АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 10 июля 2012 года  Дело N А27-7401/2012

Резолютивная часть объявлена  09 июля 2012г.

Решение в полном объеме изготовлено  10 июля 2012г.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи Л.С. Тимошенко, при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Ю. Гончаровой, рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС», г. Калтан

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, г. Кемерово

об оспаривании предписания №В-574-в от 27.01.12 и постановления №В-574/1 от 08.02.12

при участии

от заявителя: Архипенко В.Н., начальник отдела правового обеспечения, доверенность от 05.06.2012, паспорт;

от Росприроднадзора: Федорова С.В., начальник отдела правового обеспечения, доверенность №004 от 13.01.12, паспорт; Алексеенко М.Н., заместитель начальника отдела правового обеспечения, доверенность №003 от 19.01.12, удостоверение;

у с т а н о в и л:

открытое акционерное  общество  «Южно-Кузбасская ГРЭС», г. Калтан (далее - ОАО «ЮК ГРЭС», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания №В-574-в от 27.01.12 и постановления №В-574/1 от 08.02.12 о назначении административного наказания.

Указанное постановление заявитель считает незаконным и подлежащим отмене, а предписание № В-574-в от 27.01.2012г - недействительным. В обоснование указывает, что внеплановая документарная проверка проводилась с целью контроля выполнения ранее выданного предписания, а именно - предписания № АТВЗ-192/5 от 04.08.2010г., в соответствии с которым Общество было обязано в срок до 15.01.2012г. разработать мероприятия с указанием сроков исполнения и согласовать с государственным органом, осуществляющим управление в области использования и охраны водных объектов мероприятия по доведению очистки сточных вод (производственных и ливневых) до утвержденных нормативов качественного состава сточных вод.  Акт проверки в указанной части, а также выданные в связи с ним вновь предписание № В-574-в от 27.01.2012г. и протокол об административном правонарушении № В-574-в от 27.01.2012г. считает не основанными на законе. Ранее выданное предписание считает выполненным.

Поскольку внеплановая документарная проверка проводилась с целью контроля выполнения ранее выданного предписания, то государственный инспектор не вправе был требовать предоставления документов, не относящихся к предмету проверки. В нарушение пункта 11 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 года  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ), в числе прочих государственным инспектором 18.01.2012г. были затребованы документы, содержащие результаты лабораторных анализов качества сточных вод по выпуску № 1 за 2011 год.

Также заявитель считает, что административным органом были нарушены требования ст. 20 Федерального Закона № 294-ФЗ, что влечет недействительность результатов проверки (подробно изложено в заявлении).

Управление Росприроднадзора требование не признало по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В частности указывает, что проверка проведена правомерно, с соблюдением Закона № 294-ФЗ, а также  в соответствии с п. 27 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 26.08.2008г. №192 (peг. в Минюсте РФ от 5 ноября 2008 г. № 12574 (далее-Административный регламент), согласно которому при проведении проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений водного законодательства, в обязательном порядке государственный орган обязан фиксировать вновь выявленные нарушения, а также факты нарушений, носящих систематический характер.

Для установления Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области выполнения предписания ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» - по доведению очистки сточных вод (производственных и ливневых) до утверждённых нормативов качественного состава сточных вод, на основании норм Закона № 294-ФЗ, были запрошены протоколы результатов КХА воды природной поверхностной, подземной, питьевой и сточной.

Изучив  материалы дела, заслушав  пояснения лиц, участвующих в деле, суд  установил следующее:

04.08.2011 в ходе проверки Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области были выявлены нарушения природоохранного законодательства, в  связи с чем, вынесено предписание № АТВЗ-192/5, в соответствии с которым  ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» обязано было до 15 января 2012 года: «Разработать мероприятия с указанием сроков исполнения и согласовать с государственным органом, осуществляющим управлением в области использования и охраны водных объектов мероприятия по доведению очистки сточных вод (производственных и ливневых) до утверждённых нормативов качественного состава сточных вод».

с 16 по 27 января 2012г. Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области на основании приказа по Управлению от 30.12.2011г. № 404-кн проведена  внеплановая проверка выполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта № АТВЗ-192/5 от 04.08.2010г.  По результатам проверки было выявлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» не выполнило в установленный срок законное предписание об устранении нарушений законодательства.

Кроме этого, Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области было установлено, что в период с 01.01.2011г. по 31.12.2011г.  Общество допускало нарушение правил водопользования при осуществлении сброса сточных вод выпуском № 1 в водный объект - р.Кондома.

По результатам проведенной проверки Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области был составлен Акт проверки от 27.01.2012г. № В - 574-в, протокол об административном правонарушении 27.01.2012г. № В - 574-в по факту невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор(контроль), об устранении нарушений законодательства, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, повторно выдано аналогичное предписание об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта от 27.01.2012 №В-574-в с установлением нового срока его исполнения, а также  составлен протокол об административном правонарушении № В-574/1-в от 27.01.2012г. и вынесено постановление о назначении административного наказания №В-574/1-в от 08.02.2012г.  по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Общество с данным предписанием 27.01.2012г. № В - 574-в и постановлением №В-574/1-в от 08.02.2012г. не согласилось, мотивируя тем, что ранее выданное предписание от 04.08.2011 выполнено, а постановление №В-574/1-в от 08.02.2012г. вынесено незаконно.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что оспариваемое предписание от 27.01.2012г. вынесено повторно, в результате неисполнения ранее выданного аналогичного предписания от 04.08.2011, с установлением нового срока исполнения. Оба предписания касаются предоставления  Управлению Росприроднадзора по Кемеровской области  разработанных мероприятий с указанием сроков исполнения по доведению очистки сточных вод (производственных и ливневых) до утверждённых нормативов качественного состава сточных вод». При этом, как установлено в судебном заседании из пояснений представителей Росприроднадзора, оба предписания касаются выпуска №1 в реку Кондома.

В связи с невыполнением, по мнению административного органа, предписания от 04.08.2011г., Общество было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ постановлением мирового судьи судебного участка №1 г.Калтан.

Решением Калтанского районного суда Кемеровской области  по делу №12-34/12 от 14.05.2012, вступившим  в законную силу, постановление мирового судьи отменено за отсутствием в действиях ОАО «ЮК ГРЭС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП  РФ, производство по делу прекращено  за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Суд признал, что предписание  от 04.08.2011 ОАО «ЮК ГРЭС» исполнено полностью в 2011г., т.е. до 15.01.2012г. ОАО «ЮК ГРЭС» разработан план мероприятий по доведению очистки сточных вод до нормативов допустимого сброса с указанием сроков исполнения.

При этом суд  не согласился  с мнением представителя административного органа о том, что предписание от 04.08.2010г. исполнено частично, т.к. план предусматривает только очистку ливневых вод, и признал, что предписание исполнено полностью, т.к. в плане мероприятий предусмотрена разработка и согласование проекта нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами. Согласно предписанию от 04.08.2011г. в понятие сточных вод включается - производственные и ливневые, следовательно, план мероприятий включает в себя понятия производственных и ливневых канализаций - стоков.

В соответствии с частью 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Обстоятельства, установленные вышеназванным  решением суда общей юрисдикции, имеют отношение к лицам и обстоятельствам, исследуемым в настоящем деле, в связи с чем, они не подлежат вновь доказыванию в силу  преюдициального значения судебного акта Калтанского районного суда.

Таким образом, поскольку Обществом исполнено предписание от 04.08.2011г. в  полном объеме, то в ходе внеплановой проверки с 16 по 27 января 2012г. его исполнения, у Управления Росприроднадзора по Кемеровской области отсутствовали основания для повторного требования в новом предписании от 27.01.2012 предоставления разработанных мероприятий по доведению очистки сточных вод (производственных и ливневых) до утверждённых нормативов качественного состава сточных вод вынесения идентичного, с установлением нового срока исполнения  до 01.09.2012г. В связи с чем, оно является недействительным. Доводы представителей Росприродгнадзора, заявленные в настоящем судебном заседании, о том, что предписание от 04.08.2010г. исполнено частично, т.к. план предусматривает только очистку ливневых вод, судом отклонены, поскольку они были предметом исследования Калтанского районного суда и им дана оценка в судебном акте.

Одновременно в ходе проверки выполнения предписания были выявлены нарушения водоохранного законодательства, в связи с чем, Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 10  Закона №294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

При проведении проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений водного законодательства, в соответствии с п. 27 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 26.08.2008г. №192, в обязательном порядке государственный орган обязан фиксировать вновь выявленные нарушения, а также факты нарушений, носящих систематический характер.

Для установления факта выполнения предписания от 04.08.2011 ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» в части, насколько разработанные мероприятия по доведению очистки сточных вод (производственных и ливневых) до утверждённых нормативов качественного состава сточных вод эффективны, на основании № 294-ФЗ, Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области были запрошены протоколы результатов КХА воды природной поверхностной, подземной, питьевой и сточной.  I

В соответствии с ч. 4 ст., 11 Закона №294-ФЗ  в случае, если в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), имеются сведения не позволяющие оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

Так как при первоначальном предоставлении документов ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» отсутствовали результаты лабораторных анализов качества сточных вод по выпуску №1 за 2011г., что не позволяло оценить исполнение Обществом обязательных требований, выполнение которых обязательно в соответствии с ранее выданным предписанием, а, соответственно, и достижение цели выданного предписания, в адрес ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было направлено требование о предоставлении таких документов.

В результате было установлено, что ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС», кроме того, осуществляет водопользование в целях сброса сточных вод выпуском №1  без очистки в р. Кондома с нарушением установленных требований, а именно: из проведенного анализа данных производственного контроля (протоколов результатов КХА сточных вод), выполненных санитарно-промышленной лабораторией ОАО «Южно- Кузбасская ГРЭС», следует, что содержание загрязняющих веществ в сточных водах выпуска № 1,  сбрасываемых  в  р.  Кондома  ОАО  «Южно-%збасская ГРЭС» в период с 01.02.2011 г. по 01.01.2012 г., превышает установленные нормативами допустимого сброса (НДС) от 17.10.2008г. per. №КЕМ_25/1_2677 допустимые концентрации по загрязняющим веществам, поименованным в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности от 08.02.2012.

В соответствии со ст. 28.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Из  оспариваемого постановления следует, что ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» в период с февраля 2011 г. по декабрь 2011 г. осуществляло водопользование в целях сброса сточных вод организованным выпуском №1 (координаты места сброса: 53°30,57,1С.Ш. и 87в15'13"В.Д.) без очистки в водный объект - р. Кондома, нарушая при этом правила водопользования установленные требованиями: п. 6 ч.2 ст. 39, ч.1 ст. 44, ч. 4 ст. 35, п.1 ч.б ст. 60 Водного кодекса РФ №74-ФЗ, ч. I и 3 ст. 22, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данные действия квалифицированы по части 1 ст. 8.14 КоАП РФ, как нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Обстоятельства совершения правонарушения заявителем не оспорены.

В связи с вышеизложенным, доводы заявителя о неправомерном привлечении его к административной ответственности по результатам  внеплановой проверки, целью которой являлся контроль за  выполнением ранее выданного предписания, и о том, что государственный инспектор не вправе был требовать предоставления документов, не относящихся к предмету проверки, судом признаны необоснованными.

Процессуальных нарушений при принятии постановления  о назначении  административного наказания не установлено, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями  167-170, 201, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

требование удовлетворить частично.

Признать недействительным предписание №В-574-в об устранении выявленных нарушений от 27.01.12, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, г. Кемерово,  открытому акционерному обществу «Южно-Кузбасская ГРЭС», г. Калтан.

В остальной части требования отказать.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области в бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 2000руб в части признания недействительным предписания.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья    Л.С.Тимошенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка