ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2012 года  Дело N А78-976/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2012 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Читинской таможни на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 апреля 2012 года по делу № А78-976/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Руспродимпорт» (ИНН 7727644522, ОГРН 1087746340945, место нахождение: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 4, кв. 9) к Читинской таможне (ИНН 7536030497, ОГРН 1027501148553 место нахождение: 672090 г. Чита, ул. Чкалова, 129) о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров,

(суд первой инстанции судья А.Б. Литвинцев),

при участии в судебном заседании:

от заявителя - не явился, извещен,

от Читинской таможни - Кайгородовой И.В. - представителя по доверенности от 23.04.2012  № 01-68/06347,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Руспродимпорт» (далее - общество, ООО «ПК «Руспродимпорт») обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Забайкальской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по декларации на товар (далее - ДТ) № 10612072/011211/0000708 от 02.12.2011, а также о взыскании с таможенного органа судебных издержек в размере 15 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 апреля 2012 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости Таможенному кодексу Таможенного союза и Закону Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», поскольку обществом при таможенном оформлении были представлены все необходимые документы, в том числе платежные, в подтверждение заявленной им цены сделки, в связи с чем, у таможенного органа отсутствовали основания корректировки таможенной стоимости.

Удовлетворив требования ООО «ПК «Руспродимпорт», суд первой инстанции одновременно взыскал в его пользу с таможни судебные расходы в сумме 15 000 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможенный орган обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в представленных обществом документах содержатся многочисленные противоречия, не позволившие таможенному органу сделать однозначный вывод о их достоверности и достаточности для определения таможенной стоимости товара по избранному обществом методу. По мнению таможни, представленная обществом ведомость банковского контроля и иные платежные документы не являются документальным доказательством, подтверждающим цену сделки, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о документальном подтверждении заявленного метода определения таможенной стоимости является необоснованным.

Одновременно таможня оспаривает обоснованность взыскания судом в пользу общества судебных расходов на оплату услуг представителя.

В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.

В отзыве на апелляционную жалобу общество выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, отчетом о публикации на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети «Интернет» информацией о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество своего представителя в судебное заседание не направило.

В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя таможенного органа, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью «Компания пищевого сырья «Гелиос» и Компанией по импорту и экспорту зерен и масел г. Цзинин, провинции Шаньдун (КНР) заключен внешнеторговый контракт от 25 марта 1999 года № ASG99274.

Наименование и цена поставляемого товара установлены в спецификации № 3 и дополнительном соглашении от 29 июля 2011 года № 8 к контракту, согласно которым цена товара (арахис лущеный и нелущеный для промышленной переработки, страна происхождения Бразилия) составляет 950 долларов США за одну тонну на условиях поставки DAF-Забайкальск.

В соответствии с соглашением № 3 от 3 июля 2008 года права и обязанности покупателя по контракту были переуступлены ООО «ПК «Руспродимпорт».

В ОАО «Московский коммерческий банк» обществом 15 июля 2008 года оформлен паспорт сделки № 08070009/3172/0000/2/0.

В рамках исполнения названного внешнеторгового контракта и дополнительных соглашений к нему ООО «ПК «Руспродимпорт» по ДТ № 10612072/011211/0000708 был ввезен товар - зерна арахиса лущеные, недробленые, нежареные, не бланшированные и неприготовленные другим способом, урожай 2010 года, страна происхождения Бразилия, ГОСТ 17111-88, для промышленной переработки, код ТН ВЭД 1202200000.

Общество определило таможенную стоимость товара по цене сделки с ввозимыми товарами из расчета 950 долларов США за одну тонну на условиях DAF-Забайкальск.

В ходе проведения таможенного оформления товара, ввозимого по названным таможенным декларациям, таможня уведомила общество о том, что обнаружены признаки, указывающие на недостоверность сведений о заявленной таможенной стоимости, и приняла решения о проведении дополнительной проверки, в соответствии с которыми предложила представить дополнительные документы, а именно: прайс-лист фирмы изготовителя декларируемого товара, коммерческие предложения, выраженные в виде публичной оферты; копия экспортной таможенной декларации страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык; бухгалтерские документы о постановке товара на учет; информация о сделках с идентичными товарами или однородными товарами, проданными на экспорт в Российской Федерации; информация о стоимости и реализации ООО «Пищевой компанией «Руспродимпорт» идентичных или однородных товаров на внутреннем рынке Российской Федерации; сведения о величине расходов, производимых на территории Российской Федерации, затрат на хранение производимых на территории Российской Федерации; размер предполагаемой торговой надбавки; информация о скидках на оптовые поставки, предлагаемые Продавцом; оригинал контракта и дополнительных соглашений к контракту; пояснения по факту наличия у таможенного органа информации об аннулировании компании контрагента и о наличии китайских экспортных деклараций с иной стоимостью арахиса; копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора Компании по импорту и экспорту зерен и масел и его заместителей, содержащие образцы подписей указанных лиц; фамилии, имена лиц, уполномоченных на подписание контрактов, дополнительных соглашений, коммерческих документов со стороны Компании по импорту и экспорту зерен и масел на китайском языке; ведомость банковского контроля и платежные документы, подтверждающие оплату товара; справка из соответствующих органов КНР о регистрации используемых печатях Компанией по экспорту и импорту зерен и масел. Свидетельство предприятия как юридического лица, Свидетельство о постановке предприятия продавца на учет в налоговом органе и в таможенном органе.

Кроме того, обществу было направлено требование о корректировке сведений о размере подлежащих уплате таможенных платежей и предоставлении требуемого размера обеспечения таможенных платежей по ДТ  № 10612072/011211/0000708.

В ответ на указанное решение обществом были представлены копия запроса № ТК-72/1 от 22.08.2010 и ответ Продавца от 23.08.2010 № 0916, а также письменные пояснения, в которых общество указало следующее.

В связи запросом прайс-листа или коммерческого предложения (публичной оферты) сообщено, что общество ими не располагает по объективным причинам: ввиду не направления этих документов Продавцом в адрес Покупателя. Функцию коммерческого предложения (публичной оферты) исполняет контракт ввиду следующих обстоятельств: товар импортируется по долгосрочному контракту с установленной на постоянной основе ценой сделки. В указанной ситуации Продавец не представляет Покупателю Прайс-лист и коммерческие предложения (документы, характеризующие разовые сделки), то есть, стоимость сделки подтверждается контрактом.

Экспортная таможенная декларация КНР у общества отсутствует. Предоставление Продавцом экспортной декларации не является обязательным в силу обычая делового оборота в международной торговле и соответственно не предусмотрено контрактом. Общество не располагает реальной возможностью предоставить данный документ таможенному органу. Предоставлена копия запроса № ТК-72/1 от 22.08.2010 общества экспортной ГТД Китая в адрес Продавца в подтверждение предпринятых, мер. Так же предоставлен ответ Продавца от 23.08.2010 № 0916, в котором указано, что у Продавца отсутствует возможность предоставлять данный документ на каждую товарную партию. Так же в ответе на запрос Продавец обращается с просьбой к Покупателю не обращаться с подобными запросами к Продавцу, по причине не возможности их исполнения.

Оплата производится после поставки товара согласно условиям контракта. Товар на учет не поставлен. Соответственно, представить бухгалтерские документы возможности нет.

Информацией о сделках с однородными и идентичными товарами общество не располагает.

Заявленная таможенная стоимость подтверждается контрактом.

В отношении информации по расходам на территории Российской Федерации по транспортировке, хранению, грузовым операциям сообщено: цена товара определена на условиях DAF Забайкальск. В связи с чем, расходы по транспортировке, хранению, грузовым операциям на территории Российской Федерации не являются частью, цены товара. В качестве содействия аналитической работе таможенного органа общество сообщило следующую известную, ему информацию: стоимость транспортировки товара в ж/д крытом вагоне от ст. Забайкальск до ст. Борзя составляет 21427, 86 рублей (включая НДС), стоимость грузовых операций на ст. Забайкальск - 34 873,19 рублей (включая НДС) за 60 тонн. Стоимость хранения 1 тонны товара на СВХ «Даурский таможенный терминал» составляет 45 рублей в сутки за 1 тонну. Иной информацией общество не располагает, т.к. не осуществляет иные перевозки, как на территории Российской Федерации, так и по территории КНР. Транспортные расходы до границы включены в стоимость товара согласно условиям поставки DAF Забайкальск. Предоставлена так же копия запроса общества в адрес Продавца с просьбой представить запрашиваемую информацию в подтверждение предпринятых мер (№ ТК-45/3 от 10.08.2010).

Торговая надбавка величина непостоянная и зависит от понесенных обществом расходов, до конца таможенного оформления не может быть определена. А потому сведения о величине торговой надбавке представлены быть не могут по объективным причинам.

Контрактом предоставление скидок не предусмотрено.

Оригиналы контракта и дополнительных соглашений предоставлялись ранее.

Общество не располагает информацией об аннулировании Продавца как юридического лица.

Полномочиями на подписание контрактов, инвойсов и других финансовых документов со стороны Продавца обладают директор Цзян Юн, заместитель Чжан Вэй и их доверенные лица согласно законодательству КНР. Образцы подписей имеются в таможенном органе (в копиях контрактов, соглашений, товаросопроводительных документов на ранее оформленные товарные партии в период с 25.03.1999 года по настоящее время). Внешнеторговыми контрактами ASG99274, ASG99282 и обычаями делового оборота не предусмотрено оформление отдельного документа с образцами подписей представителей Продавца. У общества отсутствует возможность для предоставления таможенному органу образцов подписей продавца, в виду того, что не существует юридических оснований для получения данных образцов подписей от Продавца. Соответственно данное требование таможенного органа является невыполнимым по объективным причинам.

Сообщить сведения о получателе денежных средств согласно волеизъявлению Продавца будет возможно только после окончания таможенного оформления и получения заверенной копии ДТ (основания для платежа). Контрактом не предусмотрена предоплата за товар. Продавец до настоящего времени не сообщил о своем волеизъявлении в отношении платежа за товар.

Сообщить сведения о получателе денежных средств согласно волеизъявлению Продавца будет возможно только после окончания таможенного оформления и получения заверенной копии ГТД (основания для платежа). Контрактом не предусмотрена предоплата за товар. Продавец до настоящего времени не сообщил о своем волеизъявлении в отношении платежа за товар.

В таможенный орган при таможенном оформлении было представлено уведомление продавца № 0916 от 23.08.2011 года, в котором Продавец подтверждает, что является действующим юридическим лицом. Так же в данном уведомлении указано на то обстоятельство, что по китайскому национальному законодательству запрещено снимать копии с регистрационных документов компаний КНР и передавать их третьим лицам.

Ведомость банковского контроля была представлена ранее при оформлении декларации на товары 10612072/271011/0000261, так же к данной декларации на товары были приложены справка банка об оплате товара от 22.04.201 и заявление на перевод № 52 от 19.04.2011.

По результатам таможенного оформления ввезенного товара таможня отказала обществу в принятии заявленной таможенной стоимости и приняла решения о корректировке таможенной стоимости.

В качестве обоснования принятых решений о корректировке таможенной стоимости Читинская таможня указала следующее.

При проведении сравнительного анализа заявленной цены сделки с базой данных имеющейся в таможенном органе, выявлено занижение таможенной стоимости. Цена, заявляемая участником ВЭД, отклоняется в меньшую сторону от имеющейся у таможенного органа ценовой информации о стоимости товаров, аналогичных с оцениваемыми, что является основанием для возникновения сомнений у таможенного органа в ее достоверности.

