СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2012 года  Дело N А27-12738/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2012 года

Полный текст постановления изготовлен 26 июня  2012 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Усаниной Н.А.

судей:  Кривошеиной С.В., Хайкиной С.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Казариным И.М.

от лиц, участвующих в деле: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы  Федерального  государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля», Управления Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от  27 декабря 2010 года по делу №А27-12738/2010 (судья Мишина И.В.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Пылкова  Алексея Ивановича

к Управлению Федеральной службы  государственной  регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной  службе государственной регистрации, кадастра и  картографии, г.Москва, Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», Федеральному  государственному унитарному предприятию «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области

третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, г.Кемерово

о признании недостоверными результата  государственной  кадастровой  оценки земельного участка, незаконными действий

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Пылков Алексей Иванович (далее- ИП Пылков А.И., заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, г.Москва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва (далее - ФГУП «ФКЦ «Земля») о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179, проведенной ФГУП «ФКЦ «Земля» по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в сумме 61 837 208,60 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 2 124,26 руб. за кв.м.; признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости № 2 от 24.11.2008, о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179 в сумме 61 837 208, 60 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 2 124, 26 руб. за кв.м; признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г.Кемерово, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179 в сумме 61 837 208, 60 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2 124, 26 руб. за кв.м; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - Управление) и Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав заявителя, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 61 837 208,60 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в суме 2 124,26 за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179.

Определением суда от 29.10.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.12.2010г. заявление  индивидуального предпринимателя Пылкова Алексея Ивановича удовлетворено частично, признаны недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179 в сумме 61 837 208, 60 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 2 124, 26 руб. за кв.м.;  недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва (правопредшественник Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г.Москва), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости № 2 от 24.11.2008, о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179 в сумме 61 837 208, 60 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 2 124, 26 руб. за кв.м.; незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 №39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва (правопредшественник Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва), Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г.Кемерово (правопредшественник Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г.Кемерово), выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179 в сумме 61 837 208, 60 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2 124, 26 руб. за кв.м. с возложением на  Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, г.Кемерово обязанности устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 61 837 208, 60 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2 124, 26 за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Не согласившись с принятым судебным  актом Управлением Росреестра по Кемеровской области, Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии (г.Москва), ФГУП «ФКЦ «Земля» поданы апелляционные жалобы на состоявшийся судебный  акт.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011г., оставленным  без изменения  Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа  от 05.08.2011г.  решение Арбитражного суда Кемеровской  области по делу №А27-12738/2010 в удовлетворенной части заявленных ИП Пылковым требований отменено, принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2011г. в соответствии с подпунктом 5 части 3 статьи 311 АПК РФ,  Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011  № 913/11, Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2011 по надзорной жалобе ИП Пылкова, заявление индивидуального предпринимателя Пылкова Алексея Ивановича о пересмотре по новым открывшимся обстоятельствам Постановления Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011 года по делу №07АП-1438/11 удовлетворено, Постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011 года по делу №07АП-1438/11  отменено по новым открывшимся обстоятельствам.

Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012г.  производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по  делу №А27-4849/2010.

Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012г.  производство по настоящему делу возобновлено с назначением  судебного заседания на 20.06.2012г.

В соответствии с распоряжением заместителя председателя суда от 20.06.2012г. №69-8/12-АК  произведена замена судьи  Колупаевой Л.А. на судью Кривошеину С.В., в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации судебное разбирательство  по делу  произведено  с самого начала.

Лица, участвующие в деле извещены, явку своих  представителей не обеспечили, ФГУП «ФКЦ «Земля» в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

В соответствии  с частью 6 статьи 121,  статьей 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных и третьего лица по имеющимся в деле доказательствам.

ФГУП ФКЦ «Земля» в представленных  дополнениях к апелляционной жалобе (л.д.82, 83 т.6) полагает, что  выводы  Арбитражного суда Кемеровской области  от 27.12.2010г. не соответствуют правовой  позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении №913/11 от 28.06.2011г., в связи с чем, просит в удовлетворении заявленных ИП Пылковым  требований отказать.

ИП Пылков  в представленных дополнительном отзыве от 29.11.2011г., пояснениях от 29.11.2011г., от 05.12.2011г. (л.д.49-55, 65-70, 71-76 т.6)  просит  резолютивную часть решения Арбитражного суда Кемеровской области от 27.12.2010г. по делу  №А27-12738/2010 частично изменить: обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Кемеровской области  исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости  земельного участка с кадастровым номером  42:24:0101026:179 в сумме 61837208, 6 руб. и его удельном показателе  кадастровой стоимости в сумме 2124, 26 руб. за кв.м. и внести  в государственный  кадастр  недвижимости  кадастровую стоимость  земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 18545000 руб., указав, что законодательство,  подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета  на возможность определения кадастровой стоимости  земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; сама по себе достоверность  кадастровой стоимости  земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом  оспаривания в этом случае не является; также полагает, что удовлетворение заявленных требований по настоящему делу позволит устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Пылкова и обеспечит справедливый и разумный баланс  между публичными и частными  интересам в соответствии со статьей 8 Конституции РФ.

Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, 3 участок Топкинского Лога,14.

Согласно кадастровой выписке и кадастровому паспорту от 08.12.2010 №4200/001/09-3334691 кадастровая стоимость данного земельного составляет 61 837 208,60 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 2 124,26 руб. за кв.м.

В связи со значительностью размера кадастровой стоимости названного участка, 20.04.2010 предприниматель обратился в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопредшественник Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области) с заявлением о разъяснении результатов государственной кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителю.

В ответ на заявление предпринимателю было направлено письмо №21/04904 от 21.05.2010, ознакомившись с которым, а также с приложенными к данному ответу материалами государственной кадастровой оценки земельного участка, предприниматель Пылков А.И. заключил договор с оценочной организацией - Обществом с ограниченной ответственностью НПФ «Инком Прайс» для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, 3-й участок Топкиснкого Лога в целях проверки достоверности данного расчета с учетом требований статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно отчету оценочной организации от 29.06.2010 № 06/18-10, рыночная стоимость участка составила 18 545 000 руб., в связи с чем, предприниматель, считая спорную кадастровую оценку недостоверной, а действия государственных органов по проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости, ее определению в части принадлежащего заявителю земельного участка и внесению в государственный кадастр недвижимости, не соответствующими закону, обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении по делу № 913/2011 от 28.06.2011г., суд апелляционной инстанции  считает решение суда подлежащим отмене.

Принимая во внимание позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации в Постановлении №913/11 от  28.06.2011г., споры по определению величины кадастровой стоимости земельного участка относятся к земельным спорам и рассматриваются в порядке искового производства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Таким образом, предметом рассмотрения в настоящем деле в обжалуемой в апелляционной инстанции части, в том числе, является реализация полномочий Управления Росреестра по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка и соответствие данных сведений результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном порядке Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520.

Полномочия Управления Росреестра по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земель 9-го вида разрешенного использования спорного земельного участка внесены в ГКН в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области  №520, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена путем умножения удельного показателя на площадь земельного участка, что не оспаривается заявителем.

Из материалов дела следует, что надлежащих и достаточных доказательств недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, содержащихся в отчете ФГУП «ФКЦ «Земля» в виде среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования с кадастровым номером 42:24:0101026:179,  заявителем не представлено.

Оспаривая результаты кадастровой оценки спорного земельного участка и действия по ее проведению, в силу статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности» и в связи с тем, что рыночные цены, исходя из которых производится и кадастровая и индивидуальная и рыночная оценка определенного земельного участка, изменяются во времени, заявитель обязан в таком случае представить данные о рыночной стоимости земельных участков на 01.01.2007, поскольку из представленного отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области следует, что кадастровая стоимость участка определена на 01.01.2007.

В подтверждение своих доводов заявитель ссылается на отчет оценщика - ООО НПФ «Инком Прайс» о рыночной стоимости спорного  земельного участка по состоянию на 01.06.2010г. (л.д.23, т.1 (письмо ООО «НПФ «Инком Прайс»28.04.2010г.), л.д.24-150, т.1, 1-6 т. 2 отчет от 01.06.2010г. №06/18-10)).

В связи с чем, апелляционный суд полагает, что заявитель не подтвердил нарушение его прав действиями государственных органов, связанными с проведением оценки спорных участков по состоянию на 01.01.2007.

Кроме того, не представил доказательств того, что по состоянию на 01.01.2007 рыночная стоимость земельного участка была аналогичной определенной оценщиком по состоянию на 01.06.2010г., а равно, что отчет ФГУП «ФКЦ «Земля» не соответствует Федеральным стандартам оценки и Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов от 15.02.2007г. №39,  поскольку отчет независимого оценщика ООО НПФ «Инком Прайс» не является документом, безусловно подтверждающим правильность определения рыночной стоимости спорного земельного участка, в силу статьи 17.1 Закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской  Федерации» таким  документом является  экспертиза отчета  об оценке, проведенной экспертом  саморегулируемой организации оценщиков, членом которого является оценщик, осуществивший оценку, которая подлежит проверке, в том числе, на соответствие отчета  стандартам и правилам оценочной деятельности, обеспечивающим профессионализм  оценки, которые действуют именно в данной саморегулируемой организации.

Доказательства внесения Управлением Росреестра по Кемеровской области в государственный кадастр сведений о среднем уровне кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение либо иным сведениям на указанную дату, в материалах дела также отсутствуют, как и не представлено в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ ИП Пылковым  доказательств того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179 определена с нарушением Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, следовательно, оснований полагать, что оспариваемые действия органа по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель были осуществлены с нарушением закона, не имеется.

В связи с  тем, что рыночные цены на земельные участки, исходя из которых проводится, как кадастровая, так и индивидуальная  оценка  определенного земельного участка, изменяются во времени, сопоставимыми, сравнимыми результатами таких оценок будут  только тогда, когда стоимость участка и в том, и в другом отчете определена на  одну и ту же дату.

С учетом изложенного, следует признать, что основания для удовлетворения требования об изменении кадастровой стоимости  спорного земельного участка путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:179  в размере его рыночной стоимости, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Как полагает заявитель его права, нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, которые могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков определена  Президиумом  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении  по делу №913/2011 от 28.06.2011, заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).