АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 июня 2012 года  Дело N А27-9467/2012

Резолютивная часть решения оглашена  «13» июня 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено «19» июня 2012 года

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи Семенычевой Е.И., при ведении  протокола судебного заседания помощником судьи Михеевой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Шахта Тырганская», Кемеровская область, г. Прокопьевск, ИНН 4205059242, ОГРН 1034205076344

к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Рудничном  районе города Прокопьевска Кемеровской области, Кемеровская область,  г. Прокопьевск, ИНН 4223030729

о признании недействительным решения № 052 021 12 РК 0012117 от 23.01.2012  года «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах»

в судебном заседании приняли участия:

от Общества с ограниченной ответственностью «Шахта Тырганская»: Валеев Р.Р. - представитель по доверенности от 23.01.2012 года, паспорт;

от Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Рудничном  районе города Прокопьевска Кемеровской области: Смирнова А.А. - представитель по доверенности от 01.10.2011 года, служебное удостоверение,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Шахта Тырганская», ОГРН 1034205076344 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным  рушения  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска  Кемеровской области  от 23.01.2012 года № 052 021 12 РК 0012117 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

В обоснование заявленных требований  заявитель указывает, что 26.10.2011  года страхователем был представлен уточненный расчет за 1 квартал 2011 года, в котором база для начисления страховых взносов увеличилась на 4826 рублей, страховые взносы увеличились на 1501 рублей. Не оспаривая факта уплаты страховых взносов после представления уточненного расчета, заявитель указывает на неправомерность предложения уплатить сумму страховых взносов,  с учетом сумм указанных в первичном расчете, ссылаясь на принятое решение о взыскании страховых взносов по первичному расчету за счет денежных средств.  Кроме того, представитель заявителя указывает на  нарушение Пенсионным фондом пункта 5 статьи 38 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Представитель Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска  Кемеровской области требования заявителя считает необоснованными, полагая, что в действия Пенсионного фонда не нарушает прав и законных интересов заявителя. Подробно возражения изложены в отзыве.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлено следующее:

В отношении Общества с ограниченной ответственностью «Шахта Тырганская» 23.01.2012 года Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска  Кемеровской области принято решение №  052 021 12 РК 0012117 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», которым Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 300, 20 рублей, Обществу так же предложено уплатить 866693 рублей страховых взносов и 149111, 45 рублей пени.

Как следует из решения 26.04.2011 года страхователем представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2011 года, в котором база для начисления страховых взносов составила 16989151 рублей, страховые взносы 5283626 рублей.  26.10.20011 года страхователем представлен уточненный расчет  по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2011 года, в котором  база для начисления страховых взносов увеличилась на 4826 рублей, страховые взносы увеличились на 1501 рублей.

Частью 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона плательщик страховых взносов обязан ежеквартально представлять расчет в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов наступает ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (часть 1 статья 47 Закона N 212-ФЗ).

При обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном статьей 17 Закона N 212-ФЗ.

Частью 4 статьи 17 Закона № 212-ФЗ предусматриваются основания для освобождения от ответственности плательщика страховых взносов, если уточненный расчет представляется им после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов. К таким основаниям относятся представление уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам:

- до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;

- после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.

Таким образом, при обнаружении ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, приводящих к занижению сумм страховых взносов, организация (плательщик страховых взносов) обязана внести необходимые изменения в первоначальный расчет и представить уточненный расчет в территориальный Пенсионный фонд Российской Федерации.

Уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

Из положений части 4 статьи 17 Закона № 212-ФЗ следует, что плательщик страховых взносов, представивший уточненный расчет после истечения срока подачи первоначального расчета и срока уплаты страховых взносов, но до того, как он узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за период, в котором совершена ошибка, освобождается от ответственности при условии: доплаты недостающей суммы страховых взносов до представления уточненного расчета; доплаты соответствующих пеней на сумму образовавшейся задолженности до представления, уточненного расчета.

Как установлено судом первой инстанции, страхователем самостоятельно обнаружены ошибки, в первоначально представленном за 1 квартал 2011 года расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, вследствие чего, им был представлен корректирующий расчет 26.10.2011 года, согласно которому база для исчисления страховых взносов была увеличена, недостающая сумма страховых взносов 1501 рублей (из них: на страховую часть в сумме 965 рублей, на накопительную часть - 290 рублей, в ФФОМС - 149 рублей, в ТФОМС - 97 рублей), не была уплачена при представлении  уточненного расчета.

