АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 июня 2012 года  Дело N А27-10994/2012

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе:  судьи  Дворовенко  И.В.

при ведении  протокола судебного заседания  с  использованием  аудиозаписи  помощником  судьи  Локтионовой  С.В.,

рассмотрев  в открытом  судебном заседании заявление Комитета по управлению  муниципальным  имуществом  Кемеровского  муниципального  района,  г. Кемерово

к  Управлению  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  (государственное  учреждение) в  г.  Кемерово и  в  Кемеровской  районе кемеровской  области  (межрайонное),  г.  Кемерово

о  признании  частично недействительным  решения  от  26.04.2012  № 298

в заседании приняли участие:

от заявителя:  Крамаренко  М.В.  - представитель  по  доверенности  от 27.03.2012  №  42-д,  паспорт;

от  Управления  ПФ РФ:  Циркова Е.В. -  главный  специалист - эксперт  юридического  отдела   по  доверенности  от  10.01.2012  № 4,  удостоверение;

у с т а н о в и л:

Комитет  по  управлению  муниципальным  имуществом  Кемеровского  муниципального  района (далее  Комитет  либо  КУМИ  по  Кемеровского  муниципального  района)  оспорило  в  судебном  порядке  решение  №  298  от  26.04.2012, принятое   Управлением  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  (государственное учреждение) в  городе  Кемерово и  в  Кемеровском  районе  Кемеровской  области  (межрайонное)  (далее  Управление  ПФ  РФ  либо  пенсионный  фонд)  в  части  привлечения к  ответственности  в  виде  штрафа  в  сумме 45 580, 10 руб.

Заявление  обосновано  тем, что  пенсионным фондом, при  применении  меры  ответственности,  не  учтены  смягчающие  ответственность  обстоятельства. При  этом, заявитель  ссылался  на  подпункт  4 пункт 6  статьи 39 и  на  пункт 1  статьи  44  Федерального  Закона  от  24.07.2009  №  212-ФЗ  « О  страховых взносах в  Пенсионный  фонд,  Фонд социального  страхования,  Федеральный  фонд  обязательного  медицинского  страхования  и  территориальные  фонды  обязательного  медицинского  страхования» (далее  Федеральный  Закон  № 212-ФЗ).

Управление  ПФ  РФ  заявленные  требования  не  признало, полагая, что  применение  смягчающих  ответственность  обстоятельств  является  правом, а  не  обязанностью  начальника  Управления  ПФ РФ  при  рассмотрении  документов.  Однако, документов  подтверждающих  наличие  смягчающих  ответственность  обстоятельств  в  материалы  дела  не  представлено.

Изучив  материалы  дела, и  выслушав  пояснения  представителей  сторон, суд установил  следующие  обстоятельства.

Управление  ПФ  РФ установило  нарушение  КУМИ  Кемеровского  муниципального  района  срока  представления  расчёта  по  начисленным и  уплаченным  страховым  взносам  за  4  квартал  2011  года.

По  результатам проверки  19.03.2012  составлен  Акт  №  298, на основании  которого, и с учётом  возражений  Комитета,  принято  решение  №  298  от  26.04.2012  о  привлечении  страхователя  к  ответственности  в  виде  штрафных  санкций  в  размере  45 580,10 руб., в  соответствии  с  пунктом  3  статьи  17  Федерального  закона  от  01.04.1996  №  27-ФЗ  « Об  индивидуальном (  персонифицированном)  учёте  в  системе  обязательного  пенсионного  страхования» (  далее  Закон  № 27-ФЗ).

Не  согласившись с  данными  выводами, Комитет  оспорил  данное  решение  в  судебном  порядке  в  части  необходимости  применения  смягчающих  ответственность  обстоятельств, при  этом,  факт  позднего  (  на  7  дня  )  представления  сведений  за  4  квартал  2011  года  заявитель  не  оспаривает.

Суд  полностью  соглашается с  мнением  заявителя  о  наличии  смягчающих  ответственность  обстоятельств,  которые  должны  были  быть  установлены  Управлением  Пенсионного  фонда  РФ при  принятии  решения  № 298.

Из  пояснений  представителя  заявителя  и  материалов  дела  следует, что  КУМИ  Кемеровского  муниципального  района  направил  в  Управление  Пенсионного  фонда  РФ (  государственное  учреждение)  по  городу  Кемерово  и  Кемеровском  районе  Кемеровской  области  (  межрайонное)   сведения,  необходимые  для  осуществления  индивидуального (  персонифицированного)  учёта  в  системе  обязательного  пенсионного  страхования  за  1,  2 и 3  квартала  2011  года в  установленные  законодательством  сроки.  Однако,  персонифицированные  сведения  на  работников  за  4  квартал  2011  года  направлены  позднее, установленного  срока  на  7  дней.

В  соответствии с  пунктом  9  статьи 15  Федерального  Закона  №  212-ФЗ  плательщики страховых взносов ежеквартально  (не  позднее  15-го  числа  второго  календарного  месяца,  следующего  за  отчётным  периодом)  представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета  - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.  Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным  законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

В  пункте  1  статьи  46  Федерального  закона  № 212-ФЗ  установлена  мера  ответственности  за  нарушение  вышеуказанной  нормы  законодательства, а  именно,  непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом  срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В  соответствии  с  подпунктом  4  пункта  6  статьи 39  Федерального  Закона  № 212-ФЗ  в  ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов,  наряду с  другими  обстоятельствами  устанавливает  (  выявляет) обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Как  закреплено в  пункте  4  статьи  44  вышеуказанного Закона  обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Оспаривая  решение  №  298  Управление  ПФ РФ от  12.01.2012  в  судебном  порядке,  Комитет  не  отрицает  факт  позднего  представления  сведений.

Однако,  заявитель указывает  на  нарушение  вышеуказанных  норм  законодательства, и, при  принятии  решения  о  привлечении к  ответственности  не  рассмотрение Управлением  обстоятельств  смягчающих  ответственность.

По мнению представителя заявителя,  сумма  штрафных санкций должна  рассчитываться  в  меньших  размерах, так как  правонарушение совершено впервые,  отсутствует  умысел, отсутствует негативные  последствия  совершения  правонарушения,  и  сумма  страховых взносов  за  4  квартал  2011  года уплачена в  полном  размере.

Суд  полностью  соглашается с  данными  доводами.

Ссылка  представителя  Управления  ПФ  РФ  об отсутствии  механизма  применения  статьи  39  Федерального Закона  №  212-ФЗ  (  рассмотрения  наличия  смягчающих и  отягчающих  ответственность  обстоятельств)  не принята  судом  во внимание, так  как  не  может  свидетельствовать  о  законности  применения  штрафных санкций  без учёта  смягчающих  ответственность  обстоятельств.

Пенсионный  фонд  не  представил  документальных  подтверждений  опровергающих  доводы Комитета  о  наличии  смягчающих  ответственность  обстоятельств,  а  так  же  не  доказал  наличие  отягчающих  ответственность  обстоятельств.

Суд устанавливает  наличие  смягчающих  ответственность  по  статье  46  Федерального  Закона  № 212-ФЗ  обстоятельств,  таких  как  совершение  правонарушения  впервые,  отсутствие  умысла и  негативных  последствий  совершённого  правонарушения,  в  связи  с  чем,  заявленные  требования Комитета  подлежат  удовлетворению,  так  как  сумма  штрафных  санкций  рассчитана  в  завышенных  размерах.  Наличие  смягчающих  ответственность  обстоятельств является  основанием  для  уменьшения  штрафа  до  22 790,05 руб.

Данные  выводы  суда  полностью  соответствуют мнению  Конституционного  Суда  РФ,  изложенному  в  Постановлении  от 12.05.1998  № 14-П,  в  котором   указано, что  меры  взыскания  должны  применяться  с учётом  характера  совершённого  правонарушения, размера  причинённого  вреда, степени  вины  правонарушителя, его  имущественного  положения  и  иных  существенных  обстоятельств деяния.

С учётом  изложенного,   заявленные  требования  Комитета  подлежат  удовлетворению.

Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 167, 170, 180, 181 и 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Заявление Комитета  по  управлению  муниципальным  имуществом  Кемеровского  муниципального  района  удовлетворить.

Признать недействительным  решение № 298 от  26.04.2012  Управления  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  ( государственное учреждение)  в г.  Кемерово и  в Кемеровской  районе  Кемеровской  области (  межрайонное)  в  части  привлечения к  ответственности в  виде  штрафа в  размере  22 790,05 руб.

Решение  может  быть  обжаловано в  месячный срок  с  момента  его  изготовления в  Седьмой  арбитражный апелляционный  суд.

Судья     И.В. Дворовенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка