СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2012 года  Дело N А27-12835/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2012 г.

Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2012 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.А. Скачковой,

судей И.И. Бородулиной, М.Х. Музыкантовой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Г. Никитиной без использования средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от заявителя - без участия (извещен),

от заинтересованных лиц - без участия (извещены),

от третьих лиц - без участия (извещены),

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля»

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 января 2011 г. по делу № А27-12835/2010 (судья И.В. Мишина)

по заявлению ООО «Интера» (ОГРН 1034205053706, ИНН 4205052952,650021, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Грузовая, д. 21 В)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ОГРН 1044205100059. ИНН 4205077178, 650000, Кемеровская область, г. Кемерово, проспект Октябрьский, д. 3 Г), Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», (ОГРН 1027700123208, ИНН 7704096950, 101000, г. Москва, пер. Гусятников, д. 11, СТР.1), Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области (ОГРН 4205003426, ИНН 1024200721830, 650070, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Тухачевского, д. 21)

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Автоагрегат-Два» (650000, г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1), общество с ограниченной ответственностью «Алтея», (650000, г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1),

о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Интера» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», (далее - ФГУП «ФКЦ «Земля»), Федеральному государственному учреждению «земельная кадастровая палата» по Кемеровской области (далее - ФГУ «Земельная кадастровая палата) о признании недостоверным результата кадастровой оценки земельного участка общей площадью 41506,72 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1, с кадастровым номером 42:24:0101016:78 в размере 218406700,37 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости - 5261,96 руб. за кв.м), проведенной ФГУП «ФКЦ «Земля»; признании незаконными действий Управления Росреестра по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик (конкретных значений) удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5261,96 руб. за один квадратный метр и общей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 в размере 218406700,37 руб.; обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Автоагрегат-Два» и общество с ограниченной ответственностью «Алтея».

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.01.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУП «ФКЦ «Земля» обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований по основаниям неправильного применения судом норм материального права; несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в своей апелляционной жалобе указывает, что акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта, утверждающего кадастровую стоимость.

ФГУП «ФКЦ «Земля»» полагает, что при принятии оспариваемого решения арбитражный суд первой инстанции не установил надлежащим образом права и обязанности лиц, участвующих в деле, а именно, обязанности ФГУП «ФКЦ «Земля»» перед заявителем. В решении не указано, какие нормативно правовые акты следовало применить при рассмотрении данного дела.

Подробно доводы изложены в апелляционных жалобах.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 решение суда отменено в части удовлетворения требований заявителя. Принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В части возврата Обществу из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 руб. оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.07.2011 постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по делу № А27-12835/2010 оставлено без изменения.

ООО «Интера» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции от 25.03.2011 по новым обстоятельствам, указав в заявлении в качестве данного обстоятельства правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам оспаривания кадастровой оценки земель, изложенную в постановлении от 28.06.2011 № 913/11.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2011 г. заявление общества с ограниченной ответственностью «Интера» о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по делу № 07АП-1772/2011 (№ А27-12835/2010) удовлетворено; постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по делу № 07АП-1772/2011 (№ А27-12835/2010) отменено по новым обстоятельствам.

19.12.2011 в апелляционный суд поступило заявление ООО «Интера» о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-4849/2010.

Суд апелляционной инстанции определением от 19.12.2011 производство по делу № 07АП-1772/2011 (№ А27-12835/2011) приостановил до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-4849/2010.

Извещением от 09.04.2012 для разрешения вопроса о возобновлении производства по делу № 07АП-1772/2011 (№ А27-12835/2011) апелляционный суд назначил судебное заседание апелляционной инстанции на 24.04.2012.

В связи с отсутствием ходатайств и заявлений об участвующих в деле лиц по существу направленного извещения от 09.04.2012 по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу, при наличии (не устранении) обстоятельств, вызвавших приостановление производства по настоящему делу, апелляционный суд по собственной инициативе посчитал невозможным совершать какие-либо процессуальные действия по существу апелляционных жалоб и вновь направил извещение для разрешения вопроса о возобновлении производства по делу № 07АП-1772/2011 (№ А27-12835/2011) апелляционный суд назначил судебное заседание апелляционной инстанции на 15.06.2012.

Определением от 15.06.2012 апелляционный суд производство по делу возобновил, открыл судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб

Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Интера» является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0101016:78 по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1.

Согласно кадастровой выписке и кадастрового паспорта от 02.04.2010 № 4200/001/10-115615 кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78 составляет 218406700,37 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 5261,96 руб. за кв.м.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка установлена незаконно, так как при ее определении не была соблюдена процедура определения кадастровой стоимости земель, в том числе - не принята во внимание рыночная стоимость земельного участка, ООО «Интера» заключило договор с оценочной организацией - Кузбасской Торгово-промышленной палатой для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101016:78, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Новгородская, д. 1.

Согласно отчету независимого оценщика Кузбасская торгово-промышленная палата от 27.07.2010 № 7/98 рыночная стоимость земельного участка общей площадью 41507 кв.м с кадастровым номером 42:24:0101016:78, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Новгородская,1 составила 25860000 руб.

В связи с тем, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая определена независимым оценщиком, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями. Требования заявителя мотивированы нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, так как определение кадастровой стоимости земельного участка произведено  с нарушением действующего законодательства.

Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила № 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно указанным Правилам № 316 государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра.

В силу пункта 5 Правил № 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с Правилами № 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 № 7309/10).

На основании государственного контракта от 29.06.2007 № 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; далее - управление) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее - кадастровый центр) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).

Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.

Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 № 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания).

Коллегия администрации Кемеровской области Постановлением от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель  населенных пунктов Кемеровской области» (далее - Постановление № 520) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков. Названное постановление является действующим нормативным правовым актом акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в установленном законом порядке не отменен, сведений о его признании судом недействующим также не имеется в материалах дела.

Имеющее иные цели, чем у заявителя, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельного участка в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» как таковое, возможно в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.

Учитывая изложенное, предметом рассмотрения в настоящем деле является реализация полномочий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка и соответствие данных сведений результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном порядке Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520.

Полномочия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земель 9-го вида разрешенного использования спорного земельного участка внесены в ГКН в соответствии с указанным Постановлением № 520, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена путем умножения удельного показателя на площадь земельного участка, что не оспаривается заявителем.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

Согласно статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1).

В силу статей 67, 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.