• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2012 года  Дело N А27-3397/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 г.

Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2012 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Скачковой,

судей И.И. Бородулиной, М.Х. Музыкантовой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.Ф. Карнауховой с использованием средств аудиозаписи,

при участии в заседании:

от заявителя - Б.В. Солодовникова по доверенности от 11.05.2011, паспорт,

от заинтересованного лица - не явился (извещен),

от третьего лица - без участия,

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июля 2010 года по делу № А27-3397/2010 (судья Е.В. Титаева)

по заявлению индивидуального предпринимателя Трубина Андрея Викторовича (650066, г. Кемерово, пр-т Октябрьский, д. 3Б, кв. 2)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ОГРН 1044205100059. ИНН 4205077178, 650000, Кемеровская область, г. Кемерово, проспект Октябрьский, д. 3 Г),

третье лицо: ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля», (ОГРН 1027700123208, ИНН 7704096950, 101000, г. Москва, пер. Гусятников, д. 11, СТР.1),

о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка; признании незаконными действий по формированию сведений о кадастровой стоимости земельного участка, обязании исключить из кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Трубин Андрей Викторович (далее - заявитель, ИП Трубин А.В.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее по тексту - Управление) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:968, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Западный проезд, 11-Б, площадью 1717,34 кв.м в сумме 9379235,23 руб., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее - ФГУП ФКЦ «Земля») и под контролем Управления, а также и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5461,49 руб. за кв.м; о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка 42:24:0101015:968 площадью 1717,34 кв.м в сумме 9379235,23 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5461,49 руб. за кв. м; обязании Управления Росреестра исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в сумме 9379235,23 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5461,49 руб. за кв.м земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:968 площадью 1717,34 кв.м (с учетом уточнения требования).

Определением арбитражного суда от 07.07.2010 произведена замена стороны в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.07.2010 заявленные ИП Трубиным А.В. требования удовлетворены в полном объеме.

Седьмой арбитражный апелляционный суд при первоначальном рассмотрении дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, ФГУП ФКЦ «Земля». Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010 вышеуказанное решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт, заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2011 судебный акт апелляционной инстанции отменен, в удовлетворении заявления ИП Трубина А.В. отказано.

ИП Трубин А.В. обратился в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с заявлением о пересмотре постановления от 03.02.2011 по новым обстоятельствам.

В качестве нового обстоятельства заявитель указал на определение судебной практики рассмотрения данной категории споров в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010 Арбитражного суда Кемеровской области со схожими фактическими обстоятельствами.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.11.2011 заявление ИП Трубина Андрея Викторовича о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2011 по делу № А27-3397/2010 удовлетворено; постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2011 по делу № А27-3397/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010 отменены по новым обстоятельствам; дело передано на новое рассмотрение в Седьмой арбитражный апелляционный суд без указания на рассмотрение дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Определением апелляционного суда от 02.12.2011 апелляционная жалоба принята к производству, определением суда от 19.01.2012 производство по делу № 07АП-7501/2010 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-4849/2010.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.04.2012 определение Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2012 о приостановлении производства по делу № А27-3397/2010 отменено.

Определением апелляционного суда от 03.05.2012 дело назначено к судебному разбирательству на 28.05.2012.

В судебном заседании представителем ИП Трубина А.В. представлены заявление об изменении предмета заявленных требований и отчет от 25.05.2012 № 1340-23/05-12 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества земельного участка кадастровый номер 42:24:0101015:968 расположенного по адресу: г. Кемерово, Заводской район, ул. Западный проезд, 11б, а также в порядке статьи 48 АПК РФ заявлено ходатайство о замене стороны, в связи с чем судебное заседание отложено на 19.06.2012.

В судебном заседании 19.06.2012 представитель заявителя поддержал заявление и ходатайство, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. На вопросы коллегии судей представитель заявителя правовое обоснование изменения предмета заявленных требований и замены ответчика в апелляционной инстанции применительно к положениям главы 34 АПК РФ затруднился указать. Соответствующего обоснования в представленных в суд заявлении и ходатайстве также не приведено.

