ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2012 года  Дело N А24-43/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 11 июля 2012 года .

Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2012 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович

судей Г. М. Грачёва, А. В. Пятковой

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.А. Ткаченко

при участии:

от ФГУП "Усть-Камчатский морской торговый порт": Лаптева Т.М. - паспорт, доверенность от 01.02.2012 № 6 сроком действия до 31.12.2012; Маркина Т.В. - паспорт, доверенность от 23.11.2011 № 205 сроком действия до 30.11.2012;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю: Трусова Л.В. - паспорт, доверенность от 29.12.2011 № 02-87 сроком действия до 31.12.2012; Николаенко О.В. - паспорт, доверенность от 20.01.2012 № 04-101 сроком действия до 31.12.2012;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Усть-Камчатский морской торговый порт"

апелляционное производство № 05АП-4647/2012

на решение от 23.04.2012 года

судьи Е.В. Вертопраховой

по делу № А24-43/2012 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению ФГУП "Усть-Камчатский морской торговый порт" (ИНН 4109000285, ОГРН 1024101218657)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю (ИНН 4101135273, ОГРН 1104101000013)

о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки от 16.12.2011 № 27184 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.12.2011, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Усть-Камчатский морской торговый порт» (далее -  ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт»; предприятие; ФГУП «УКМТП»; заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 3 по Камчатскому краю; межрайонная инспекция; налоговый орган; ответчик), выразившихся в выдаче справки от 16.12.2011 № 27184 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.12.2011, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой  утрачена, и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем выдачи справки о состоянии расчетов предприятия по налогам, сборам, взносам с указанием информации о невозможности взыскания как во внесудебном, так и в судебном порядке следующих сумм:

- ФБ налог на прибыль организаций штраф - 5357,66 руб.;

- ОБ налог на прибыль организаций штраф - 291,68 руб.;

- НДФЛ с доходов, облагаемых по налоговой ставке за исключением ИП, нотариусов и др. - 6238801,79 руб., пени - 5339277,60 руб.;

- налог на добавленную стоимость - 5330895 руб., пени - 22613620,94 руб., штраф - 754649,20 руб.;

- налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в ЕСГ - 554510,05 руб., пени - 130097,11 руб.;

- транспортный налог с организаций - 15898 руб., пени - 28598,56 руб., штраф - 2660 руб.;

- земельный налог в бюджеты поселений ст. 394 п. 1 пп. 1 НК РФ штраф - 25,20 руб.;

- земельный налог в бюджеты поселений ст. 394 п. 1 пп. 2 НК РФ - 10720 руб., пени - 86772,92 руб., штраф - 5901,80 руб.;

- госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах - 16735,68 руб.;

- госпошлина по исполнительным листам - 7727,24 руб.;

- налог на прибыль, зачисляемый до 01.01.2005 в МБ штраф - 17002,43 руб.;

- налог на имущество предприятий - 3205127,08 руб., пени - 3916800,33 руб., штраф - 261929 руб.;

- налог с владельцев транспортных средств - 19159 руб., пени - 60296,31 руб., штраф - 1175 руб.;

- налог на пользователей автодорог по погашению задолженностей - 1821519 руб., пени - 2679000,85 руб., штраф - 33 руб.;

- земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006) - 60685,27 руб., пени - 69138,53 руб., штраф - 1107,15 руб.;

- налог с продаж - 41303 руб., пени - 33168,17 руб.;

- целевые сборы на содержание милиции - 18871,80 руб., пени - 15651,55 руб.;

- прочие местные налоги и сборы - 379560,07 руб., пени - 492942,89 руб.;

- задолженность в ПФ - 7013714 руб., пени - 15399179,39 руб.;

- задолженность в ФСС - 462268,80 руб., пени - 807867,43 руб.;

- задолженность в ФФОМС - 54911,68 руб., пени - 374979,98 руб.;

- задолженность в ТФОМС - 813278,97 руб., пени - 5789728,76 руб.;

- задолженность в ГФЗ - 268154,85 руб., пени - 107299,75 руб.;

- единый социальный налог в ФБ (Н/А) - 2933431,70 руб., пени - 3880829,67 руб.;

- единый социальный налог в ФСС (Н/А) пени - 6596,21 руб.;

- единый социальный налог ФФОМС (Н/А) - 136419,12 руб., пени - 192672,30 руб.;

- единый социальный налог ТФОМС (Н/А) - 913665,47 руб., пени - 1225722,35 руб.

Решением от 23 апреля 2012 года суд признал незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю, выразившиеся в  выдаче 16.12.2011  справки № 27184  о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, без указания информации о невозможности (утрате) взыскания как во внесудебном, так и в судебном порядке следующих сумм: суммы - 5249,34 руб., входящей в задолженность по штрафу по налогу на прибыль организаций ФБ в размере 5357,66 руб.; суммы - 61643 руб., входящей в задолженность по штрафу по НДС в размере 754649,20 руб.; суммы 17002,43 руб., составляющей задолженность по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому до 01.01.2005 в МБ; суммы - 248903 руб., входящей в  задолженность по штрафу по налогу на имущество предприятий в размере 261929 руб.; суммы - 33 руб., составляющей задолженность по штрафу по налогу на пользователей автодорог. Суд также обязал налоговый орган дополнить справку № 27184  о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, информацией об утрате возможности взыскания указанных выше сумм. В остальном в удовлетворении заявленных требований федерального государственного унитарного предприятия «Усть-Камчатский морской торговый порт» отказано.

Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт,  унитарное предприятие указывает, что судом не дана оценка доказательствам и документам, приведенным заявителем,  в том числе, ссылке заявителя на решение арбитражного суда по делу №А24-1993/2011, в котором отражено, что платежи по земельному налогу  были оплачены заявителем, в то время как в документах представленных налоговым органом в материалы дела данные суммы значатся как неоплаченные и отражены в обжалуемой справке.

Кроме того, заявитель жалобы указывает, что не согласен со всей задолженностью, указанной в справке №27184. Полагает, что налоговым органом утрачена возможность взыскания задолженности предприятия, образовавшейся в период с 01.01.2001 года, поскольку   доказательств своевременного и обоснованного выставления требований по спорным суммам, по мнению предприятия, налоговым органом в материалы дела не представлено.

В судебном заседании представители ФГУП "Усть-Камчатский морской торговый порт"  поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю на доводы апелляционной жалобы возразили. Решение Арбитражного суда Камчатского края от 23.04.2012 в обжалуемой части считают законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Поскольку решение суда обжалуется в части, стороны возражений не заявляли, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность вынесенного судебного акта только в обжалуемой части (ч.5 ст. 268 АПК РФ).

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Усть-Камчатский морской торговый порт»  обратилось  к  Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю  с запросом  от 01.12.2011 исх. № 207 о выдаче справки  о состоянии расчетов предприятия  по налогам, сборам, взносам, с указанием задолженности по всем видам налогов, право на взыскание которых утрачено налоговым органом, как в досудебном, так и в судебном порядке.

Межрайонная инспекция  16.12.2011 составила и направила предприятию  справку № 27184  о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 декабря 2011 года, в которой отражена, в том числе задолженность  ФГУП «УКМТП» по: штрафам по  налогу на прибыль организаций ФБ  в сумме 5357,66 руб.; ОБ в сумме 291,68 руб.; НДФЛ с доходов, облагаемых по налоговой ставке за исключением ИП, нотариусов и др. в сумме  6238801,79 руб., пени по НДФЛ в размере 5339277,60 руб.; по  налогу на добавленную стоимость в сумме 5330895 руб., пени по НДС в размере 22613620,94 руб., штрафу  по НДС в сумме 754649,20 руб.; налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в ЕСГ в сумме 554510,05 руб., пени по налогу на имущество в размере130097,11 руб.; транспортному налогу с организаций в сумме 15898 руб., пени по транспортному налогу в размере 28598,56 руб., штрафу по транспортному налогу  в сумме 2660 руб.; штрафу по земельному налогу в бюджеты поселений ст. 394 п. 1 пп. 1 НК РФ  в сумме 25,20 руб.; земельному налогу в бюджеты поселений ст. 394 п. 1 пп. 2 НК РФ в сумме  10720 руб., пени по земельному налогу в размере  86772,92 руб., штрафу по  земельному налогу в сумме  5901,80 руб.; госпошлине по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в размере 16735,68 руб.; госпошлине по исполнительным листам в сумме  7727,24 руб.; штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому до 01.01.2005 в МБ в сумме 17002,43 руб.; налогу на имущество предприятий  в сумме 3205127,08 руб., пени по налогу на имущество в размере 3916800,33 руб., штрафу по налогу на имущество в сумме  261929 руб.; налогу с владельцев транспортных средств в сумме 19159 руб., пени по налогу с владельцев транспортных средств в размере  60296,31 руб., штрафу  по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 1175 руб.; налогу на пользователей автодорог по погашению задолженностей в сумме 1821519 руб., пени по налогу на пользователей автодорог  в размере  2679000,85 руб., штрафу по налогу на пользователей автодорог в сумме 33 руб.; земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006) в сумме  60685,27 руб., пени по земельному налогу в размере 69138,53 руб., штрафу по земельному налогу в сумме 1107,15 руб.; налогу с продаж в сумме  41303 руб., пени по налогу с продаж в размере  33168,17 руб.; целевым сборам  на содержание милиции в сумме 18871,80 руб., пени по целевым сборам на содержание милиции в размере  15651,55 руб.; прочим местным налогам и сборам в сумме  379560,07 руб., пени по прочим местным налогам и сборам в размере 492942,89 руб.; задолженности в ПФ в сумме  7013714 руб., пени по задолженности в ПФ в размере 15399179,39 руб.; задолженности в ФСС в сумме  462268,80 руб., пени по задолженности в ФСС в размере  807867,43 руб.; задолженности в ФФОМС в сумме  54911,68 руб., пени по задолженности в ФФОМС в размере  374979,98 руб.; задолженности в ТФОМС в сумме  813278,97 руб., пени по задолженности в ТФОМС в размере  5789728,76 руб.; задолженности в ГФЗ в сумме  268154,85 руб., пени по задолженности в ГФЗ в размере  107299,75 руб.; единому социальному налогу в ФБ (Н/А) в сумме  2933431,70 руб., пени по единому социальному налогу в размере  3880829,67 руб.; пени по единому социальному налогу в ФСС (Н/А) в размере  6596,21 руб.; единому социальному налогу ФФОМС (Н/А) в сумме  136419,12 руб., пени по единому социальному налогу ФФОМС в размере  192672,30 руб.; единому социальному налогу ТФОМС (Н/А) в сумме  913665,47 руб., пени по единому социальному налогу ТФОМС в размере  1225722,35 руб.

Полагая, что действия  межрайонной инспекции, выразившиеся в выдаче 16.12.2011 предприятию  справки  № 27184, содержащей сведения о задолженности ФГУП «УКМТП» перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена, не соответствуют  действующему законодательству и нарушают его права,  предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые ведут налоговые органы в установленном порядке.

На основании данных, отраженных в карточках расчетов налогоплательщика по налогам (пеням, штрафам с бюджетом), налогоплательщику выдается справка о состоянии расчетов с бюджетом. Форма  такой справки установлена  в приложении №  8  к Приказу Минфина РФ  от 18.01.2008 № 9н «Об утверждении Административного регламента  Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций».

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09).

Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с исчислением и уплатой налогов, в целях соблюдения конституционного запрета на произвольное необоснованное ограничение имущественных прав налогоплательщика в Налоговом кодексе Российской Федерации, его статьях 46, 47 и 48, установлены ограничения сроков принудительного взыскания задолженности по налогам (пеням, штрафам).

Пропуск налоговым органом этих сроков препятствует возможности взыскания с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам, но это обстоятельство не дает ему права списать их на основании статьи 59 НК РФ.

В то же время суды при проверке обоснованности включения налоговыми органами в выдаваемых налогоплательщикам справках о состоянии расчетов по налогам и сборам должны исходить из того, что указанные в справке сведения должны быть достоверными, что предполагает их полноту и объективность, соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на дату выдачи справки.

Поскольку сроки взыскания налогов, пеней и штрафов ограничены Налоговым кодексом Российской Федерации, пропуск налоговым органом этих сроков означает фактическую невозможность взыскания соответствующих сумм с налогоплательщиков.

Вместе с тем, из материалов дела судом установлено, что в Службе судебных приставов -  межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю на исполнении находится сводное исполнительное производство № 7/05/17/41 (№ до перерегистрации 30/17/8/6/2005-СД) от 26.01.2008 о взыскании с должника - ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» задолженности по налогам, сборам в общей сумме 94306000 руб., возбужденное на основании поступивших исполнительных документов межрайонной инспекции (тома 6, 7),  в  которое входит задолженность по налогам, сборам, пени, штрафам (кроме отдельных сумм штрафов),  указанная в справке № 27184 налогового органа, выданной 16.12.2011 заявителю.

Таким образом, по задолженности, отраженной в справке № 27184 и включенной в сводное исполнительное производство № 7/05/17/41 от 26.01.2008, Службой судебных приставов производятся исполнительные действия принудительного характера, направленные на исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах - актах органов, осуществляющих контрольные функции (налогового органа).

Кроме того, то обстоятельство, что сумма задолженности, указанная в справке № 27184 в общем размере  94617731, 29  руб. (кроме отдельных сумм  штрафов), включена в сводное исполнительное производство,  не оспаривается и не отрицается предприятием.

С учетом изложенного, судом обоснованно отклонен довод предприятия о том, что возможность взыскания задолженности, указанной в справке № 27184, утрачена из-за непринятия мер налоговым органом.

При этом, налоговым органом в судебном заседании признаны фактические обстоятельства  непринятия  мер к взысканию указанных сумм штрафов в размерах: 5249,34 руб., 61643 руб.,17002,43 руб.; 248903 руб.,  33 руб., сроки на принудительное взыскание которых истекли.