Данный факт явился основанием для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов.

Обжалуемым решением  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска Кемеровской  области плательщику страховых взносов предложено уплатить 866693 рублей страховых взносов и соответствующую сумму пени. При этом представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска  Кемеровской области нормативно не обосновала предложение плательщику страховых взносов доплатить не только страховые взносы по уточненному расчету,  но и страховые взносы по первичному расчету.

Более того, как установлено в судебном заседании по первичному расчету Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации  (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска Кемеровской области 11.07.2011 года принято решение  № 052 021 11 ВД  0017441 о взыскании 866447 рублей страховых взносов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банке.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что у Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска Кемеровской области не было правовых оснований для предложения уплатить страховые взносы, по которым уже принято решение о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банке.

Ссылка представителя Управления на то, что инкассовые поручения отозваны из банка, судом отклонена.

С 01.01.2010 года порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Как предусмотрено статьей 34 Закона № 212-ФЗ, камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Частью 5 статьи 34 Закона № 212-ФЗ установлено, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона № 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

Согласно части 5 этой же статьи лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (части 1 и 2 статьи 39 Закона № 212-ФЗ).

Частью 3 статьи 39 установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

Из материалов дела следует, что акт от 12.12.2011 года № 05202130011698 был составлен в отсутствие представителя Общества, в акте отсутствуют подпись представителя Общества, равно как и отметка Управления об отказе страхователя от подписания акта. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Общество было приглашено в Управление для подписания акта проверки.

Согласно уведомлению от 12.12.2011 года № 052 021 11 ВП 0000543 рассмотрение материалов проверки назначено на 23.01.2012 года в 10 часов.

В материалы дела представлены уведомление 12.12.2011 года № 052 021 11 ВП 0000543 и акт камеральной проверки от 12.12.2011 года № 05202130011698 с отметкой о получении секретарем ООО «Шахта Тырганская» 15.12.2011 года, в связи, с чем 15-дневный срок для представления возражений следует считать с 15.12.2011 года, а не как ошибочно полагает заявитель с 27.12.2011 года. Доказательств реализации своего права на представление возражений в 15-дневный срок с момента получения акта не представлено.

Согласно части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки:

- устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

- устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения;

- устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения;

- выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.

Исходя из системного толкования положений статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ, материалы проверки и возражения страхователя на акт проверки должны быть, рассмотрены руководителем органа Управления Пенсионного фонда Российской Федерации путем непосредственного исследования всех имеющихся доказательств при условии обеспечения возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки с последующим принятием решения по результатам рассмотрения материалов проверки тем же должностным лицом органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как было указано выше неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки.

Между тем, в ходе судебного разбирательства также установлено, что у плательщика страховых взносов имеется два решения, принятые Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска  Кемеровской области от 23.01.2011 года. В одном из них указано, что плательщик страховых взносов на рассмотрении материалов проверки не явился, в связи, с чем принято решение о рассмотрении материалов проверки в отсутствие лица, в отношении которого проводилась проверка.  Во втором решении от этой же даты, указано, что на рассмотрение материалов проверки явилось лицо, не уполномоченное представлять интересы Общества, в связи, с чем принято решение о рассмотрении материалов проверки в отсутствие лица, в отношении которого проводилась проверка.

При этом протокола рассмотрения материалов проверки, где бы было зафиксировано, явился ли представитель плательщика страховых взносов, в отношении которого проведена проверка или не явился, с какими полномочиями,  не представлено.

Наличие двух решений представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска  Кемеровской области не прокомментировала.

При изложенных обстоятельствах требования заявителя о признании  недействительным рушения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска  Кемеровской области  от 23.01.2012 года № 05202112РК0012117 «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» подлежит удовлетворению.

Судебные расходы в виде уплаченной  заявителем государственной пошлины в размере 4 000 рублей при обращении в суд относит на  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска  Кемеровской области.

Руководствуясь статьями  167-170,  180,  181,  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование Общества с ограниченной ответственностью «Шахта Тырганская»  удовлетворить.

Признать недействительным в связи с несоответствием нормам Федерального закона от 24.07.2009 года № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» решения Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в Рудничном районе города Прокопьевска Кемеровской области № 052 021 12 РК 0012117 от 23.01.2012  года «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за  совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

Взыскать с Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение)  в Рудничном районе города Прокопьевска Кемеровской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Шахта Тырганская»  4 000 рублей судебных расходов.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья   Е.И.Семенычева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка