ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2012 года  Дело N А40-120252/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2012

Постановление в полном объеме изготовлено  10.07.2012

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,

Судей:  Каменецкого Д.В., Якутова Э.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Экзотика Плюс»

на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.03.2012

по делу №А40-120252/11-84-773, принятое судьей Сизовой О.В.,

по заявлению ООО «Экзотика плюс» (ОГРН 1037739128349; г.Москва, ул.Гурьянова, д. 17)

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Тамурка А.В. по доверенности от 01.02.2012,

представитель ответчика  не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.03.2012, принятым по настоящему делу, ООО «Экзотика Плюс» отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (ДЗР г.Москвы) в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Москва, ул.Кржижановского, вл.19/28 для строительства магазина шаговой доступности и его последующей эксплуатации, содержащегося в письме от 20.07.2011 №33-1Т6-1329/11-0-1.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответ Департамента земельных ресурсов города Москвы от 20.07.2011 №33-1Т6-1329/11-0-1 не является решением об отказе в оформлении земельно-правовых отношений, поскольку данное решение может быть принято только в рамках режима «одного окна». Оспариваемое письмо не носит характер ненормативного акта, т.е. не содержит обязательных для общества указаний, властных предписаний и, следовательно, не нарушает экономические права и законные интересы заявителя.

Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в своей апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального права. При этом указывает, что направление Обществом заявления об утверждении схемы расположения земельного участка соответствует положениям статей 30, 31 Земельного кодекса РФ, в связи с чем оспариваемый отказ является незаконным.

Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя,  поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с п.4 приложения к распоряжению префекта ЮЗАО г.Москвы от 21.11.2007 №1336-РП ООО «Экзотика Плюс» признано победителем конкурса по строительству магазина на земельном участке общей площадью 0,0108 га по адресу: г.Москва, ул.Кржижановского вл.19/28 и ему предоставлено право на разработку разрешительной документации.

Заявитель 04.07.2011 обратился в ДЗР г.Москвы с письмом об оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории по адресу: ул.Кржижановского, вл.19/28 для проектирования и строительства объекта шаговой доступности (объект торговли, общественного питания).

В ответ на данное обращение в письме  от 20.07.2011 №33-1Т6-1329/11-0-1 Департамент сообщил, что  в соответствии со статьями 30, 38 Земельного кодекса РФ, ст.8 Закона города Москвы от 19.12.2007 №48 «О землепользовании в городе Москве» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для строительства осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). При этом предметом торгов является право на заключение договора аренды (л.д.10).

Согласно распоряжению Префекта ЮЗАО от 21.11.2007 №1833-РП предметом проводившихся конкурсов являлось определение заказчиков-инвесторов по строительству предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности. Права на заключение договоров аренды земельных участков предметами этих конкурсов не являлись.

Кроме того, согласно п.2 распоряжения Префекта от 21.11.2007 №1336-РП заказчики-инвесторы, победители конкурсов были обязаны в течение одного года с момента выхода указанного распоряжения оформить документацию Москомархитектуры, включая разработку акта разрешенного использования (АРИ).

Вместе с тем заявителем данное положение распорядительного документа Префектуры исполнено не было, в указанные сроки АРИ не был оформлен.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 №1019-ПП «О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы» рассмотрение вопросов в области земельных отношений при строительстве на территории города Москвы, в том числе о предоставлении земельных участков для проектирования и строительства объектов капитального строительства (с проведением или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) входят в функции Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 12.04.2011 №119-ПП «О предоставлении земельных участков для целей строительства в городе Москве с проведением процедуры торгов» Департамент уполномочен обеспечивать проведение кадастровых работ и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, права на заключение аренды которых планируется выставить на торги.

В связи с изложенным Департаментом в настоящее время проводятся мероприятия по обеспечению постановки на кадастровый учет конкурсных земельных участков для последующего вынесения вопроса о проведении торгов на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.

Полагая, что отказ Департамента земельных ресурсов г.Москвы в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, содержащийся в указанном письме, нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями.

Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено

В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 №65-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю, а также принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

На основании изложенного, а также с учетом положений Регламента подготовки документов, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 №643-ПП, уполномоченным органом по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей, является Департамент земельных ресурсов города Москвы.

В силу ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов по результатам проведения торгов (конкурсов, аукционов); с предварительным согласованием мест размещения объектов, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Согласно ч.5 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

В соответствии с п.3 ч.7 ст.30 Земельного кодекса РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Ссылка заявителя на то, что правоотношения между сторонами по предоставлению спорного земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса РФ возникли на основании распоряжения Префекта ЮЗАО от 21.11.2007 №1833-РП, не принимается апелляционным судом как необоснованная.

Указанным распоряжением утверждены итоги конкурса по определению заказчиков-инвесторов по строительству предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности, расположенных на территории ЮЗАО г.Москвы.

При этом указания на то, что на основании данного распоряжения спорный земельный участок предоставляется заявителю в собственность или в аренду, не имеется.

Кроме того, пунктом 2 указанного распоряжения Префекта заказчики-инвесторы были обязаны в течение одного года оформить документацию Москомархитектуры, включая разработку акта разрешенного использования.

Между тем акт разрешенного использования заявителем в установленный срок оформлен не был.

Ссылки заявителя на то, что срок представления акта разрешенного использования был продлен, а также на изменение градостроительного законодательства при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание.

Следует также отметить, что в соответствии с Регламентом и Регламентной таблицей, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 №643-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год», Департамент производит оформление документов только в режиме «одного окна».

Однако доказательств того, что заявитель обращался в Департамент с заявкой по утвержденной форме в режиме «одного окна» с приложением пакета документов, установленных Регламентной таблицей, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

Кроме того, в соответствии с вышеупомянутым Постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 №1019-ПП «О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы» рассмотрение вопросов в области земельных отношений при строительстве на территории города Москвы, в том числе о предоставлении земельных участков для проектирования и строительства объектов капитального строительства (с проведением или без проведения торгов (конкурсов, аукционов), входят в функции Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.

В настоящем случае решение Градостроительно-земельной комиссией по испрашиваемому земельному участку принято не было.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый отказ Департамента в оформлении по заявлению ООО «Экзотика плюс» распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории по адресу: ул.Кржижановского вл.19/28, выраженный в письме от 20.07.2011 №33-1Т6-1329/11-0-1, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем вывод суда о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований является правомерным.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.03.2012 по делу №А40-120252/11-84-773 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий
     Е.В.Пронникова

     Судьи
     Д.В.Каменецкий

     Э.В.Якутов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка