• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2012 года  Дело N А27-9342/2012

Резолютивная часть решения оглашена «15» июня 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено «20» июня 2012 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Семёнычевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудио записи помощником судьи Михеевой С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 3», Кемеровская область, г. Прокопьевск, ОГРН 1024201888347

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области, Кемеровская область, г. Прокопьевск

о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области, выразившихся в выдаче справки № 645 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012, не содержащей сведений о том, что права на взыскание задолженности в размере 998539,14 рублей утрачены и обязании налоговый орган, устранить допущенные нарушения

при участии:

от Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 3»: юрисконсульт Исаева А.А. - представитель по доверенности от 10.01.2012 года, паспорт; главный бухгалтер Польшакова Л.Н. - представитель по доверенности от 25.05.2012 года, паспорт;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области: государственный налоговый инспектор юридического отдела Грачева А.В. - представитель по доверенности от 06.06.2012 года № 17, служебное удостоверение,

у с т а н о в и л:

Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница № 3» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области, выразившихся в выдаче справки № 645 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012 года, с отражением в ней информации о наличии недоимки по налогам, сборам в сумме 998539, 14 рублей без указания информации об утрате инспекцией возможности взыскания и обязании налоговый орган выдать справку, содержащую указания на утрату возможности принудительного взыскания задолженности в сумме 998539, 14 руб. (изложено в редакции принятого судом заявления об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В обосновании заявленных требований, заявитель ссылается на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, полагая, что право на взыскание задолженности по налогам в размере 998539, 14 рублей включающей в себя:

- задолженность по пени по НДФЛ с доходов, источником которых является НА в сумме 711249, 08 руб.;

- задолженность по налоговым санкциям по НДФЛ с доходов, источником которых является НА в сумме 48 420, 40 руб.;

- задолженность по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме - 205874, 42 руб.;

- задолженность по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования в сумме 981, 13 руб.;

- задолженность по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1105, 59 руб.;

- задолженность по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 30908, 52 руб. налоговым органом утрачено. По мнению заявителя, отсутствие информации о том, что указанная в справке задолженность не подлежит взысканию в принудительном порядке, по причине утраты срока для взыскания, нарушает права и законные интересы субъекта предпринимательской деятельности.

Представитель налогового органа не согласился с доводами заявителя, считает их необоснованными и просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Оценивая законность и правомерность действий налогового органа по выдаче налогоплательщику справки № 645 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012 год суд исходит из следующего:

Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия должны содержаться, в том числе: обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Согласно пункту 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые ведут налоговые органы в установленном порядке.

Процедура учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также порядок их списания регламентированы приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной налоговой службы.

На основании данных, отраженных в карточках расчетов налогоплательщика по налогам (пеням, штрафам с бюджетом), налогоплательщику выдается справка о состоянии расчетов с бюджетом. Форма такой справки утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 года N ММ-3-19/206.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.09.2009 года № 4381/09 неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 года N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Наличие в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам неверной информации о задолженности по налогам, по мнению суда, затрагивает право налогоплательщика на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской деятельности и (или) иной экономической деятельности и может привести к неправомерному взысканию налога, а также создает негативное впечатление о налогоплательщике как неустойчивой в финансовом плане организации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская больница № 3» выдана справка № 645 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012 года содержащая наличие задолженности по налогам, сборам в размере 998539, 14 рублей.

Факт утраты возможности взыскания указанной суммы налоговым органом не отрицается.

Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с исчислением и уплатой налогов, в целях соблюдения конституционного запрета на произвольное необоснованное ограничение имущественных прав налогоплательщика в Налоговом кодексе Российской Федерации, его статьях 46, 47 и 48, установлены ограничения сроков принудительного взыскания задолженности по налогам (пеням, штрафам).

Пропуск налоговым органом этих сроков препятствует возможности взыскания с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам.

В связи, с чем при проверке обоснованности включения налоговыми органами в выдаваемых налогоплательщикам справках о состоянии расчетов по налогам и сборам суд исходит из того, что указанные в справке сведения должны быть достоверными, что предполагает их полноту и объективность, соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на дату выдачи справки.

Поскольку сроки взыскания налогов, пеней и штрафов ограничены Налоговым кодексом Российской Федерации, пропуск налоговым органом этих сроков означает фактическую невозможность взыскания соответствующих сумм с налогоплательщиков.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что у Инспекции отсутствует возможность принудительного взыскания недоимки, а при ее утрате - неправомерность отражения налоговым органом в справке сведений о задолженности без информации о невозможности ее взыскания в принудительном порядке. Неполная информация о задолженности налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, выдавая заявителю, справка № 645 «о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012 года», и указывая в ней в качестве задолженности суммы налогов и пени, возможность взыскания которых утрачена, налоговому органу надлежало указать на невозможность взыскания этого долга в принудительном порядке, в связи с истечением срока для взыскания данных сумм.

Удовлетворяя требования заявителя, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 000 рублей, суд в соответствии со статьями 101,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 101, 110, 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 3» удовлетворить.

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам № 645 по состоянию на 01.01.2012 года не содержащей сведений о том, что права на взыскание задолженности в размере 998539,14 рублей утрачена и обязать Инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 3» путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам содержащую указания на утрату возможности принудительного взыскания задолженности по налогам, сборам в размере 998539,14 рублей.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области в пользу Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница № 3» 2 000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.И.Семёнычева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-9342/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Кемеровской области
Дата принятия: 20 июня 2012

Поиск в тексте