Заинтересованное и третье лицо о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. 29.05.52012 от ФГУП «ФКЦ «Земля» поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, руководствуясь позицией Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа в постановлении от 03.02.2011 по делу № А27-3397/2010 без указания в нем на рассмотрение дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, принимая во внимание устранение постановлением апелляционного суда от 17.09.2010 нарушений допущенных судом первой инстанции прав ФГУП «ФКЦ «Земля» и последующее активное участие данного лица в рассмотрении настоящего дела, апелляционный суд с учетом положений статей 9, 41, 49, 51, 159, части 2 статьи 266, 268 АПК РФ не усмотрел оснований для принятия в суде апелляционной инстанции заявления об изменении предмета заявленных требований и отчета от 25.05.2012 № 1340-23/05-12 об определении рыночной стоимости недвижимого имущества земельного участка кадастровый номер 42:24:0101015:968, расположенного по адресу: г. Кемерово, Заводской район, ул. Западный проезд, 11б, представленного в качестве подтверждения измененных требований, а также не усмотрел оснований для удовлетворения в порядке статьи 48 АПК РФ ходатайства о замене стороны, также заявленного исходя из измененного предмета требований, посчитав решение суда от 09.07.2010 подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, предприниматель Трубин А.В. является собственником земельного участка площадью 1717,34 кв.м с кадастровым номером 42:24:0101015:968, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Кемерово, улица Западный проезд, 11-Б, площадью 1717,34 кв.м (свидетельство о государственной регистрации от 27.03.2003 серия 42 АА № 573366).

Согласно кадастровой выписке от 08.02.2010 кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:968, площадью 1717 кв.м составляет 9379235,23 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земли - 5461,49 за кв.м. Указанный земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101015:968, площадью 1717 кв.м является ранее учтенным.

На основании распоряжения Администрации Кемеровской области от 31.10.2008 № 5095 «Об утверждении проекта границ земельного участка по адресу: ул. Западный проезд, 11-Б», изменен вид разрешенного использования данного земельного участка с пятого на девятый (другие промышленные объекты - столярный цех), следовательно, кадастровая стоимость такого земельного участка рассчитана Управлением в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, и удельными показателями кадастровой стоимости, утвержденными Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 для 9-го вида разрешенного использования данного кадастрового квартал в размере 5461,49 руб., что отраженно в акте определения кадастровой стоимости, удостоверенного должностным лицом Управления от 10.03.2009.

Согласно отчету независимого оценщика ООО «Центр независимой оценки» от 26.02.2010 № ОН 16/10 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:968, площадью 1717 кв.м по состоянию на 19.02.2010 составляет 2802420 руб.

В связи с тем, что кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая определена независимым оценщиком, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями. Требования заявителя мотивированы нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, так как определение кадастровой стоимости земельного участка произведено с нарушением действующего законодательства.

Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила № 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно указанным Правилам № 316 государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра.

В силу пункта 5 Правил № 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с Правилами № 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 № 7309/10).

На основании государственного контракта от 29.06.2007 № 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; далее - управление) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее - кадастровый центр) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).

Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.

Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 № 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания).

Коллегия администрации Кемеровской области Постановлением от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам)» (далее - Постановление № 519) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков. Названное постановление является действующим нормативным правовым актом акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в установленном законом порядке не отмене, сведений о его признании судом недействующим также не имеется в материалах дела.

Имеющее иные цели, чем у заявителя, оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и абзаца 4 пункта 1 Информационного письма Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» как таковое возможно в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.

Учитывая изложенное, предметом рассмотрения в настоящем деле в апелляционной инстанции является реализация полномочий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка и соответствие данных сведений результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном порядке Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519.

Полномочия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земель 9-го вида разрешенного использования спорных земельных участков внесены в ГКН в соответствии с указанным Постановлением № 519, кадастровая стоимость спорных земельных участков определена путем умножения удельного показателя на площадь земельного участка, что не оспаривается заявителем.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

Согласно статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1).

В силу статей 67, 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами, арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

С учетом изложенного, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу о том, что достаточных доказательств недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, содержащихся в отчете ФГУП «ФКЦ «Земля» в виде среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования данного кадастрового квартала в размере 5461,49 руб. за кв.м, заявителем не представлено.

Выводы суда первой инстанций о незаконности действий по внесению в государственный реестр недвижимости экономических характеристик удельного показателя и общей кадастровой стоимости этого земельного участка нельзя признать правильными, поскольку данные выводы сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки с последующим ее утверждением органом исполнительной власти.

Доказательства внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в государственный кадастр сведений о среднем уровне кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования данного кадастрового квартала по состоянию на 01.01.2007, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение либо иным сведениям на указанную дату, в материалах дела отсутствуют, как и не представлено в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ Обществом доказательств того, что кадастровая стоимость удельного показателя и спорного земельного участка определена с нарушением Приказа Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39 и Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, следовательно, оснований полагать, что оспариваемые действия органа по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель были осуществлены с нарушением закона не имеется.

Отчет независимого оценщика ООО «Центр независимой оценки» от 26.02.2010 № ОН 16/10 согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:968, составляет 2802420 руб., не может являться таким доказательством.

Таким образом, апелляционный суд считает, что ИП Трубин А.В., обратившись в арбитражный суд с указанными выше требованиями аргументированных доводов относительно несоответствия законодательству действий и решений государственных органов и учреждений, связанных с организацией и проведением работ по государственной кадастровой оценки земель, проверкой ее результатов, утверждением полученных величин кадастровой стоимости земельных участков, надлежащих и достаточных доказательств не представил, а равно свидетельствующих о нарушении государственными органами и учреждениями процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценки земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что удельный показатель кадастровой стоимости квартала, на основании которой определена кадастровая стоимость спорного земельного участка, по отчету уполномоченного органа определен на 01.01.2007, а по отчету независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на произвольную дату - 19.02.2010, при дате внесения в реестр сведений с учетом изменения вида разрешенного использования земельного участка - 10.03.2009, суд апелляционной инстанции, при отсутствии данных о рыночных значениях удельного показателе кадастровой стоимости земельных участков данного кадастрового квартала на 01.01.2007 и рыночной стоимости земельного участка на дату его внесения в реестр или на иную обоснованную в соответствии с законом дату, считает недоказанным нарушение прав предпринимателя внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенных 10.03.2009.

Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка предпринимателя и необоснованно признал незаконными действия этого органа по внесению в государственном реестре недвижимости экономических характеристик удельного показателя и общей кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 АПК РФ.

При таких обстоятельствах, у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных ИП Трубиным А.В. требований.

Как изначально, так и при повторном рассмотрении дела в апелляционной инстанции предприниматель фактически в обоснование своих требований указывает на несоответствие среднего уровня кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519, положенной в основу кадастровой стоимости его земельного участка, рыночной стоимости, в обоснование чего ссылается на отчет ООО «Центр независимой оценки» от 26.02.2010 № ОН 16/10, указывая на то, что фактически права ИП Трубина А.В. нарушаются именно несоответствием внесенной кадастровой стоимости земельного участка их рыночной стоимости.

На сегодняшний день практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков определена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № 913/2011 от 28.06.2011, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).

Названное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу на период рассмотрения этого спора.

Как того требует статья 66 ЗК РФ изначально в настоящем деле требование об установлении судом рыночной стоимости спорного земельного участка, которая должна являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, ИП Трубиным А.В. не заявлялось, соответствующие основания требований в такой редакции не формировались.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

При этом, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 АПК РФ, лицо изначально, при предъявлении иска, самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его убеждению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может. В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Возложение на арбитражный апелляционный суд при повторном рассмотрении дела в апелляционной инстанции возможности принятия изменения заявленных требований с учетом положений части 2 статьи 266 АПК РФ исходя из первоначально заявленных требований в порядке главы 24 АПК РФ, измененных впоследствии в апелляционной инстанции на исковые, указания ранее определенного ответчика по делу, при изменении впоследствии его на другого, и общего описания заявителем своего несогласия, в частности, с результатом государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области при повторном рассмотрении дела, а также возложение в данном случае бремени поиска и сбора доказательств в обоснование измененного иска на апелляционный суд противоречит нормам процессуального законодательства.

Материалами дела подтверждается, что ИП Трубин А.В. в обоснование своего заявления, доводы которого сводятся к несогласию с результатами государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519, ссылается на отчет, составленный по состоянию на 19.02.2010 № ОН 16/10. При этом требования об определении судом величины рыночных значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков данного кадастрового квартала по состоянию на 01.01.2007 предпринимателем заявлено не было. Заключение независимого оценщика - ООО «Центр независимой оценки» от 26.02.2010 № ОН 16/10, составленное спустя почти 2 года с момента утверждения результатов государственной кадастровой оценки, не может свидетельствовать о недостоверности утвержденных 27.11.2008 результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, перечень которых сформирован и оценка проведена по состоянию на 01.01.2007 (абзац 2 статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»).

С учетом изложенного, принимая во внимание, что целью заявленных индивидуальным предпринимателем требований по существу настоящего спора является установление рыночной стоимости земельного участка и изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:968 на его рыночную стоимость, что не отрицались представителем заявителя в ходе рассмотрения настоящего дела, как и не отрицалась возможность предъявления указанных выше требований в ином деле к надлежащим ответчикам, апелляционный суд, не усмотрев оснований для принятий изменения предмета заявленных требований и удовлетворения ходатайства о замене ответчика по делу, пришел к выводу о том, что права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством предъявления требования о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, в самостоятельном порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством, в ином судебном деле и внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка по результатам рассмотрения соответствующих требований арбитражным судом.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств и позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № 913/2011 от 28.06.2011, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены не все фактические обстоятельства по делу, не правильно применены нормы материального права, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июля 2010 года по делу № А27-3397/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Трубина Андрея Викторовича отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

     Председательствующий
  О.А. Скачкова

     Судьи
  И.И. Бородулина

     М.Х. Музыкантова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-3397/2010
Принявший орган: Седьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 26 июня 2012

Поиск в тексте