первой инстанции в качестве доказательства ошибочно принял отчет независимого оценщика - ООО «Бизнес-Эксперт» № 83/2-07/06-10 от 07.06.2010г. «Об определении рыночной и ликвидационной стоимости недвижимого имущества» в отношении земельного участка, расположенного по адресу : г. Кемерово, ул. Тухачевского, 58в, без привязки к временному периоду определения рыночной стоимости земельного участка.

Однако, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 АПК РФ, в соответствии с которыми, лицо при предъявлении иска самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности Обществом действительной рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд в целях принятия законного и обоснованного судебного акта, в том числе, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков.

В силу статьи 13 Закона об оценочной деятельности в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

При таких обстоятельствах судом исследуются правоотношения, связанные, в том числе, с установлением рыночной стоимости земельных участков, которые регламентируются нормами Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Для целей применения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона).

Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком».

Проанализировав вышеизложенные нормы права в их совокупности и взаимосвязи, учитывая правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 28.06.2011 года №913/11, в соответствии с которой, по правилу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, исходя из правил статей 1,65,66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной стоимости, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» об актуальности данных кадастра, при рассмотрении судом первой инстанции в 2012 года требований истца, сформулированных без привязки к временному периоду определения рыночной стоимости земельного участка, апелляционный суд, повторно рассматривая настоящее дело, не усматривает оснований для удовлетворения указанного требования Общества и приходит к выводу о недоказанности Обществом в нарушение статьи 65 АПК РФ также и актуальности установленной отчетом независимого оценщика рыночной стоимости земельного участка на момент вынесения решения арбитражным судом.

При этом Обществом в суде первой инстанции не было заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью определения действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, в связи с чем суд апелляционной инстанции отклонил ходатайство Общества о назначении экспертизы в порядке статьи 268 АПК РФ.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о нарушении прав Общества несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, которые, согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не нашло своего подтверждения материалами настоящего дела.

Учитывая изложенное, арбитражным судом первой инстанции решение принято при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.11.2010г. по делу № А27-10794/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Трансхимресурс» в удовлетворении заявленных требований.

Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Трансхимресурс» (ООО «Трансхимресурс»), г.Кемерово (ИНН 4206012543, ОГРН 1024200708058) в доход Федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной инстанции в размере 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий
  М.Х. Музыкантова

     Судьи  
   И.И. Бородулина

     О.А. Скачкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-10794/2010
Принявший орган: Седьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 июня 2012

Поиск в тексте