Представленные к таможенному оформлению документы, в т.ч. для подтверждения таможенной стоимости, заявленной декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не подтверждают в полной мере заявленную таможенную стоимость и не отвечают требованиям по их оформлению.

В коммерческом инвойсе и упаковочных листах реквизиты иностранной стороны указаны следующим образом: «Компания по импорту и экспорту зерен и масел» КНР, провинция Шаньдун, г. Цзинин, ул. Тайпин, д. № 51, в то время как в контракте № ASG 99274 от 25.03.1999 реквизиты иностранной стороны указаны следующим образом: «Компания по импорту и экспорту зерен и масел» г. Цзинин, КНР, ул. Сяньин, 16.

В гр.2 ДТ адрес отправителя указан как «Компания по импорту и экспорту зерен и масел провинции Шаньдун, Китай, г.Цзинин, ул. Сяньинлу,16-1201», тогда как в дополнительном соглашении № б/н от 30.12.2008 к контракту ASG 99274 от 25.03.1999, адрес отправителя значиться как «Компания по импорту и экспорту зерен и масел провинции Шаньдун», адрес: КНР, г. Цзинин, ул. Сяньинлу,16.

Из условий контракта и представленных таможенных коммерческих и товаросопроводительных документов невозможно проверить и однозначно определить порядок формирования и осуществления взаиморасчетов за поставленный товар между продавцом и покупателем, Контрактом четко не оговорены условия оплаты за поставленный товар, либо минимальная /максимальная оплачиваемая партия.

Согласно сложившимся международным правилам оформления коммерческих документов, инвойс является документом, выставляемым продавцом для оплаты товара покупателем, поэтому он должен содержать поручение продавца о сроках оплаты и реквизитах банковского счета, на который будут перечислены денежные средства за поставленный товар. В данном случае представленные при таможенном оформлении инвойсы содержат информацию о получателе и отправителе товара, сведения же о банковских реквизитах продавца и покупателя, информация о сроках проведения взаиморасчетов за поставленный товар отсутствуют.

Забайкальской таможней от правоохранительных органов Забайкальского края получена оперативная информация, содержащая сведения об аннулировании предприятия «Корпорация по импорту-экспорту зерен и масел провинции Шаньдун компания г. Цзинин» как юридического лица с 24.09.2008. Таким образом, компания, заявляемая участником ВЭД в качестве контрагента по внешнеэкономической сделке, в действительности прекратила свою деятельность в 2008 году. Однако при этом, декларантом данная компания указывается в качестве контрагента по сделке.

Дополнительные документы по решению о проведении дополнительной проверки  представлены не в полном объеме, объяснение декларанта ООО «ПК «Руспродимпорт» носит формальный характер.

Обществу указано на необходимость определения таможенной стоимости товара с использованием иных методов, установленных статьей 7 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» от 25.01.2008 (далее - Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза»), исходя из ценовой информации иного участника ВЭД по ДТ № 10216130/090911/0026720.

ООО «ПК «Руспродимпорт» дало согласие определить таможенную стоимость другим методом в соответствии с произведенными таможенным органом расчетами.

В качестве основы для корректировки таможенной стоимости была использована ценовая информация другого участника внешнеэкономической деятельности.

В целях выпуска товаров общество разрешило таможенному органу использовать находящиеся на депозите авансовые платежи. После прохождения таможенного оформления и уплаты таможенных платежей товар был выпущен для свободного обращения.

Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о незаконности решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, исходя из следующего.

Согласно пункту 3 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных этим Кодексом, - таможенным органом.

Статьей 65 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров (пункт 1). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).

В соответствии со статьей 5 Соглашения Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2008 года «О порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления таможенному органу одной из Сторон, производящему таможенное оформление товаров, сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.